Содержание
Введение
В истории ранних храмов нечасто случается так, что кроме постройки остаются сообщения древних авторов о самом храме, его возведении и священнослужителях. Изредка сохраняется декоративное убранство, позволяющее понять назначение храма. И лишь в единичных случаях в декоре присутствуют изображения тех ритуалов, которые в нём отправлялись. К счастью, всё это можно отнести к Парфенону — прекраснейшему и наиболее знаменитому их эллинских храмов.
Парфенон возвышается на Акрополе — древней цитадели Афин, исполнявшей роль сакрального центра ещё в эпоху микенских дворцов (II тысячелетие до н. э.) Храмы, большие и маленькие, строились здесь начиная с VII веке до н. э. (от них уцелела целая серия скульптурных фронтонов, украшающих ныне Музей Акрополя). В эпоху Перикла, после окончательной ликвидации последствий греко-персидских войн (500-449 гг. до н. э.), Акрополь отстроили заново. И Парфенон приобрёл статус одного из главных храмов.
Праздник Великие Панафинеи
По старинной традиции все жители города раз в пять лет отмечали на Акрополе торжественный праздник Великие Панафинеи, посвящённый Афине, богине — покровительнице города. И Парфенон включался в это церемониальное действо.
Мысленно перенесёмся в Афины 30-х гг. V века до н. э. Душная июльская ночь 28 числа месяца гекатомбеона, первого месяца афинского календаря. У подножия Акрополя толпится народ в ожидании начала праздника. Свет старого года в эти дни угасал —« умирали» и богиня — Луна и бог — Солнце (солнце, войдя в фазу летнего солнцестояния, начинало терять свою силу, луна уходила в подземный мир в дни новолуния). Их поглощали всемирные воды — Хаос, из которого оба светила должны были вернуться обновлёнными. Свет гасили и в главной святыне города — в храме АФИНЫ Полиады (Матери) на Акрополе, где почитался также и её супруг — древний акропольский бог Посейдон — Эрехтей.
Но этот критический для мира момент в то же время таил в себе рождение нового. Новый свет появлялся на ночном празднике паннюхис (всенощная). Каждая из 10 территориальных групп Аттики выделяла лучших бегунов, и те отправлялись за новым огнём в рощу Академа, недалеко от Акрополя. Там они зажигали факелы на старинном алтаре Прометея. А затем бегом, по эстафете, передавали их вверх, к храму.
На заре все афиняне (потому и праздник называется Всеафинским — Пинафинеями) собирались у пританея. Они выстраивались в длинную процессию и направлялись на вершину горы. Возглавляли шествие таллофоры — знатные афинские старцы в белых одеждах с цветущими ветвями (таллос) в руках. За ними шла девушка — канефора, носительница священной корзинки — кануна, в которой среди горстей ячменя скрывался нож, важнейший атрибут ритуала. Далее следовали люди, находящиеся в самом расцвете сил. Юноши вели жертвенных животных, коров и овец, несли музыкальные инструменты, а девушки — сосуды для воскурения фимиама и два трона для богов. Афинянки были одеты в белое, а метеки, не коренные жители,— в пурпур. Мужчины — метеки несли на плечах тяжёлые сосуды-ладьи с медовыми сотами и прочими дарами богам. Девушки и женщины держали зонтики, защищая новорождённых богов от палящего солнца. Замыкали процессию конные эфебы, юноши от 18 до 20 лет, служащие в воинских формированиях. Укутанные в чёрные плащи, они будто только что вышли из потустороннего мира.
Участники шествия несли с собой также корабль — в знак того, что боги рождаются в водах. На мачте корабля как парус развевался главный дар богине — шафранный пеплос с золотистым отливом со сценами битвы богов и гигантов. В течение четырёх лет под руководством опытных работниц его ткали две юные девушки — аррефоры (служительницы культа Афины), в возрасте от 8 до 11 лет из знатных афинских семей.
Достигнув Акрополя, процессия, войдя через торжественные врата Пропилеи, оказывалась на удлинённой площади.
Расположение и архитектура храма
Слева от входящих стоял старый храм Афины Полиады и Эрехтея с главными святынями Акрополя. Справа — недавно возведённый в честь Афины Парфенос (Девы) храм Парфенон. Отсюда открывался великолепный вид на далёкие горы и нижние селения, реки и ручьи, бесчисленные храмы и святые места Аттики. Так, совершая восхождение на Акрополь, люди словно приобщались к небожителям.
Парфенон выстроили зодчие Иктин и Калликрат в 447-438 гг. до н. э. (скульптурные работы, которыми руководил Фидий, завершились в 432 году). Его установили на месте старого, разрушенного в греко-персидских войнах храма богини в дорийском ордере, но с включением целого ряда ионийских черт. Храм отличался гармоничными пропорциями и имел по 8 колонн на торцах и по 17— на длинных сторонах. Внутри, кроме обычных преддверия, храмовой части и задней комнаты размещался ещё четырёх колонный зал парфенон, в котором, очевидно, ткали шерстяной пеплос для праздника.
Парфенон возводили из местного пентелийского мрамора, рыже — золотистый тон которого казался особенно тёплым по сравнению с мрачной скалой. Храм поставили на ступенчатый цоколь с крупными ступенями для богов и более мелкими — для людей.
Поскольку снизу храм воспринимался на фоне неба в сильном ракурсе, зодчие склонили его вертикальные оси к центру, а горизонтальные прогнули: нижние — вверх, верхние — вниз. В итоге здание как бы сжималось в пружину. У него не было ни одной прямой линии. Двускатную кровлю храма увенчали скульптурные украшения в виде стилизованных листьев пальмы (пальметты) и связанных с ними завитков (волюты).
Процессия, оставив корабль у подножия Акрополя, далее несла пеплос уже только на мачте. Разделившись на 2 рукава, она обходила Парфенон вдоль северной и южной сторон, а потом соединялась в дальнем конце площади, у Большого алтаря, установленного напротив восточного входа в храм.
Скульптуры и фризы храма
При этом все участники шествия могли видеть многочисленные рельефные плиты с изображением битв: на западной стене — сцены боя греков с амазонками. На длинной северной стене — эпизоды Троянской войны. На длинной южной — бой с кентаврами и, наконец, на восточной — битву богов и гигантов. Над скульптурами работали мастера разных поколений, и у молодых все герои, даже кентавры, приобретали величавые и благородные черты.
Внутри, за наружной колоннадой, просматривается ещё один, ионийский фриз, непрерывной лентой охватывающий храм. На нём изображалось главное священнодействие афинян — Великие Панафинеи.
Западный фриз запечатлел подготовку к праздничному шествию. Восточная стена храма — богов, встречавших панафинейскую процессию (их незримое присутствие ощущал каждый афинянин). А в центре фриза находились священнослужители с пеплосом и тронами для богини и бога.
Фронтоны храма представляли два великих события — западный — местного, восточный — космического масштаба. Западный изображал первый этап сотворения мира — разделение его на 2 части.
Мифы и легенды
Согласно легенде, в споре за обладание Аттикой Посейдон высек трезубцем источник солёной воды — так называемое Эрехтеево море. А Афина посадила оливу (она росла у западной стены Эрехтейона). Афиняне предпочли дар богини. Однако на фронтоне супруги-спорщики равноценны. Они отталкиваются друг от друга. При каждом — колесницы со вздыбленными конями. А по сторонам сидят судьи — боги и богини Аттики.
Правда, есть и другая версия. По ней все решали отнюдь не боги, но народ. И «демос» изрёк что-то типа: кто больше заплатит, тот и будет править. А когда народ поставили перед выбором — море или земля, хитрые горожане построили один храм для обоих богов и взяли оба подарка (получился двухуровневый храм Эрехтейон, где верхний уровень принадлежит Афине, нижний и левее — Посейдону.
Есть и ещё не одна версия…
По следующей, также прилетели боги, продемонстрировали дары и провозгласили — давайте выбирайте…
И далее голоса разделились «по полам»— женщины проголосовали, естественно, за девственницу, мужчины — за Посейдона. Когда же все подсчитали, выяснилось, что победили женщины (женщин оказалось больше на одну, чем мужчин), поэтому город и назвали Афинами.
А раздосадованный бог морей во избежание недоразумений в будущем лишил женщин права голоса.
Кстати, женщины его были лишены в Греции до 1953 года.
На восточном фронтоне показан «союз» двух представителей космоса — сцена рождения Афины из головы Зевса.
Статуя Афины
Наступает рассвет, и Олимп торжествует. Боги, слыша от крылатой Ириды весть о рождении Афины, заливаются радостным смехом. И весь мир полнится светом, сиянием и торжеством, обновляется и становится ещё сильнее и краше.
С восходом солнца на Большом алтаре приносили обильные жертвы. Дверь храма торжественно отворялась, и первый луч света вспыхивал на величественной 12-метровой статуе Афины, выполненной из золота и слоновой кости. Фидий изваял Афину в полный рост, облачённой в подпоясанный хитон, в богатом шлеме, украшенном фигурами сфинкса и двух пегасов, с копьём и щитом в одной руке и с двухметровой Никой — в другой. С 3 сторон Парфенос была окружена двухъярусной колоннадой. Возможно, здесь, как в храме Зевса в Олимпии, эллины могли подниматься на балконы, символически приобщаясь к Олимпу и жизни богов.
Разрушение храма
Парфенон, переделанный сначала в христианскую церковь, а затем в мечеть, сохранился до наших дней, хотя был сильно разрушен в 1687 году при осаде венецианской армией: помещённый в нём турками пороховой склад взорвался, обрушив кровлю, стены храма и часть колонн. Предводитель венецианцев Морозини предпринял неудачную попытку снять фигуры коней с западного фронтона. В результате они упали с высоты и разбились на мелкие фрагменты. Часть скульптур Парфенона в начале XIX века вывез, с разрешения турецкого паши, английский посол лорд Элджин. И ныне они находятся в Британском музее в Лондоне.
Но и после таких утрат Парфенон продолжает оставаться одним из прекраснейших храмов древности, непревзойдённым по величию и красоте.