Пещерные церкви Каппадокии

Название Каппадокии восходит к давним временам и означает маленькую область в Анатолии, расположенную у городка Невшехир.

Ландшафт

При этом её свойства можно назвать необычными: в течение тысячелетий интенсивность вулканов создала здесь наслоения из пепла, грязи и лавы. Затем из-за воздействия ветра и непогоды, слой земли был разрушен. Однако в результате этого, сформировался новый ландшафт, который сохранил свои особенности.

Долина осталась не засыпанной песком и не представляла собой сплошные джунгли. В путанице ущелий можно наблюдать необычный пейзаж, который создаётся за счёт эрозии почвы. На протяжении нескольких километров идут полосы «леса», складывающиеся из 50-метровых радужных каменных столбов, шпилей, башен и грибов. Этот безжизненный и пустынный край сопоставляют с твердью луны.

Долина густо населена турецкими деревушками. Люди всё ещё пользуются лестницами, чтобы проникнуть в заброшенные амбары, где сохраняют зерно и другие запасы. Местное население не ведает, кто и когда создал это чудо, которое является одним из самых необычных.


Появившийся  сюрреалистический ландшафт был создан ветром иволги. Однако может показаться, что часть из их форм были приобретены людьми. Некоторые из них ( пещерные святилища) являются результатом человеческой деятельности. В данных «сморчках» были срублены многоэтажные пещеры. Находясь на расстоянии, они похожи на червивые. В пещере можно найти как обитаемые дома, так и церкви, украшенные средневековыми мозаиками, а также гостиницы, магазины и торговые заведения.

Деревни

Не существует мест, где можно увидеть необычные деревни, как Гереме или Учхи-сар (устроенные в одной большой скале, которая напоминает ноздреватую морскую губку). В южной части Каппадокии видим большие подземные города, основанные греками-христианами после исламского вторжения. На глубине 40-50 ярусов находятся часть из них. Их  не видно снаружи, так как они  скрыты от глаз под землёй.
Для приближения к Богу, отшельники и старцы из разных частей  Римской империи предпочитали уединяться в этих пещерах.

Каппадокия

В Долине Гереме было много привлекательных особенностей.  Христиане скоро поняли, необычный тип камня возможно использовать для строительства домов,  вытесать огромное количество иных помещений, протянуть большое количество проходов. Сухость и комфорт пещер обеспечивают комфортные условия для жизни в период жары и холода.

Каппадокия

В ущелье имеется вода и плоды, а окрестные обитатели с пониманием относятся к старым отшельникам, которые не проявляют агрессии, а лишь молятся Богу каждый день.

С начала IV века на данной территории начали возникать первые монастыри. Они в последующем росли и богатели около 200 лет. Одни из святилищ имеют простенькие помещения, между тем как другие являют большие комплексы с куполами и сводами. В Гереме насчитывается более 365 церквушек,  в Каппадокии их значительно больше.

Нападение персов

В VI веке на  земли ворвались персы и истребили большую часть христианских  общин.  Затем пришли арабы. Но преследования христиан не затронули пещерные монастыри. Персы и арабы не ставили перед собой цель захвата сферы влияния в подземных катакомбах, где  днём возможно потеряться.

Христиан, гонимых в течение I тысячелетия живших в  Гереме,  доходило до 30000 человек. В процессе расширения бывшие кельи отшельников перерастали в большие святилища. Они  украшались колоннами и росписями. Христиане начали делиться на множество групп. Каждая  стремилась подчеркнуть своё богатство убранства церкви. Шло время. Угрозы со стороны арабов прекратились. Трудяги возводят новые церкви в византийской школе.

Каппадокия

Иконоборческая ересь и допустимость изображений

Святилища вытесаны в скалах с изображениями и фресками, имелись орнаменты без изображения. Они принадлежат к периоду иконоборческих столкновений, которые охватывают VIII-IX века. Тогда в Церкви  шла ожесточённая борьба о допустимости изображения Бог Отец и Иисус Христос в облике людей.

В правление греческого правителя Льва Исавра, в 30-х годах VIII века появилась иконоборческая ересь. Он желал повернуть магометанских жителей  в христианскую веру, при этом убрать из их жизни икону. При преемнике Константине Копрониме и при  внуке Льве Хозаре сия ересь не прекращала своё существование.

В период с 787 г. Никейский собор раскритиковал иконоборческую ересь и постановил: в святилищах должны быть установлены изображения Честного Животворящего Креста Господня и святые иконы, которые следует уважать и отдавать им должное почитание.

Гонения на святые иконы возобновились после проведения седьмого Вселенского собора, который состоялся в 842 году.  Исключительно на Константинопольском соборе полностью установлено и укреплено поклонение иконам.

Каппадокия

Украшение святилища внутри

Ранние орнаменты, которые являются простейшими геометрическими фигурами, сделаны  на  стены в утёсах.  В период интенсивного развития техники, стены пещер стали покрывать гипсом. Уникальные фрески есть в Каранлинк-килисе (Тёмной церкви). Их оформление выполнено в красивых и насыщенных цветах, а их плавные линии имеют сходство с фресками русских храмов.

Это можно почувствовать, на изображении Георгия Победоносца на росписи. В большой фреске, находящейся в чаше купола, представляющей Пантократора, царит умиротворение.  Цвета росписей отродясь не подлежали влиянию солнечного света. Они являлись в прекрасном состоянии. Церковь, которая была возведена в XI в., имела пристройку к трапезной,  принадлежавшей подземному монастырю.

Каппадокия

Часто можно встретить церкви, которые расположены вблизи рефлектория. Тут же находятся и руины самого монастыря, в котором было шесть этажей. Две части здания: в центре находилась капелла, вверху располагалась кельи, ниже  кухонька и рефлекторий.

В Йиланли- килисе ( Церковь Змеи) роспись представляла дракона, который  убит святым Георгием. На стенах и куполах Эльмали- килиса (церкви Яблока) можно увидеть картины, изображающие жизнь Иисуса Христа. Служители церкви недолго думали, как назвать свои храмы. Отшельникам  понятно, что церковное правительство Византии  далеко и не сумеют повлиять на их легкомысленное отношение к жизни. По этой причине предельную церковь, находящуюся в темноте, назвали Тёмной церковью, а другую — с яблонями у портала, расположенную в более светлой зоне, — церковью Яблока.

На данной территории до конца существования византийского государства были распространены христианские общины.  Часть церквей действовали  до начала 20 века.

Каппадокия

Великие персонажи

В раннее время в Каппадокии уважали  персонажей, которые повлияли на развитие христианства.

  • Василий Великий, более знаменитый как святой Василий Великий, слыл  отшельником и проживал в глуши. Ему пришлось принять участие в схватке с арианством, когда его позвали на помощь.
  • Арий, который был священником в Александрии, не признавал существование Божества и предвечного рождения второго лица Святой Троицы, сына Божия, от Бога-Отца. Учение его состояло в том, что Сын Божий является лишь высшей целью творения.

Епископ Кесарии, который вошёл в историю, как Василий Великий подготовил свод монашеского бытия. Он в дальнейшем усовершенствовался, по нему и ныне осуществляется бытие в монастырях.

У святого Василия был брат по имени Георгий, который занимал должность епископа Нисского. Он содействовал ему в сопротивлении с арианами. Они вместе составили важные духовные труды.

Каппадокия

Поблизости от долины Гереме размещались два подземных центра, которые и сегодня используются для археологических исследований. Это Каймакли и Деринкюю. По предположениям учёных, эти города  связаны между собой подземным туннелем, но его обнаружение ещё не было подтверждено.

Каймакли достаточно большой, но при этом и  мрачный лабиринт с множеством ходов и залов, который состоит из четырёх уровней. Колодцы и их резервы точно показывают, что здесь некогда были люди.

Во время исследований в городе Деринкюя исследователи обнаружили 8 подземных ярусов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: