Содержание
Немного истории
Огромный ансамбль, возведённый в Пекине под названием Храм Неба ( 天坛 Тяньтань), является одним из наиболее совершенных и необыкновенных по выполнению памятников архитектуры сакраментальной китайской культуры. И это далеко не единственное здание, возведенное в стиле буддизма. Большинство крупных религиозных строений Китая — храмов, обителей, пагод соединялось с этим религиозным наследием.
Сегодня Храм Неба — музей. В императорском Китае храм Неба служил для функционирования почитания Неба, начавшегося в очень древней истории во времена династии Чжоу (XI—III вв. до н.э.). Император считался как «сын неба», поэтому сей культ был самым важным из всех официальных культов страны вплоть до военной революции 1911 года.
Начало строительства
В 1420 году, при императоре Юнлэ из династии Мин (1368—1644гг.), в южной стороне пекинского «внешнего города», около ворот Чжэнъянмэнь и Юньдинмэнь начали строительство большого храмового комплекса. В период 15—16 вв его многократно переделывали. Первоначально архитектурный комплекс был задуман как Храм Неба и Земли. Но при правителе Цзяцзине (1522-1666гг.) симметрично ему в северной стороне Пекина начали возведение отдельного Храма Земли – Дитань. Поэтому Тяньтань оставался посвящённым лишь Небу.
Несмотря на это, в храмовом ансамбле имеются 2 вида строений: круглый и квадратный. Небо, по мнениям китайцев — круглое, а земля— квадратная.
В Китае дома,усадьбы,храмы и поселения — включая огромные города — обносили стенами. В проекте они образовывали квадраты, направленные по частям света. В особенности, главный доступ в город или храм делали с южной стороны, так как считалось, что юг является началом энергии ян.
Китайский правитель восседал на своём троне лицом к югу.
Тянтань также включает квадрат, ориентированный по сторонам света. Он окружён двойным рядом стен: первые закрывают священный комплекс храма, вторые отделяют внешнюю часть ансамбля от внутренней части, в которую имел право заходить лишь император и сановники. Внешняя часть включает в себя дворец императора, Зал Великого Неба, Кухня для небожителей и многого других сооружений.
Самые значимые культовые постройки во внутренней части. Это Алтарь Круглого Холма, Алтарь Неба и Храм Моления об урожае. Они обычно развёрнуты по линии север—юг.
Храм Моления об Урожае
Находясь в северной стороне внутреннего пространства комплекса, можно увидеть самое важное и известное сооружение-Храм Моления об Урожае. Его традиционно величают храмом Неба . Здание покрыто алым глянцем и имеет в основании круг — символ Неба. Он стоит на трёхступенчатой, отделанной белым мрамором веранде с перилами и лестницами.
Завершает храм коническая трёхъярусная черепичная крыша оттенка небесной синевы. К ней крепятся 28 деревянных колонн.
Идеальная пропорция храма такова, что складывалось ощущение, словно купол восходил на немыслимую высоту. На самом деле высота сооружения не превышает 30 метров.
Роспись стен и потолка комплекса состоит из всевозможных красивейших картинок , преимущественно выделяются огромные золотые драконы. Ритуальные чаши и треножники из бронзы, изготовленные по стандартам трехтысячелетней давности представлены на алтаре и вокруг него. В этом храме, так же как и в остальных святилищах комплекса можно посмотреть большое число работ китайского традиционного искусства: скульптуру,художественную резьбу по дереву, барельефы, старинные музыкальные инструменты.
Предзнаменование
В храм Моления об урожае в конце 19 века ударила молния. Застройка пострадала сильно, пришлось произвести работу по восстановлению. Именно это событие было истолковано китайцами как предзнаменование того, что правящая династия скоро падёт. Что любопытно, монархия действительно была свергнута в 1911 году во время Синьхайской революции.
Храм Моления об Урожае работал исключительно раз в году — 25 декабря, в день зимнего солнцестояния. Тогда силы тепла и света (ян) победили холод и тьму (инь). Этот день стал днём жертвоприношения Небу. Император в согласии с древними ритуалами приносил жертву и просил о хорошем урожае грядущем году. Ранее для этого использовались живые свиньи, но позже их сменили на муляжи.
Акустические эффекты
Многого строений храмового комплекса имело просто великолепные акустические эффекты. В южной части комплекса находится Алтарь Неба, который представляет собой большую округлую платформу из трёх ярусов. Она отделана мрамором с четырьмя лестницами ведущими вверх. Акустические характеристики строения таковы, что звук человеческого голоса, произнесённый на платформе, звучал громче внизу. Для усиления голоса монарха, читающего молебны и священные изречения на Алтаре Неба в момент жертвоприношения был создан данный эффект.
Зал Небесного свода
Храм похож на Храм Моления об Урожае , только гораздо меньше. Он обнесен стеной.
Стену, отражающую звук (Хуэй инь би) называли «Стена звучания», так как она была возведена из кирпича. Она доносит слова, даже если говорить шёпотом с одной стороны, а человек по другую сторону её, слышит всё. Поперечник стены составляет 64 метра.
Особым образом связывается между собой два главных Алтаря храмового комплекса, развёрнутые под чистым небом. Они соединяются посредством особого моста (протяжённость 360 метров и ширина 30), который был назван киноварным Мостом Его Величества или Божественным Путём. Этот мост прежде был местом, где монарх совершал жертвоприношения Небу.