Мадам де Помпадур, желая «разогнать скуку короля», которому она уже не была любовницей, но оставалась другом, подсказывает идею создания этого небольшого замка. Его Габриель создавал с 1763—1768 год рядом с ботаническим садом и новым зверинцем, т.к. Людовик XV интересовался науками. Маркиза всегда была на пике моды. И в угоду ей королевский архитектор расстался с эстетикой рокайль и применил для строения квадратную форму и чистые линии. Они соответствовали новому, только что вошедшему в моду стилю, называемого греческим.
Его простота, это лишь только видимость. Все фасады отличаются друг от друга, построенные в зависимости от вида, к которому они обращены. Среди них двор, французский сад, с его красивым павильоном, ботанический и цветочный сады.
Внутри дворца — также современность стиля. Мадам де Помпадур так и не увидела завершённый замок. Сегодня, он хранит в основном память о Марии-Антуанетте. В 1774 году Людовик XVI подарил этот дворец своей супруге. Она получила возможность вести там отдаленную жизнь — слишком отдаленную, для некоторых — от двора.
Гостиный салон
Этот скромно украшенный салон, предназначенный для игр, бесед и музыки, даёт представление об идее поиска счастья, которая была характерна XVIII веку. Картины, развешанные над дверьми и навеянные «Метаморфозами» Овидия напоминают о важном значении. Передавались цветами в Трианоне. Они изображают:
- Клитию, превращенную в подсолнух
- «Аполлона» и «Гиацинта» кисти Никола-Рене Жоллена
- «Адониса, превращённого в анемону и Нарцисса в облике одноименного цветка» работы Никола-Бернара Леписье
- Страусиный яйцо, которое можно увидеть в центре круглого столика. Оно принадлежит коллекции Мадам Аделаиды, одной из дочерей Людовика XV.
Как писала Мадам Кампании, первая горничная Марии-Антуанетты:
« Она ( Мария-Антуанетта) наслаждалась своим уединением в Трианоне. Она отправлялась туда одна, с одним лишь слугой, но всегда находила там готовых к ее приему людей: консьержа с женой, которая на то время становилась ее горничной».
Элизабет Виже-Лебрен, Мария-Антуанетта с розой
Однако она приглашала туда и близких. Король охотно там появлялся. Так этот салон стал местом встреч, где предавались беседам, музыке и играм. Несмотря на то, что замок был заново обставлен для Королевы, его декор в основном оставался таким, каким его выбрали Людовик XV и Мадам де Помпадур. Это— великолепные резные деревянные обивки салона, с цифрами Людовика XV, выполненных в виде белых лепестков роз на светло-зеленом фоне.
Театр королевы
Версальская опера является театром двора. Небольшой зал Трианона— это театр для общества, такой, какие существовали во многих загородных замках. В них для развлечения, хозяева и их гости ставили театральные пьесы и оперы. Проведя своё детство в Вене, Мария-Антуанетта привыкла участвовать в таких семейных постановках. Она пожелала воспроизвести это развлечение. Привлекла к нему своих близких, принцев Королевской семьи и нескольких редких друзей.
В 1780 году архитектор Ришар Мик строит по ее приказу этот театр, внешняя строгость которого контрастирует со внутренней изысканностью.
Внутреннее убранство, по гармониям голубого, белого и золотистого тонов, напоминает Версальскую оперу в меньших размерах. Около ста человек могли там разместиться. Прислуга усаживалась в партере, а приглашённые — на этаже, в ложах, снабжённых решетками.
Но самая большая роскошь была не в зале, покрытом деревом, выкрашенным под белый с прожилками мрамор, и украшенным скульптурами из папье-маше, а находилась она в механизме для смены декора, который, к счастью сохранился.
На сцене Трианона ставили модных авторов — Седана, Руссо, пели целые оперы, в которых, по общему мнению, королева была превосходна.
Французский павильон
Этот павильон называется «французским», т. к .он находится в центре одного из регулярных парков, которые тогда стали называть «французскими», в противопоставление зарождающейся моде на английские сады. Построенный в 1750 году, он являлся одним из первых созданий Людовика XV в Трианоне, к которому тот с детства был сильно привязан.
Вокруг просторного круглого салона лучами отходят четыре небольших кабинета. Это: будуар, комната для подогрева блюд, кухня и гардеробная. Вместе с Маркизой де Помпадур король приходил сюда отдохнуть, послушать музыку после посещения ботанического сада, или после легкой трапезы в соседнем Прохладном салоне.
Бельведер
Возвышаясь над озером, это очаровательный восьмиугольный музыкальный павильон был построен Ришаром Миком в 1777 году. Снаружи он украшен скульптурами Дешампа: фризы с гирляндами фруктов, которые прежде были выполнены в цвете, фронтоны, напоминающие о радостях охоты и садоводства, оконные барельефы, символизирующие четыре времени года. Внутри, пол круглого салона выложен мраморной мозаикой, а стены отделаны изящными арабесками.
Клод-Луи Шатле, Иллюминация Бельведера и скал в честь Иосифа II, брата Марии-Антуанетты, 3 августа 1781 год
Храм Амура
Этот Храм Амура, который королева могла видеть из окон своей спальни Малого Трианона, был построен Ришаром Миком в 1778 году в чистом неоклассическом стиле. Сделанное полностью из мрамора, это ценное строение прежде всего замечательно скульптурами Дешампа, украшающими его коринфские карнизы, его фризы и внутреннюю часть сферического купола.
Это исключительное качество объясняется тем, что в нем должен был стоять признанный шедевр французской скульптуры. Это « Амур, вырезающий лук из палицы Геркулеса» работы Бушардона. Оригинал, находящийся сейчас в Лувре, был заменён копией, выполненной другим большим скульптором XVIII века — Муши.