Кариатиды Эрехтейона, являются распространёнными символами афинского Акрополя, представляют собой каменные конструкции, несущие крышу храма. Этот монумент являлся уникальным, т.к. не имеет аналогов в истории архитектуры Древней Греции.
Второй по значимости монумент Акрополя — Эрехтейон. В древние времена он занимал центральное место, посвящался почитанию богини Афины. Когда Парфенон являлся публичным храмом, то Эрехтейон — культовый. Основные церковные обряды, лежащие в основе поклонения Афине, велись именно в Эрехтейоне. Тут размещалось изваяние богини.
Содержание
Легенды и мифы
Храм — религиозный центр Афин. Стоит на земле, где произошёл спор между Посейдоном и Афиной за управление городом. Присутствие отметин, запечатлённых трезубцем Посейдона на горе, в момент дискуссии с Афиной, видим в зале Эрехтейона. Драгоценная реликвия постоянно располагается на улице, в конструкции портика выполнили отверстия, уцелевшие и сегодня.
Поблизости доступ в пещеру, находящуюся под храмом. Это место обитания священной змеи богини Афины. Она аллегория древнего знаменитого царя Афин, защитника столицы — Эрехтея. В честь него назвали храм. Изначально Эрехтейон именовался — храмом Афины Полиады (заступница города), хранящий античную скульптуру. В период владычества римской империи на все здания было распространено название — Эрехтейон.
Согласно древнейшему преданию, Эрехтоний сын богини земли Геи и Гефеста. В младенческом возрасте для формирования личности Афина забрала его на воспитание и поместила в ларец, передав дочкам царя Аттики Кекроп — Аглавре, Герсе и Пандроссе, наложив запрет приоткрывать его. Герса и Аглавра проявили излишнюю заинтересованность, взглянули внутрь ларца. Смотря на дитяти, которого охраняло 2 змеи, они утратили разум и в леденящем ужасе, потеряв рассудок, прыгнули со скалы Акрополя вниз. В результате падения они разбились насмерть.
Эрихтоний достиг высокого положения в Афинах, став царём. Эрехтоний и Эрехтей — это одно и то же лицо, как утверждают легенды. Другая версия говорит, что Эрехтей сын Эрехтония.
Много мест в храме, которые напоминают о сказках об Эрехтее.
Зайдём в северный портик. Под ним захоронение Эрехтея. Пройдя в западную часть храма , недалеко от алтаря Посейдона, было святилище Эрехтея. Северный портик был украшен большой инкрустированной дверью. Недалеко от святилища Посейдона и Эрехтея размещались алтари бога ремёсел Гефеста и Бута.
Оба святилища были связаны с галереей, которая тянулась вдоль западного фасада. Тут был колодец, наполненный солёной водой. Это источник, по легендам созданный Посейдоном, с помощью которого он соединялся с морем.
Возведение храма
Здание Эрехтейона возведено в период, когда на Акрополе началось строительство. Всё задумалось и осуществилось в век Перикла. Возникла необходимость возведения храма, посвящённого античной статуе Афины, которая, по поверью, упала с небес и стала главной святыней Акрополя. Она очень долго стояла в храме в центральной части Акрополя. В Аттику вторглись персы,храм Афины сожгли, но греки, осознавая опасность, перенесли изваяние на остров Саламин. Когда персы были изгнаны с территории Афин, афиняне восстановили для сохранения скульптуры старый храм, используя сохранившуюся сторону его западной части.
421 год до н. э. ознаменовался застройкой Эрехтейона. Работы длились до 406 г. до н.э.В скором времени храм разрушается от сильнейшего пожара. Воспроизведён вновь спустя двенадцать лет: в 394 г. до н.э.
Имя архитектора, спроектировавшего храм, остаётся загадкой. Многие учёные, которые занимаются изучением архитектуры Эрехтейона и Пропилей, полагали, что автором этих сооружений, возможно, был
архитектор Мнесикл. Многочисленные тексты, вырубленные в плитах, обнаруженные на Акрополе, сообщают о присутствии зодчих Филокла и Архилоха, но они, вероятно, являлись прорабами.
Античное зодчество, представленное в Эрехтейоне, уникально и неповторимо. При своих относительно малых параметрах храм воссоединил множество святилищ. Большинство их на данной территории стояло до возведения Эрехтейона.
Архитектура
План сооружений состоит из прямоугольника, размер которого составляет 23,5 на 11,6 метра. Фасадные стены необыкновенно красивы и разнообразны. Угол фасада Эрехтейона с запада представлен Кекропейоном -могилой и святилищем славного Кекропа, который был первым царём Аттики. Выше находится знаменитый портик кариатид, который является одной из изюминок Эрехтейона.
Кариатиды
На высоте в 2,6 метра находятся 6 изваяний девушек, поддерживая перекрытия портика. Кариатиды Эрехтейона — самые совершенные из всех подобных произведений античности. В высоту их формы превышают рост человека — 2,3 метра.
Левая и правая части кариатид имеют зеркальные отражения. Эти статуи созданы с исключительным мастерством, в их образах нет окаменевшей стати, они свободны и полны жизни. Девушки изображены в пышных пеплосах, которые струятся по их плечам. Высокие головы, смотрящие горделиво и не опускающие взгляда, обрамлены волосами, которые падают на плечи и спину. Кариатиды безмятежны, застыли, опираясь на одну ногу и немного подогнув вторую. Из-за того, что руки их не уцелели, до настоящего момента не имелось возможности с точностью определить первоначальный вид шедевра. В 1952 г. в Италии, на месте усадьбы правителя Адриана археологами были найдены статуэтки из камня, по формам и величине соответствующих кариатидам Эрехтейона. Только после обнаружения данного артефакта, оказалось понятно, что девушки удерживали края одежды левой рукой, а правой удерживали чашу для жертвоприношений.
В качестве гипотезы можно рассматривать то, что кариатиды Эрехтейона были созданы аррефорами, которые являлись служительницами почитания Афины, и выбирались из самых богатых семейств Афин. Их задачей было производство святого пеплоса, в который каждый год облачалась статуя Афины, находящаяся в Эрехтейоне.
Жаль,что портик кариатид и архитектурный комплекс афинского Акрополя уничтожен временем. В 19 в. одно изваяние отломал и спёр лорд Эльджин, который являлся британским гробокопателем. Её пришлось заменить на копию. Несмотря на то, что в настоящее время утрачены руки и лица, кариатиды Эрехтейона, по-прежнему есть прекрасные произведения эллинского скульпторского мастерства.
От портика Эрехтейона с восточной стороны вниз ведёт лестница, состоящая из 14 ступенек.
Она приводит к размещённому внизу малому двору, замыкая шестиколонный северный проход. Он являлся центральным проходом на западную территорию храма. Колонны поднимаются на высоту 7,6 м. На фасаде здания находятся четыре, а две другие — по сторонам.
Олива
На западной стороне Эрехтейона наблюдаем на протяжении многих веков, как поднималась божественная олива богини. Потому-то внешний вид западного фасада отличается от других греческих храмов тем, что здесь не было возможности установить похожий проход, как на восточной стороне. Данные обстоятельства привели к тому, что 4 колонны, которые составляют западный портик, приподняли на подножие высотой порядка 4 метров, и пространства между ними закрыли решёткой из бронзы.
В результате на фоне мрамора колонн расцвело оливковое деревце серебристо-зелёного цвета. Его посадили в 1920 г. на участке, где, согласно историям античных писателей, взошло священное дерево, в результате удара копья Афины.
Фриз
От греческих храмов Эрехтейон отличается своей уникальной скульптурой. Кружево из мрамора очерчивает двери и входы храма, скользит, не прерываясь, по верху стен и колонн. Искусство античных ваятелей, поражающее своей красотой и безупречностью, восхищает точностью и продуманностью форм. Когда-то рельефный фриз, который был расположен по всему периметру здания, являлся неотъемлемой частью фасадов Эрехтейона. На нём могли увидеть разнообразные сцены из мифов об Эрехтее, афинских героях и их подвигах. Эти белоснежные мраморные формы изготовили отдельно, далее прикрепили к фонам из сине-черного известняка. Эта техника обеспечивала выразительный контраст. Усиливая его, части фигур покрывали позолотой. Капители колонн также покрыты позолотой и расписаны. Сегодня уцелевшие остатки великолепного фриза обозреваем в музее Акрополя.
Убранство
Внутреннее убранство Эрехтейона утратилось. Какова обстановка храма была в те времена, мы можем узнать лишь из произведений древних авторов. Внутреннее помещение храма было поделено на 2 неравные части высоченной стеной. С восточной стороны — святилище, посвящённое Афине Полиаде. Для того чтобы попасть в это помещение, нужно пройти через восточный шестиколонный портик, высотой 6,5 м. На данный момент от него остались 5 колонн, так как 6-я похищена дворянином Эльджином.
Преобразования
Как и другие сооружения на афинском Акрополе, Эрехтейон не раз претерпевал разрушения и преобразования. В византийский период в нём действовал храм, посвящённый Богоматери. В период турецкого завоевания Эрехтейон превращён в гарем одного из турецких султанов Афин.
В 1837—1847 гг. Греция, обретя независимость, приступила к реконструкции храма. Второй раз реставрирован в 1902 — 1909 гг. Восстановили портик кариатид, северную и южную стены, западный фасад храма.