Географическим и духовным сердцем Кельна и его самой привлекательной среди туристов достопримечательностью является великолепный Кельнский собор . Из за парящих в вышине шпилей его можно назвать Эверестом среди соборов.
При этом он полон произведений искусства и ценнейших предметов. Является крупнейшим кафедральным собором Германии. Чтобы в полной мере оценить его размеры стоит обойти его вокруг.
История создания храма
Столица Кёльна в этот период находилась на наивысшей ступени развития, по мнению городских глав, величественный собор обязан превосходить остальные святилища.
В начале 20 века Кёльнский собор, настоящий долгострой Европы. Полностью закончен в 1880 г. Начало святилища заложили в 1248 г. архиепископом Кёльна, Конрадом фон Холштаден.
Архитектура
Проект Кёльнского собора взят с чертежей собора в Амьене. Однако, зодчие святилища осведомлены о французских готических сооружениях в Париже: Сен-Дени и Бове. Но Кёльнский собор — творение германского зодчества.
Завершённый хор святилища освятили 27 сентября 1322 года. Он составлял длину 41 метр, ширину 45 метров и высоту центрального нефа 43 метра. В стрельчатые окошки вмонтированы разноцветные мозаики, поднимающиеся ввысь порядка 17 метров.
На начальном этапе застройки Кёльнский собор величали феноменом готического зодчества. При всём при этом, застройку святилища пришлось приостановить через 100 лет после того, как заложили первый камень. Это произошло из-за последовавшей Реформации. Из-за сумасшедших событий этого времени экономика Германии пришла в упадок. Явившаяся следствием раскол Германии, разорение церквей, военные действия остановили строительство.
И в конце концов, перевернулось само восприятие зодчества: готика оказалась банальностью и изжила себя, иностранное зодчество стало предпочитать идеи ренессанса. При таком положении дела кто бы решился доделывать колоссальный готический гигант?
Застройка южной башни прекратилось порядка 1450 года, вслед за этим строительную деятельность всего святилища окончательно остановили.
Задержим взгляд на изображении Антона Везена, отображающем Кёльн 1531 года, на месте собора торчит лишь величественный каркас. Подъёмный кран замер рядом с башней, возведённой до пятидесяти метров. Кругом пустота — строительная площадка не работает, остановлена. Уже к 1790 году Кёльнский собор выглядел так: он был не достроен, и требовал обновления каркас.
В промежутке средь хоров, законченными около 1300 года и южной башней размещался незавершённый неф длиной в 70 метров, и высотой до 12метров. Проект этих башен несовершенен: на южной башне высота достигала 59 метров, а вот северная располагалась очень низко (чуть менее 48 м).
«Не будет достроен Кёльнский собор!», грустно изрёк Гёте в произведении «Германия».
Литератор заблуждался: возведение святилища завершилось 15 октября 1880 года, спустя… По прошествии шестисот тридцати двух лет и полутора месяцев, с закладки. В Европе внимание к готике сформировалось в 18-19 веке. Она была популярна во времена, когда моду составлял романтизм. Возник новейший градостроительный стиль «неоготика», он применялся и в России, например, Чесменская церковь, Санкт-Петербург или Ново-Никольский собор, Можайск).
На Западе Германии участились голоса, которые требовали закончить величественное сооружение, гордость немецкого зодчества. И большое значение в финале Кёльнского собора имел подъём политической и экономической мощи Пруссии. Именно вслед за этим случилось слияние германских государств к единой Германской империи в 1871 году.
В 1842 году, после проведения предварительных мероприятий зодчими Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, император Пруссии решил закончить Кельнский собор ,следуя первичным планам.
4 сентября 1848 года он лично заложил первый камень святилища. В 1863 продлилось поднятие башен ввысь на 157 метров. 15 октября 1880 года с участием германского государя Вильгельма I прошли празднования, посвящённые окончанию строительства.
В зданиях не останавливались отделочные работы: заливались окна и укладывались полы.
Вслед за обрушением одной из 24 живописных башенок, придававших красоту огромным башням главного фасада, в 1906 году посыпались остальные. Поражённые части каменной кладки требовалось обновлять.
Англо-американские бомбёжки причинили огромный вред Кёльнскому собору во время Второй мировой войны. После 1945 года восстанавливаются разрушенные участки собора.
К сегодняшнему дню главные враги храма — это плохая погода, осадки, загрязнение окружающей среды. Кёльн расположен в прогрессивной промышленной зоне Германии, нанося храму множественные повреждения. Они по своей сути приводят к окончательному уничтожению собора, если бы не велись ежедневно защитные действия.
«Каким образом представить собор? Начнём с чего? — восклицает В.А. Бобров. Его стены и башни излюбленная область гнездования птиц, и пространство, где растут необычные типы мха с лишайниками. Он является не только шедевром зодчества, но также объектом восхищений людей, знающих церковное строительство.
Собор в Кёльне является огромным, величественным и параллельно лёгким. Это двойственное впечатление складывается от красоты собора. Я так понимаю, что это соединение именуется «архитектурный тип». Её называют гениальностью. Существовало особое искусство звуков. Есть прекрасная мелодия, состоящая из красок. Здесь исполняется мелодия линий. Она не имеет возможности быть услышанной».
На высоте 175 метров расположился западный фасад святилища.
Поперечник церкви достигает 83 метра, а протяжённость 140 метров. В конструкции доминирует вертикаль, поэтому все элементы подчиняются ей. Ввысь, к Богу следует стремиться прихожанам храма вот в чём суть устремлений создателей. Из мышиного рейнского камня сложены стены и своды святилища. Его добыли в карьере близ Бонна.
Сверкающие в небесной выси звездчатые своды удерживаются гигантскими колоннами высотой 44 метра. Сложность восприятия храма вызвана не столько масштабностью, сколько огромной высотой: средний ней находился на одном уровне с боковыми. В хорах разместились три части неф, хормейстерская часть. Сквозь шикарные витражи в храм проникал солнечный луч, сияющий различными тонами цветного стекла из панно.
Храм трех королей
Саркофаг, который поднимается за алтарём, Рака Трёх Королей: Каспара Мельхиора и Бальтазара.
Она богато разукрашена драгоценными камнями. Первыми людьми, увидевшими свет Вифлеемской звезды, была именно эта троица из трёх королей. Они поторопились в Вифлеем. Где в старом хлеву на сене разглядели грудничка. ЦАРЬ Царей, Спаситель мира Иисус Христос…
«Посмотрев на звёздочку, они возликовали радостью чрезвычайно великою; войдя в помещение и узнав младенца с Мариею, поклонились ему. Они подали ему свои сокровища: ладан, золото, смирну».
Сию сценку, воплощённую на известном престольном образе «Поклонение волхвов» Стефаном Лохнером в 1440 году, имеется возможность сейчас увидеть во время посещения Кёльнского собора. Капелла Девы Марии является центром поклонения всех верующих. Короны трёх королей-волхвов есть на гербе города Кёльна. Их венчает 11 тысяч языков пламени, представляющих одиннадцать тысяч избитых царём Иродом младенцев.
Главным залом собора является основной, его обступили со всех сторон большое количество часовен-капелл. Распятие Геро (970), которое является древнейшим из всех скульптурных образов , пребывает в одной из них. Оно впечатляет своими размерами и эмоциональной интенсивностью.
Здесь погребён епископ Кёльнского собора Конрад фон Хохштаден. Многие произведения из средневекового искусства хранятся в соборе. На стенах хора находятся резные, покрытые фресками скамьи, над которыми возвышается главный алтарь, 14 скульптур. На ограде размещены 12 апостолов и Христос, Мария. Потрясающие витражи Трёх Королей располагаются в галереях хора.
Боковая капелла украшена окнами, называющимися Библейские. Сокровищница святилища сохраняет драгоценные экспонаты, которые собирались несколько веков.
Это рака Святого Энгельберта, ковчег-мощей напрестольный крест, жезлы духовенства, скульптуры Святых.
Колокольня
Большие крутые лестницы с 509 ступеньками проводят нас на колокольни, построенные в средних ярусах 2-ух окружающих собор башен.
«Петер» предстаёт перед нами как наиболее крупный колокол Кёльнского собора, он весит 24 тонны и отлит в известной мере не так давно в 1923 году.
Далее идёт колокол, носящий наименование «Претиоза» («Изысканная»). Весит 11 тонн, а наименование заработал благодаря своему поразительному и кристальному звуку. 1448 год «Претиоза» наиболее огромный колокол в Европе. Для её раскачивания, приходилось применять усилие дюжины мужиков. В 1908 году начали раскачивать колокола, используя энергию.
Застывшие дуги потолочных сводов Дома, линии арок, безукоризненно совершенных в своих пропорциях. оконные проёмы, источающие сквозь высоко вознесённые витражи мягкий свет, погружают каждого приходящего к молитве.