Замок Кромержиж — это величественный архиепископский дворец в Чехии, чья история неразрывно связана с оломоуцкими епископами. Этот архитектурный шедевр в стиле барокко, окружённый сказочными садами, по праву входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является настоящей жемчужиной Моравии.
Содержание
Исторический путь: от готической крепости до центра культуры
История замка началась в середине XIII века, когда оломоуцкий епископ Бруно из Шауэнбурка основал на берегу реки Моравы готический замок, призванный стать административным центром епархии.
- Эпоха расцвета и упадка:
На рубеже XV—XVI веков замок был перестроен в роскошную резиденцию в стиле ренессанс, а вокруг разбиты прекрасные сады. Однако этот расцвет был прерван Тридцатилетней войной. В 1643 году шведские войска захватили город, полностью разграбили и практически разрушили замок до основания.
- Второе рождение в стиле барокко:
Масштабное восстановление началось в 1665 году под руководством епископа Карла II Лихтенштейн-Кастелькорна. Для работ он пригласил лучших итальянских архитекторов — Филиберто Луккезе и Джованни Пьетро Тенкаллу, которые возвели на старом фундаменте новый трёхэтажный дворец в стиле барокко. От прежнего замка сохранилась лишь нижняя часть башни, которую надстроили до высоты 84 метра.
- Резиденция и наши дни:
В 1777 году замок официально стал резиденцией епископов, а позже и архиепископов Оломоуца. В 1998 году дворцово-парковый ансамбль был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура и интерьеры
Архитектура замка Кромержиж — это великолепный пример зрелого барокко. Главное здание представляет собой трёхэтажное строение с четырьмя крыльями, которые образуют трапециевидный внутренний двор с аркадами. Фасады богато украшены пилястрами, ризалитами и другими барочными элементами, но выглядят при этом удивительно сдержанно и гармонично.
Внутреннее убранство замка поражает своим богатством:
- Роскошные залы: Прогуляйтесь по залам, которые стали съемочной площадкой для оскароносного фильма «Амадей».
На первом этаже расположены парадные помещения, в которых в 1885 году проходили переговоры между российским императором Александром I и австрийским монархом Францем Иосифом. Особой известностью пользуется Парламентский зал в стиле рококо, который считается одним из красивейших в Чехии.
Охотничий зал
Также внимания заслуживают Охотничий и Тронный залы, а также изысканный Розовый салон.
Розовый салон
- Всемирно известная картинная галерея:
Собрание живописи замка является вторым по значимости в Чехии после Национальной галереи в Праге. В его основе — коллекция епископа Карла Лихтенштейна, включающая подлинные шедевры Тициана («Аполлон и Марсий»), Ван Дейка, Лукаса Кранаха Старшего и Питера Брейгеля.
- Уникальная библиотека и коллекции:
В стенах замка хранится ценнейшая библиотека, насчитывающая десятки тысяч редких томов, включая старинные манускрипты и первопечатные книги. Особую гордость представляет музыкальный архив с подлинными партитурами, с автографами Моцарта и Гайдна. Также здесь собраны коллекции монет, медалей и старинной мебели.
Потолок главного зала библиотеки
Сады замка Кромержиж
Дворцово-парковый ансамбль невозможно представить без его великолепных садов, также входящих в список ЮНЕСКО.
- Замковый сад (Парк):
Этот ландшафтный парк, площадь которого вдвое больше Старого города, был заложен ещё в XV веке. Здесь вы найдёте многовековые деревья, живописные пруды, вольеры с животными и птицами, а также романтические постройки, такие как Китайский павильон и Колоннада Коллоредо.
- Цветочный сад (Сад наслаждений):
Фонтан «Львы» и Ротонда
Разбитый в XVII веке к западу от замка, этот сад является прекрасным образцом барочного садово-паркового искусства. Он решён в строгом геометрическом стиле. Славится своими узорными клумбами, лабиринтами из живой изгороди, восьмиугольной ротондой и оранжереей.
Легенды и тёмные страницы
История замка окутана не только ореолом величия, но и мрачными тайнами. Одна из самых трагических страниц связана с его восстановителем — архиепископом Карлом II Лихтенштейн-Кастелькорном.
Образованный меценат и коллекционер, он одновременно был и человеком, искренне верившим в колдовство. С его молчаливого согласия, а порой и прямого разрешения, в конце XVII века в области Есеник и Шумперк развернулись масштабные процессы над «ведьмами». В результате «охоты на ведьм» по обвинению в колдовстве казнили около двухсот человек. Самым громким делом стал процесс 1685 года. Тогда по приказу архиепископа на костёр был отправлен католический священник Криштоф Алоис Лаутнер. Он пытался бороться с произволом судей. Эта раздвоение личности архиепископа — созидателя и покровителя искусств, с одной стороны, и жестокого фанатика — с другой, до сих пор вызывает споры среди историков и жителей города.
















