Содержание
Мирон — автор «Дискобола»
С давних времен нередко публицисты затрагивают известность создателя «Дискобола» — Мирона и, повествуя о его скульптурах, считают его выдающимся творцом V века до нашей эры. Ученые не смогли установить когда родился и умер великий художник. Римский писатель Плиний считает, что родился Мирон в маленьком городишке Элевферы, на рубеже двух субъектов Древней Греции, Аттики и Беотии. Однако, спартанский полководец Павсаний, считает Мирона афинянином. Есть сведения, что Мирон проживал и трудился в Афинах, где возымел сословие афинского гражданина. В то время этот статус был очень престижным. Родные Мирона, по всей видимости, не были приближены к искусству.
Плиний писал, что учился Мирон у Агелада известного скульптора южной Греции, творившего в Аргосе. К его ученикам относятся такие художники как Поликлет и Фидий. Беря заказы от ряда городов и областей Греции, Мирон возвел огромное число статуй богов и героев. Мирон был известен и как ювелир. Отдельные древние публицисты указывают на изготовленные им серебряные сосуды.
Работы Мирона придавали привлекательность городу его учителя Аргосу. Остров Эгины Мирон украсил изображением богини Гекаты, остров Самоса замечательными фигурами Зевса, Афины и Геракла на едином постаменте. Эта группа до такой степени восхитила римского полководца Антония, что он забрал ее в Александрию, и только император Август возвратил острову статуи Афины и Геракла, оставив Александрии изображение Зевса. Плиний и Цицерон рассказывают о мироновских скульптурах Аполлона в городе Эфесе и в святилище бога врачевания Асклепия в сицилийском городе Акраганте. Для беотийского города Орхомен Мирон выполнил скульптуру бога Диониса. Трудился Мирон и над образами знаменитых мифологических героев Геракла и Персия. Скульптурная Персия возвышалась на Афинском акрополе.
Греция родоначальник Олимпийских игр
Древняя Греция представляет огромный спрос в археологическом и эстетическом смысле. Здесь впервые были проведены Олимпийские игры. В турнирах участвовали только молодые отроки . Двенадцатилетние мальчики активно занимались спортом .
Дискобол предстает перед нами обнаженным, с идеальными пропорциями стана, в натуральную величину. В стародавнем Риме на Олимпийских играх было принято соревноваться без одежд. По преданию, такая традиция появилась, когда один из спринтеров, дабы победить, скинул с себя одежду и пришел первым.
Литераторы о скульптуре
Скульптура «Дискобол» на сегодняшний момент сохранилась в небольших и очень разных по качеству выполнения копиях римских скульпторов. В Риме есть музей Терм. В нем присутствует мраморная копия скульптуры «Дискобол» из палаццо Ланчелотти. В этом же музее можно увидеть красивый бюст «Дискобола», слепок с которого явился базисом для блестящего воссоздания этого великого творения отдаленного прошлого.
Издавна говорили, что мемориал олицетворяет призера соревнований по метанию диска.
Это утверждали и Плиний, Лукиан, Квинтиллиан.
Тем не менее, у греческого литератора Филострата Старшего, рассказывающего о полотнах выдающихся живописцев, имеется идентичный рассказ о наружности отрока дискобола в сцене состязания Аполлона, метающего диск, и невзначай убившего им своего друга Гиацинта. Исходя из данного рассказа ученые предположили что статуя «Дискобол» символизирует бога Аполлона, но многие античные литераторы именуют его односложно «Дискобол».
Описание скульптуры и ее особенности
Мирон изваял своего «Дискобола» из бронзы. Это позволило не делать подпорки под руками и ногами. Ваятели того времени пользовались такими элементами для создания более прочной конструкции из мрамора. Бронзовых скульптур тогда практически не было.
Кроме прочности бронза имеет еще одно достоинство. В изваяниях олимпийцев она придавала монументам завораживающую реалистичность: ее темно—золотистый оттенок отлично воспроизводил нагую, опаленную солнцем кожу. Очень жаль, что дошедшие до наших времен греческие копии мраморные, а не бронзовые.
С незапамятных времен дискометание являлось весьма признанным в Греции видом спорта. Ваятели архаического периода создавали дискоболов, однако сотворенные ими в статуях или рельефах персонажи оказывались застывшими, неподвижными, статическими. Не было в них жизненной энергии Умиротворенный спортсмен с немного выставленной вперед левой ногой замер в классическом положении чемпиона. Мемориал до такой степени был обезличен, что не видя текста или содержимого (диска), поясняющего вид турнира, невозможно определить, бегун ли перед нами, борец, дискобол или метатель копья.
Предшественники долгое время не могли похвастаться непринужденностью и изяществом образа.
Стремление изваять статуи атлетов, метающих диск, сталкиваемся и у скульпторов—предшественников, но основная их боль это искусственность и тяжесть. Огромных усилий приложено ими, чтобы обрести в статуях легкость и непосредственность. Мирон, первым представил дискобола непосредственно на состязании — в мгновение замаха, бросил вызов архаическим скульпторам, но и затмил своих учителей — в непринужденном, виртуозно тонком понимании напряженного образа.
Отметим, изваяние ориентировано в пользу взгляда со стороны, откуда обозрим всеобъемлющий размах крепких и натуженных рук. Твердые линии контура как бы вычерчены умелой рукой. Такого типа четкость наблюдаем в классических рисунках на краснофигурных вазах.
Сложно охарактеризовать наиболее хороший сценарий для постижения проблематики движения и энергетики, чем сосредоточенный спортсмен перед броском диска. Тема обрела здесь свою непосредственную реализацию, переходя от затихающего движения замаха, спустя секунду практически впечатляющему и готовящемуся к броску. Дискобол похож на туго натянутую тетиву , его сила под стать стальной пружине. Невидимая энергия атлета скоро перейдет в неудержимый полет диска уже через миг.
Динамичность образа приобретает разрядку, смягчается плавными кругами рук. Вот сейчас снаряд оторвется и человек пружинящим движением распрямится во весь свой рост.
Мышечное усилие сглажено гармоничной композицией. Атлет видится спокойным, ибо передается лишь замирающее движение и покой, а допустимо накопленное ещё не показало себя, проявляется скрыто. Ход диска похож на ход тяжелого маятника, используя один вид энергии и накапливая другой; при этом поддерживая в этот момент состояние умиротворенности перед самым интенсивным обратным движением. Таким образом в одной статуе сочетаются подвижность и умиротворенность, накал и разрядка. Именно это составляет первопричину извечного импульса силы, захлёстывающей «Дискобол», и наследуемых разрешение лишь в сознании его зрителя.
Каким притягательным виделось художнику, выросшему на скованных изваяниях V века, достижимость открыть великолепие человеческого тела в сильном свободолюбивом движении. Замечательным образцом неотъемлемой целостности композиции, которая наполнена динамикой и движением, предстает «Дискобол”.
Не только свидетельство побед определенного атлета на соревнованиях содержит в себе глубокий обобщенный смысл статуи. «Поэма» о безупречном, прогрессивном и деятельном человеке написана на бронзе статуи. «Дискобол», также как и ряд произведений Мирона, имеют отношения ко времени. Покой классики выражен в лице атлета, каким бы он не казался энергичным и деятельным. Это достижимо средствами композиции в «Дискоболе». Лицо юноши изображено спокойным и яко бы неподвижным. Ни современники Мирона, ни последователи не ставили перед собой целей создания скульптурного портрета в подобных статуях. Это монументы, возвеличивающие героя и город, который отправил его на состязания. Не будут видны индивидуальные портретные черты в лице Дискобола. Невероятно классическое лицо с безукоризненной правильностью соединяет «олимпийское спокойствие» и глубочайшее напряжение сил.