Содержание
Императорская гробница: Начало истории
То, что кажется неприступной крепостью, было задумано императором Адрианом как его могила. Мавзолей Адриана или «Hadrianeum», начали возводить в 123 г. по Р.Х. В нём захоронили останки членов императорской семьи вплоть до Каракаллы (217).
От того, что осталось, невозможно судить о его первоначальной грандиозности. Требуется огромная сила воображения для восстановления картины величественного мавзолея.
Зал урн
Прокопий, византийский историк VI века, оставил нам описание его таким, каким он был ещё в его время: основание Мавзолея было квадратным, и над ним возвышалась большая башня, украшенная дорийскими колоннами, статуями и свободными местами для надгробных надписей.
На вершине- колоссальная группа из бронзы, изображающая Адриана в квадриге. Все стены, огромной толщины, покрыты паросским мрамором. Вместе с Колизеем он представлял великолепный пример римского зодчества.
Эволюция мавзолея: борьба и защита
История Мавзолея Адриана следует по тем же этапам, что и сам город: вместе с Римом он видит борьбу и козни Средневековья, роскошь папского дворца в эпоху Возрождения, ужасы разграбления Рима в 1527 г., бомбардировку во время неоднократных осад города и безопасные фантасмагорические фейерверки.
Император Адриан
При Аврелиане (275), при Гонории (403) его прочно укрепили и соединили со стенами, образовав настоящий защитный бастион на западном берегу Тибра.
Эта стратегическая функция показала свою эффективность с момента нашествия варваров в 410 г. во главе с Алариком. Известно, что он имел 6 башен, 164 зубца,14 площадок для артиллерии и 18 амбразур.
Трансформация в замок и связь с Ватиканом
Превращение его в замок произошло в X в., когда он попал в руки Альберика и его матери Мароции, власть имущих господ Рима.
Мебель тех времен
Тем самым он перешёл в руки семьи Кресценци, а в 1227 г. был занят папой Николаем III, который соединил Замок с Ватиканом известным пассажем (passetto) — переходом, идущем по верху городской стены Ватикана.
passetto
Этот длинный укреплённый коридор позволял переходить из Папских дворцов в Замок. С тех пор он оставался во власти Римских пап, которые использовали его как крепость, как представительство, как тюрьму и место пыток.
Легенда о Святом Ангеле и новое имя
Название Замка св. Ангела восходит к XII веку. Но берёт начало из легенды, уходящей в глубокую древность. Во время торжественной процессии, устроенной св. Григорием Великим, папой, в 590 г., чтобы умолить Пресвятую Деву прекратить эпидемию чумы, которая опустошала город, на небе появился ангел и остановился наверху Мавзолея, вкладывая шпагу в ножны в знак дарованной благодати.
Тогда устроили часовню во имя Ангела и, впоследствии, поставили статую Ангела в воспоминание об этом чуде. Крепость переименовали как память о событии.
Замок Святого Ангела: страницы истории
Замок хранит память о совершенных здесь преступлениях и пролитии крови. В нём были заточены знаменитые узники. Папу Климента VII осадили в этой крепости, город оккупировали захватчики во главе с Карлом V. Папа из «коридора» Замка видел жуткие злоупотребления, грабежи и кощунства, которым предавались вражеские труппы (1527).
Замок св. Ангела можно разделить на 5 этажей.
1 этаж (или нижний)
От него начинается знаменитая винтовая лестница, длиной в 125м, замечательная римская конструкция.
После винтовой лестницы подъем налево продолжается по лестнице Александра VI прямо на 3 этаж во Дворе Замка.
2 этаж (или этаж тюрем)
К нему спуск ведёт из Двора Александра VI, находящегося этажом выше. Там были заключены известные узники, как Арнальдо да Бреша и Бренвенуто Челлини.
Бенвенуто Челлини
В жутких камерах, называемых историческими тюрьмами, сидели менее известные личности, и их тюремные условия можно легко предугадать по той мрачной атмосфере, которая до сих пор сохранилась там.
Тюремная камера
3 этаж (или военный этаж)
Двор Ангела
Здесь находятся два больших двора: Двор Ангела с Мраморным Ангелом посередине, работы Рафаэля да Монтелупо, бывшим помещённым до 1752 г. на вершине Замка, и Двор Александра VI с красивым мраморным колодцем XVI века.
Двор Александра VI
Интересна маленькая ванная комната Климента VII с фресками Джулио Романо. Туда можно войти через малюсенький салон. В комнатах, выходящих на оба двора, выставлены предметы воинского порядка разных эпох.
4 этаж (или папский этаж)
Лоджия Юлия II. Фрески на своде
Это этаж с лоджией Юлия II, построенной Сангалло в главном фасаде Замка.
И папские покои, состоящие из замечательных салонов с фресками Джулио Романо, Перина дель Вага и других художников школы Рафаэля.
Папские покои. Фрески зала Аполлона
Зал Сокровищ или секретный архив обставлен всё ещё шкафами времён папы Павла III. В нем хранились секретные документы. Это помещение и возвышающийся над ним круглый зал должны были составлять погребальную камеру Андриана.
Зал сокровищ
Зал Калиостро был местом заключения известного алхимика XVIII века.
Зал Калиостро
Зал Паолина, или Совета, украшенный Перином дель Вага (1545), предстаёт наиболее богатым по украшению с фресками на потолке.
Роскошный зал Паолина
Эти фрески воспевают героические поступки Александра Великого.
На стенах ложные колонны, расписанные фресками, разделяют сцены, посвящённые Александру, Адриану и Архангелу Михаилу.
Зал библиотеки
5 этаж (или последний этаж)
Представляет огромную террасу, на которой главное место занимает бронзовый Ангел Вершаффельта (1753).
Отсюда открывается замечательная панорама города.