В эпоху Средневековья, Святую Софию в Константинополе упоминали как восьмое чудо света. Сравнивая бесчисленные храмы, построенные византийскими архитекторами, трудно найти наиболее величественные по размерам и оформлению постройки. О Святой Софии слагались легенды. Греки и жители других стран именовали её Великой церковью. Увидеть « сказку архитектуры и духовной мысли» собирались люди со всей планеты. Из-за своей красоты и величия храм повлиял на предпочтение веры, который сделан Русью.
По сообщению древнерусского летописного свода «Повесть временных лет» (XII в.), посланцы князя Владимира, посетив Константинополь, настолько восхвалялись Софией, что не осознавали, находятся они на небесах иль на земле.
Святая София извне напоминает большой корабль или ковчег, плывущий против течения сего мира. Выглядит как неприступная скала, возвышающаяся над ним, как несокрушимость веры и твердыня духа. Даже не это является самым удивительным в ней.
София – место, где во всей полноте раскрывался образ духовной красоты. В основе христианской концепции лежит идея превосходства духовной составляющей над материальной, внутреннего над внешним. Храм является огромным и величественным, подлинная красота спрятана в стенах.
Архитектура
Внутреннее убранство храма, в котором присутствует множество крупных баз и контрфорсов, создаёт эффект массивности и силы. Одновременно создаётся впечатление, что камень, подвергшийся преобразованию под влиянием света, стал легче. Входя в храм, каждый посетитель поражается его высотой и великолепием, будто купол парит над храмом. Его поперечник составлял 32 метра, а высота 40 метров. В центре купола находится барабан, в нём расположено 40 окон. Для Средиземноморья типично в летний период эти 40 окон соединяются в системную светящуюся полосу света. Это создаёт впечатление, что купол не соприкасался с храмом.
Именно здесь и появилась история, что купол Святой Софии находится на золотых цепях, свисающих с небес. В действительности он держится за счёт мощных опор, скрытых в стенах, открывающихся во фронтальные нефы с помощью многочисленных арок. Массивная каменная масса не чувствуется, храм принимается как единое пространство, наполненное светом. Апсида алтаря, множество экседр ( полусферические вогнутые поверхности) создают эффект визуального сдвига стен. Предоставляя световому потоку заливать пространство.
Помпезная отделка стен и пола храма, состоящая из цветных мраморных плиток, украшенных резными капителями колонн, мозаичных изображений и драгоценных фрагментов, подчёркивает его красоту и создаёт осязание торжества. Данное чувство возникало в момент проведения богослужений, когда на службе присутствовало множество хористов.
Византийский учёный, историк и богослов Прокопий Кесарийский утверждал:
«Каждый из молящихся ощущал присутствие Господа внутри себя, что Он находится рядом с ним и наслаждается этим домом, который он сам для себя выбрал».
Цель строительства
Великолепный храм возвели в 532 — 537 гг. В тот период Византия испытывала небывалый подъём, Константинополь как Второй Рим превзошёл известность и роскошь Рима первого и подчинял весь христианский мир своей воле.
Целью строительства храма в честь Святой Софии являлось стремление императора Юстиниана показать своё воззрение о совершенной прелести мира и величия державы, где император является носителем образа Пантократора (Вседержителя), одним из символов царства небесного. По совместительству храм Святой Софии был патриаршим.
В нём проводились богослужения по характерному порядку, включающему в себя множество церемоний и символов, очень пышными и сложными.
Согласно легенде, Юстиниан воскликнул:
«Соломон! Я превзошёл тебя!»
Византийский император считал, что его храм более величественней, чем Иерусалимский, ведённый библейским царём. Создать настолько величественное и монументальное сооружение Юстиниан сумел с помощью двух архитекторов: Исидора из Милеты и Анфимия из Тралла. Сложная конструкция купола Святой Софии решена Исидором, а Анфимий реализовал расчёты в камне.
Благодаря совмещению математических способностей Исидора и практического опыта Анфимия, их богословских и научных знаний, удалось построить храм, который не имел аналогов в истории средневекового мира.
Храм, превращенный в мечеть
Византийская империя пала под натиском турок-османов. Почти тысячу лет храм Святой Софии, признанный самым большим христианским храмом в мире, являлся главной мечетью на территории Востока. Константинополь переименован в Стамбул. Среди его купола обозначились крупные щиты, на которых написаны изречения из Корана.
Некоторые мозаики уничтожили, а алтарная преграда с образами удалена. Вблизи храма возвели 4 больших минарета. Царственное величие всё ещё внушало восхищение.
Однажды султан Ахмед дал указание своему архитектору Мехмеду-Ага построить мечеть, аналогичную Святой Софии. На протяжении долгих лет архитектор тщательно исследовал храм. Проводил замеры с особой тщательностью, формируя подробные характеристики всех деталей. В процессе изучения строения он всё больше и больше восхищался красотой, гармонией и мудростью инженерного устройства. Он проникся уважением к мастерству византийцев и решил не повторять их стиль в строительстве. Употребляя соотношения храма, возвёл конструкцию меньшей величины. В Стамбуле соорудили Голубую мечеть. Архитектор был в опасности от гнева султана, он всё же решил отдать дань уважения истории. Мастер принял православие, так как помпезность Святой Софии была для него подтверждением чуда учения Христова.
До сегодняшнего дня великое множество паломников и путешественников движутся к Святой Софии. В 30-х годах XX века проведена политика по отношению к общественности, Айя София, как её называют турки, стала музеем. Отныне он доступен всем: христианам, мусульманам и людям, желающим посмотреть это удивительное творение византийского гения, ставшее свидетельством прогресса человечества в познании законов Божественной красоты.