В истории такое происходило редко: город, который был столицей одного царства тысячу лет, за 24 часа превращался в столицу иного государства, которое основано и обустроено абсолютно иным народом.
Султан Мехмед II приказал построить дворец Топкапы «Дворец у пушечных ворот», после того как турки захватили Константинополь. До 1839 года тут располагалась резиденция османских монархов, затем султан Махмуд II перенёс её на скалистый мыс, расположенный между мраморным морем и бухтой Золотой Рог.
Для султанш, которые овдовели, этот дворец оказался местом их постоянного проживания. Султаны посещали дворец единожды в год: припасть к плащу пророка Мухаммеда, пропитав края плаща водой, передать своеобразную святую воду вельможам.
Один из самых известных писателей Италии, Джованни де Амичес, говорил о дворце Топкапы как о
«уникальном в своём роде памятнике истории, который освещает и комментирует практически всё прошлое правления Оттоманской династии».
Здесь, в его стенах и колоннах, в деревьях спрятана личная и сокровенная история империи. Здесь правили 25 султанов, создавших династию. На этом месте её величие достигло своего апогея, а затем наступило её крушение. Крепость, дворец и святилище — вот что это было на самом деле. Это место являлось центром империи, её сердцем и душой ислама. Это город с большим количеством жителей, который мог защитить себя от внешних угроз благодаря поддержке армии. Древние стены наполнены разнообразными зданиями, включающими в себя места, где можно было найти наслаждение и ужас.
Город, деревеньки, дворец с его обширными помещениями, школа и мечеть. В этих местах происходили различные события: торжества, жертвоприношения, религиозные церемонии и дипломатические встречи. В этом месте рождались султаны, восходили на престол, их низвергали и подвергали жестоким наказаниям. Сюда стекались линии всех политических интриг и доносились вопли мятежников; здесь концентрировалось самое большое количество золота и самой чистой крови государства. Данное место было местом, где в течение трехсот лет Европа и Азия, Африка смотрели на мир с тревогой, словно на огромный огненный шар, который угрожает всей планете.
Содержание
Первый двор
Ворота Баб Хумаюн
Важные ворота, которые вели в Топкапы являлись Баб Хумаюн («Высшие»), расположенные на правой стороне от храма Святой Софии. Чтоб увидеть головы казнённых, висевших над воротами средневекового Истанбула, каждое утро сюда приходили обыватели города.
Ворота Орта капы
Внутри первого двора располагались следующие ворота, наиболее мощные, которые назывались Орта капы (Средние). Их ещё упоминают «Воротами приветствия» или Бабу Селам. Снаружи над ними возвышаются 2 малые башенки, придающие конструкции образ средневекового европейского сооружения. Они представляли собой парные врата, оборудованы двойной системой запирания с разных сторон: с первого, и со второго двора.
Платан янычар
В начальном дворе высился «платан янычар», известный своими мятежными выступлениями, где требовали голову ненавистных паши армий. Сопротивление янычар продолжалось до того момента, когда их требования были выполнены и голова оказывалась на лезвии копья.
Промеж врат сформировалось обширная площадь, используемое как место для палачей. В случае немилости чиновников они могли лишиться своей головы в этом месте. Многие высокопоставленные чиновники и руководители, такие как паша или визирь, ощутили на себе, как неторопливо и крепко затягивается возле шеи крепкая удавка.
Второй двор
Второй двор Топкапы, охваченный невысокой верандой из мрамора с колоннами, ранее определён дипломатическим двором. Сакральный гранит, возле которого всем (включая послов и пашей) необходимо было оставлять своих лошадей и отправляться в путь пешком, находился именно здесь.
Недоступный второй двор в форме квадрата имел вышки. Иностранные представители вынуждены ожидать приёма, восседая на деревянных скамьях. Время ожидания наполнялось тревогой и опасностью, т.к. на сей лавке сидели и подвергались предательским захватам опальные сановники. Попадая в ловушку, которую приготовили для них враги, они не имели способа избежать её и подвергались жестокой расправе со стороны палачей.
Зал заседаний
На втором дворе слева расположено помещение, которое раньше являлось «диваном»(Залом совещаний), возведённым в византийском стиле. В его архитектуре — квадратная башня. Зал имеет стены, выложенные затейливым фаянсом, плафон отделан золотыми арабесками.
Султан в случае своего желания мог находиться на заседаниях «дивана», оставаясь недоступным взору окружающих. По сиянию брильянтового пера на его тюрбане определялось нахождение скрытого в темноте, но сурового правителя.
Оружейная палата — ныне музей
Оружейная палата расположена около дивана. В ней развёрнута самое крупное собрание экспонатов турецкого оружия. Здесь можно увидеть все виды луков и стрел начиная от древнейших времён до наших дней. Огромное золотое ружьё, подаренное британской королевой султану, также выставлено тут.
Третий двор
Ворота Баб Саадет, расположенные во втором дворе, ведут нас в третий двор. Он декорирован множеством фонтанов и цветов. Конечная часть кипарисовой аллеи, где располагались эти ворота, окружена высокой крышей с островерхими скатами, которые поддерживаются мраморными колоннами. Когда-то в древности «Ворота Благополучия» охраняли евнухи, белые и чёрные рабы.
На территорию третьего двора с закрытыми свинцовыми галереями иностранцам проход запрещался.
От врат можно попасть в покои султана. Стены и плафон тронного зала исполнены прекрасными росписями и декорированы сложным узором. Трон изготовлен в форме дивана с балдахином. По традиции трон султана располагался на колоннах, украшенных дорогими камнями.
Служебные помещения султана размещались поблизости от тронного зала. В их число входила библиотека, состоящая из 24000 книг, рукописей и редких пергаментных папирусов. Портреты султанов висят на стенах библиотеки.
Музей-запасник
На противоположной стороне Тронного зала находятся покои султана и сокровищница. На сегодняшний момент в этом месте разместился запасник давних богатств султана. В ряде залов подобраны и представлены многочисленные богатства. Средь них трон персидского шаха Исмаила, военная добыча султана Селима I (1541 г.). Трон выполнен из кованого железа, декорирован сапфирами, изумрудами и жемчугами. Драгоценные камни вызывают своим блеском необыкновенный мозаичный рисунок.
В кладезе султанов видим трон Селима III. Выполнен из сандалового и эбенового дерева, с добавлением золота, серебра и перламутра. На троне возвышается мощная цепь из золота, придерживая овальной формы изумруд, имеющий длину 10 и ширину 4 сантиметра. Видим представленный, убранный драгоценными камнями меч и кольчугу. Это собственность Мурада IV, конскую попону, расшитую чистым жемчугом (размером с горошинку).
Для посетителей в другом зале представлена парадная одежда султанов, состоящая из роскошной парчи и тюрбанов с драгоценными камнями. Обозреваем огромное собрание орденов и медалей, вручённых турецким монархам.
С другой стороны расположились великие реликвии османского царства: чёрная камлотовая накидка, знамя и лук пророка Мухаммеда, кинжалы халифов и множество других ценнейших экспонатов. Среди них можем выделить ковчежец с мощами святых.
В постоянной экспозиции имеется одна вещь, являющаяся довольно необычной и представляющая собой мумифицированную руку, помещённую в серебряную оправу.
Четвертый двор
Четвёртый двор Топкапы предназначался для досуга султанов. Это маленький сад с фонтанами.
В настоящий момент на месте, где он заканчивается, лежат фрагменты колонны готов. Ее в честь победы над готами возвёл император Феодосий I. В своё время ее украшала статуя Византа, являющегося одним из основателей Константинополя.