Запретный город: лабиринт власти, мифов и золотых крыш

Запретный город

История создания Запретного города

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина. Принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры.

Он выстроен в начале XV века императором Чжу Ди, третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., — по тем временам достаточно быстро— возводится дворцовый комплекс, включавший множество сооружений— от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков.

Запретный город

Новый дом властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он задуман как неприступная резиденция, отдалённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в.

Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов — жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом, обжигая черепицу и кирпич.

Отсюда пошло наименование Пурпурный город — Цзыцзинчэн. Второе название — Гугун. Означает «дворец прежних правителей». Оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято 100000 ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части — Запретный город и Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.

Запретный городПлан Запретного города из китайского манускрипта XVIII века

Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат,обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Главные ворота и священные места

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного спокойствия -Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г.,после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми — с подходящим названием.

Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны — гуабяо — из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного аналогичного храма династии Мин.

Запретный город

Мраморные мостики — пять добродетелей,— ведущие к Воротам Высшей Гармонии.

К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов — покровителей злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань — искусственно насыпанный холм высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

Императорская дорога и ключевые сооружения

От ворот Тяньаньмынь проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землей благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по ней в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений.

Запретный город

Полуденные ворота

Дорога заканчивается у Полуденных ворот — У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с тем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

За ними ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек.

Запретный город

Зал Высшей Гармонии. Внешний вид.

На противоположной его стене на высокой мраморной террасе стоит самое значительное здание Запретного города — Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота -—35 м, длина — 63 м, площадь — четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. п.)

Запретный город

Элемент крыши

Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI века: стражники-львы, черепахи — символ долголетия.

Залы Высшей, Срединной и Сохранённой Гармонии

Запретный город

Зал Высшей Гармонии. Интерьер.

Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания. Это Тайхэдянь- Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора. И Баохэдянь — Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Дворцы и жилые покои императорской семьи

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых. Первый — Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора. В котором он назначал наследника на случай своей кончины.

Запретный город

Одна из фигур стражников-львов, охраняющих вход в Зал Небесной Чистоты.

Второй — Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные документы и царские печати. Третий -Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.

Запретный город

Императорский трон. Элемент.

Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей. Столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком. Балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой. Парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Запретный город

Фрагмент изразцового декора фасада дворца

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Больше всего китайцы любили дракона — с символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов.

Запретный город

Черепаха. Бронзовая скульптура

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат и Сын Неба не считал возможным создавать дворец превосходящий божественны покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.

Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. В Запретном городе жил только сам император с семьей. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались самые приближенные к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт.

Храм Неба и Храм Земли

В комплекс  музеев Запретного города входят расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли.

Запретный город

Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружен двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 году. Это круглое здание с трехъярусной крышей, облицованной черепицей священного желтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр  30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок, без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба, представляет собой трехступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания : Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен Камень Троекратного Эха.Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным. Со второй ступеньки —двукратным, с третьей — трехкратным.

Второе сооружение- восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем,что произнесенные перед ней даже шепотом  слова отчетливо слышны с противоположной стороны стены.

Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв. Имеет высоту 27 м.Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне темно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Бездонная кладовая сокровищ

К середине XIX века в результате двух «опиумных войн» и Тайпинского восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав. А вскоре и от Японии. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец — одну из жемчужин Запретного города. Мотивируя это необходимостью окончательно оставить на колени побеждённых . Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

Запретный город

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотеку,где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время Гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

Запретный город

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами.

Запретный город

В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.

Современный Гугун – крупнейший музей мира

В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов — более 10% всех музейных фондов КНР. Из них в экспозиции представлено всего 18 000. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит «круговорот раритетов».

Запретный город

Напротив павильона Воинской Доблести расположен Вэньхуадянь — Дом Литературной Славы. Здесь императоры проводили философские диспуты.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая — дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является выставочный зал исторических и художественных ценностей. Здесь представлены самые важные экспонаты, в т. ч. предметы из знаменитых гробниц императора III в до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в до н. э.

В комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династии Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.

Запретный город

В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая— от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль и Версаль.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: