Ватикан. Площадь

Ватикан. Площадь

 Естественный сценарий для веры

Наш путь через Ватикан часто превращался в паломничество по святым местам,в течение которого чередовались, будучи путеводителями, некоторые гении искусства. Мы вернулись на замечательную площадь, приобретя лучшее познание о памятниках и Ватиканской действительности. Теперь нам понятнее нить, ведущая от могилы апостола до Града — Государства. И такое понимание даёт нам лучший обзор всего.

Ватикан. Площадь
Сжатые в объятиях колоннады Беринги с её 284 могущими колоннами, расположенными в четыре ряда. Мы начинаем понимать, почему она была названа « самой красивой площадью в мире перед самым большим храмом христианства». Немногие места в мире вызывают подобные эмоции, какие испытываешь в этом амфитеатре, заключённом в гигантскую колоннаду. Невозможно перейти площадь без того, чтобы не быть поражённым её фантастической сценографией, ансамблем простой и грандиозной массы, подвижной и уравновешенной, древней и современной в одно и то же время. Неудивительно, что она рассматривается как самое гениальное творение Бернини среди всех, оставленных им в Ватикане.
Художественное восхищение — это не единственная эмоция, которую вызывает площадь. Религиозное чувство находит здесь почти естественный сценарий. Под монументальными формами три глубокие действительности: католическая церковь,Папа, Государство Град Ватикан. Здесь , как и в Соборе, мы своим взором воспринимаем архитектурный синтез христианской веры.

Ватикан. Площадь св. Петра в ксилографии "Хроника мира"

Площадь св. Петра в ксилографии «Хроника мира» Х. Шеделя, напечатанной в 1493 г.

Архитектура 

Огромную площадь можно разделить на две части. Первая часть — это широкий эллипс шириной в 196 метров и длиной в 148, выполненный Джан Лоренцо Бернини между 1656 и 1667 гг. в понтификат Александра 7 Киджи. Она состоит из двух полукругов, соединённых прямоугольной центральной поверхностью. Великий гений барокко замыкает полукруглую часть площади, представительной колоннадой дорического ордера, который придаёт гигантской архитектуре чувство торжественной грандиозности, покоряющей и волнующей посетителя. 284 колонны из травертина, высотой в 16 метров, расположенные в четыре ряда, образуют три галереи. Над колоннадой на высоте 18 с половиной метров возвышаются 96 статуй в 3,20 метров высоты. Они образуют вокруг площади венец мучеников, исповедников, дев и отшельников, изваянных учениками Бернини и по его рисункам.

,Статуи Св. Петра и Павла

Внушительные статуи Святого Петра (справа) и Святого Павла (слева)
Овальная площадь переходит в трапециевидную паперть, закрытую двумя крытыми коридорами, длиной в 120 метров, и расходящимися в сторону фасада. С 98,5 метров они расширяются до 119, создавая впечатление, что фасад находится гораздо ближе, чем на самом деле.


На балюстраде двух прямолинейных крытых коридоров стоят 44 статуи святых, кажущиеся участниками в процессии паломников, идущих в Рим. Всего статуй святых 140 и, кажется, что они хотят принять и возглавить, с высоты своего ряда, паломничество воинствующей церкви, шествующей внизу.

Ватикан. Площадь

140 статуй святых, каждая более трех метров высоты, помещены вдоль балюстрады двух полукруглых колоннад и двух прямых портиков, работа учеников Бернини

Чтобы закрыть монументальный амфитеатр, Бернини задумал другое крыло колоннады. Оно, оставляя достаточное пространство с боков, должно было следовать повороту двух других, завершая, таким образом, замечательную площадь.
Это знаменательное пространство вот уже более трёх столетий служит прологом собора и становится, в неоднократных случаях в течение года, огромной церковью на открытом воздухе или необъятным залом встречи между новыми паломниками в Рим и преемником Петра.

Мозаика Пречистой Девы Марии с Младенцем Иисусом

Мозаика Пречистой Девы Марии с Младенцем Иисусом была помещена на видном месте по отношению к Площади св. Петра по просьбе папы Иоанна Павла II. Она напоминает о покушении на жизнь Папы 13 мая 1981 года когда он въезжал на площадь перед началом аудиенции.

Материнские объятия

Идея принятия в одном вместительном « общем доме» подсказана двумя большими раскрытыми объятиями, охраняющими огромный эллипс. Своими полукруглыми колоннами Бернини удалось изобразить « материнские объятия», какие его просили осуществить.

Ватикан. Площадь св. Петра. Фреска в покоях Юлия III, выполненная в 1564-65 гг.

Площадь св. Петра. Фреска в покоях Юлия III, выполненная в 1564-65 гг.

Ватикан. Площадь св. Петра. Фреска в покоях Юлия III, эпохи Урбана VIII

Площадь св. Петра. Фреска в покоях Юлия III, эпохи Урбана VIII
В 1600 г. в кодексе Киджи записано : « Церковь Святого Пётра, будучи почти матрицей всех остальных, должна была иметь портик, который мог бы принимать в своих открытых материнских объятиях не только католиков для утверждения их в вере и еретиков, для воссоединения их с Церковью, но и неверных для просвещения в истинной вере.

Молчаливый свидетель мученичества

Пройдем в центр площади и окажемся перед  драгоценным элементом всей огромной сценографии, перед обелиском.

Обелиск

Его ценность огромна с историко- археологической точки зрения. Это второй по величине обелиск в Риме. Воздвигнут он был почти две тысячи лет тому назад Качем Корнелием Галло, префектом Египта. Он важен с точки зрения религиозной: монолит был единственным « молчаливым свидетелем» мученичества па. Петра. Согласно древнейшему преданию, апостол был распят головой вниз «iuxta obeliscum». Обелиск стоял на обочине цирка Галя и Нерона. Здесь вместе с Петром исповедали веру вплоть до смерти 980 римских первомучеников.
Монолит из восточного красного гранита , длиной 25 метров , и весом 327 тонн, привезён из Александрии Египетской  на огромном плоте Калигула.
Перед этим шпилем происходили первые массовые казни христиан в 64 году. Обелиск зловеще освещался  человеческими факелами и невольно был молчаливым свидетелем преследования последователей Христа. Ни один другой памятник  не может достойнее напомнить о трагическом начале христианской общины Рима.

Ватикан. Площадь
Теперь он празднует победу Христа, видит восхваление мучеников, прославляет папство.. Более 15  веков он стоит на своём месте. Стала символом продолжительности между Древним Римом и новым. Всё менялось вокруг обелиска, но он продолжал стоять на своём месте. Затем справа от него возвысилась константиновская базилика, окружённая приютами и часовнями.

Перенос обелиска

Многие папы думали перенести его и поставить перед базиликой. Все их проекты проваливались из-за трудности такого предприятия
Микеланджело считал это невозможным.
Сикст 5 увидел исполнение воли благодаря инженерному гению архитектора Доменико Фонтаны. Этот колоссальный труд начался 30 апреля 1586 года. Титаническое мероприятие было выполнено в 52 приёма. Использовали 5 могучих рычагов, 47 лебёдок,140 лошадей и 900 человек.
Оно было изображено на фреске в Ватиканской библиотеке. С тех пор, стоящий в центре обелиск будет всегда превозносить христианскую веру над язычеством. Так об этом говорят четыре надписи, сделанные по распоряжению Сикста 5 на цоколе монолита. С его шпиля был снят бронзовый шар, в котором, по средневековому преданию, хранился пепел Юлия Цезаря. На его месте поместили частицу Креста Христова.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: