Христианин Марк является защитником Венеции. Предание гласит: в один прекрасный день св. Марк (Сан-Марко) шёл из Аквилея, распространяя православие. Его застигла буря, и он невольно укрылся среди островков венецианской лагуны. В сновидениях Марк увидел ангела, сказавшего ему, якобы он сможет обрести вечное упокоение в этом месте.
На штандарте Венецианской республики спустя время написали слова, произнесённые ангелом:
«Мир тебе, Марк, евангелист мой».
Умерший Апостол Марк похоронен в городе Александрия. Оттуда останки украдкой перевезли торговые люди из Венеции. Святые мощи Марка, переправленные в Венецию в 828 г., нашли там вечный покой. Сбылось пророчество, принесённое ангелом.
Содержание
Строительство собора
Собор Сан-Марко становится историческим центром Венеции. Возведён над усыпальницей Св. Марка, находящейся неподалёку от дворца дожей. Первая постройка Храма уничтожена в результате пожарища 976 г. В 1063 г., в правление дожа Доменико I Контарини, начали возведение следующего величественного собора. Основные работы по возведению соборного храма завершены к 1071 г., а в 1094 г. осуществилось официальное освящение.
Строительные работы тянулись на протяжении ряда веков. Сменялись эпохи, жители города полагали своей обязанностью приукрасить храм. Торговые люди привезли в собор множество ценностей, величайших святынь со всех концов мира. В итоге Сан-Марко преобразовался в запасник искусства средневековья, который стал доступен всем желающим. Собор — ядро социальной и государственной жизни Венеции. В этом месте проводились самые важные общегосударственные мероприятия. Тут происходили коронации дожей Венеции, здесь принимали знаки своего влияния венецианские военачальники и кондотьеры, организовывались торжественные мероприятия и городские литургии. Венецианские войска во время сражения кричали «Viva San Marco!» В правительственных протоколах, и в широком употреблении унитарное государство называлось Республика Сан-Марко.
На рубеже XIII—XV веков Венеция, в этот период переживающая свой расцвет, являлась в политико-экономическом потенциале взаимозависима от Византии. Изначально Венеция городок-провинция, находящаяся в подчинении у крепости Равенны, являвшимся оплотом Византийской державы в Италии. В большом количестве венецианских сооружений можно заметить воздействие Византийской империи. В соборном храме Сан-Марко оно особенно заметно. Как пример строительства собора взяли церковь Двенадцати апостолов в Константинополе, она не сохранилась до настоящего времени.
Архитектура
Всю структуру строительства Сан-Марко составляют византийские элементы. Он представляет собой крестово-купольный храм, в котором пять куполов возвышаются на высоченных барабанах. Северо-западный и северо-восточный углы окружены галереей, а с южной стороны прилегает капелла Дзен баптистерий.
В Божьем храме Сан-Марко, построенном из кирпича в прошлом, не наблюдается изначальных стен. Они облицованы мрамором и украшены пышным убранством в более поздние года. Снаружи собор богато декорирован мозаиками, скульптурными композициями, колоннами, резными элементами.
Страшный суд
На Здании храма вызывает интерес подлинный шедевр «Страшный суд», сценки, показывающие событие хищения и транспортировки останков Св. Марка в Венецию.
Мозаики изготовлены в XIII в. Пьетро делла Веккья и Себастьяном Риччи, венецианскими мастерами.
Собор в XIV в. завершён готическим подзором, мастерски изготовленным из мрамора, отличался своей изысканной красотой. Древние предметы, ввезённые в Венецию из разных мест, красят фасады собора. Тут находятся 2 мощных резных пилона, датируемых V в., вывезенные из сирийской крепости Аккра, часть мощной древней колонны, созданной из порфира. Колонна служила для городского глашатая, который провозглашал о законах республики.
Четыре мавра
Высокие аллегорические фигуры из тёмно-красного порфира с четырьмя тетрархами возвышается над углом собора. Изготовлена в IV в. и вывезена венецианскими купцами из Египта. Это произведение названо жителями Венеции «четыре мавра». Согласно мифу, это изваяние поставлено как воспоминание о неудачной попытке четырёх сарацин украсть из собора Сан-Марко ценности, закончившись неудачей.
На стене рядом с четырьмя маврами выгравирован известный венецианский афоризм :
«Человек имеет право на всё, что он хочет, но при этом не имеет права забывать о последствиях своих действий».
Со временем в храме Сан-Марко обнаружена часть античной храмовой казны. Она по сей день находится в его сокровищнице, хоть и существенно иссякла . Это место сбора многих исторических и культурных ценностей, привезённых венецианцами из Византийской империи (включая византийские реликвии) Египта, Персии и Ближнего Востока.
Квадрига
Прямо над порталом в храм, как триумфальная арка поднимается квадрига из бронзы. Она представляет собой четвёрку коней, двигающихся галопом. Квадрига изготовлена в III в., привезена в Венецию из Греции. В IV в. её доставили в Константинополь, где на воротах ипподрома установили. В 1204 г., по иронии судьбы крестоносцы захватили Константинополь, шедевр перешёл как военная добыча дожу Энрико Дандоло. Он доставил его в Венецию, разместил на соборе Сан-Марко.
Соборный храм имеет 5 входов, которые декорированы величественными резными порталами. На некоторых порталах можно увидеть мозаики из мрамора, доставленные из Византийской империи. В этой экспозиции наблюдаем затейливые изображения растений, истории с евангелическими сюжетами. Также представлены сцены охоты и рыбалки, эпизоды бытия венецианских мастеровых. Из Византии доставлена одна из самых больших дверей собора из бронзы. Прочие исполнены в 1300 г. известным мастеровым Бертуччи.
Интерьер
Потрясающая своей красотой отделка соборного храма декорирована великолепными мозаичными изображениями с тематикой Ветхого и Нового Завета. Незабываемое восхищение мозаиками соборного храма возымел русский живописец В.И.Суриков. В течение четырёх столетий византийские и венецианские мастера кисти создавали громадные мозаичные жанровые картины, покрывающие купола и арки соборного храма.
Они занимают 4000 кв. м. Венецианцы очень увлечены мозаичным искусством. Изначально в качестве знатоков мозаики они привлекали византийских специалистов. С XII-XIV в. их техника освоена венецианскими специалистами. В Венеции сформировалась своя школа мозаичной техники.
Пол украшен мозаикой из многоцветных плиток из мрамора. Алтарная перегородка в соборном храме представляет собой мозаику из многоцветных мраморов, декорирована скульптурными группами и колоннами. На возвышении находится большой крест из бронзы, отделанный серебром работы Джакопо ди Марко Беннато.
Одной из самых значимых и почитаемых святынь Венеции является «Золотой алтарь». Он расположен в алтарной части Храма. Алтарь привезён в Венецию из Константинополя и пребывает в соборном храме Сан-Марко. Он одно из наиболее значительных произведений византийской перегородчатой эмали, являющейся неотъемлемой частью искусства Византии. Алтарь заказал в 10 в. дож Пьетро Орсеоло мастеровому из Константинополя. Впоследствии алтарь несколько раз перестраивался.
В центре алтаря находится монументальная статуя Христа, который возвещает миру:
«Аз есмь Свет».
Элементы убранства святилища включают в себя медальоны с эмалевыми образами императоров и святых, сияющих золотом, дорогими камнями. В общей сложности камней 1927 штук (в т. ч. триста двадцать изумрудов, двести пятьдесят пять сапфиров и семьдесят пять рубинов). Отличительная черта алтаря — его роскошность, великолепие и величие образов. В то же время он сочетает в себе изысканность, сложность и красоту ювелирного искусства.
Левее алтаря видим икону «Мадонна Никопея» («Приносящая победу»). Датируется X в. и принадлежала ранее монастырю Иоанна Богослова в Константинополе. Затем перемещена в Венецианскую республику. В иконописной композиции присутствует богатейший оклад, инкрустированный золотом, декорированный византийской эмалью и дорогими камнями.
Часовни
Собор Сан-Марко за прошедшие века присоединил к себе часовни-капеллы. Одна из них, Капелла Св. Исидора, является местом захоронения св. Исидора. В ней имеется усыпальница из мрамора, в которой он погребён.
В крещальне-баптистерии имеется надгробие Андреа Дандоло, наиболее известного деятеля истории Венеции, являющегося другом Петрарки. Баптистерий, и сам соборный храм, покрыт без единого просвета ковром мозаик, в середине располагается купель из мрамора, которую создал ваятель Джакопо Сансовино в XVI в.
Соборный храм в период средневековья — визитная карточка Венецианской республики.
Соединение республики и его патронального Святого имело место в летописи России. Такое происходило во владениях княжеских посадов Пскова и Новгорода. Не вызывает сомнений, что соединение деятельных и жизнеутверждающих усилий народных масс, а также поддержки свыше даёт мощный подъём экономической системы и культурных традиций, поныне поражающих современников в представлениях средневековой Венеции и великокняжеского Новгорода.
Не могла не написать отзыв.Было очень интересно читать изложенный материал, много ценной информации. Красивые фотографии. Спасибо. Сайт очень полезен