Содержание
Естественный сценарий для веры
Наш путь через Ватикан часто превращался в паломничество по святым местам,в течение которого чередовались, будучи путеводителями, некоторые гении искусства. Мы вернулись на замечательную площадь, приобретя лучшее познание о памятниках и Ватиканской действительности. Теперь нам понятнее нить, ведущая от могилы апостола до Града — Государства. И такое понимание даёт нам лучший обзор всего.
Сжатые в объятиях колоннады Беринги с её 284 могущими колоннами, расположенными в четыре ряда. Мы начинаем понимать, почему она была названа « самой красивой площадью в мире перед самым большим храмом христианства». Немногие места в мире вызывают подобные эмоции, какие испытываешь в этом амфитеатре, заключённом в гигантскую колоннаду. Невозможно перейти площадь без того, чтобы не быть поражённым её фантастической сценографией, ансамблем простой и грандиозной массы, подвижной и уравновешенной, древней и современной в одно и то же время. Неудивительно, что она рассматривается как самое гениальное творение Бернини среди всех, оставленных им в Ватикане.
Художественное восхищение — это не единственная эмоция, которую вызывает площадь. Религиозное чувство находит здесь почти естественный сценарий. Под монументальными формами три глубокие действительности: католическая церковь,Папа, Государство Град Ватикан. Здесь , как и в Соборе, мы своим взором воспринимаем архитектурный синтез христианской веры.
Площадь св. Петра в ксилографии «Хроника мира» Х. Шеделя, напечатанной в 1493 г.
Архитектура
Огромную площадь можно разделить на две части. Первая часть — это широкий эллипс шириной в 196 метров и длиной в 148, выполненный Джан Лоренцо Бернини между 1656 и 1667 гг. в понтификат Александра 7 Киджи. Она состоит из двух полукругов, соединённых прямоугольной центральной поверхностью. Великий гений барокко замыкает полукруглую часть площади, представительной колоннадой дорического ордера, который придаёт гигантской архитектуре чувство торжественной грандиозности, покоряющей и волнующей посетителя. 284 колонны из травертина, высотой в 16 метров, расположенные в четыре ряда, образуют три галереи. Над колоннадой на высоте 18 с половиной метров возвышаются 96 статуй в 3,20 метров высоты. Они образуют вокруг площади венец мучеников, исповедников, дев и отшельников, изваянных учениками Бернини и по его рисункам.
Внушительные статуи Святого Петра (справа) и Святого Павла (слева)
Овальная площадь переходит в трапециевидную паперть, закрытую двумя крытыми коридорами, длиной в 120 метров, и расходящимися в сторону фасада. С 98,5 метров они расширяются до 119, создавая впечатление, что фасад находится гораздо ближе, чем на самом деле.
На балюстраде двух прямолинейных крытых коридоров стоят 44 статуи святых, кажущиеся участниками в процессии паломников, идущих в Рим. Всего статуй святых 140 и, кажется, что они хотят принять и возглавить, с высоты своего ряда, паломничество воинствующей церкви, шествующей внизу.
140 статуй святых, каждая более трех метров высоты, помещены вдоль балюстрады двух полукруглых колоннад и двух прямых портиков, работа учеников Бернини
Чтобы закрыть монументальный амфитеатр, Бернини задумал другое крыло колоннады. Оно, оставляя достаточное пространство с боков, должно было следовать повороту двух других, завершая, таким образом, замечательную площадь.
Это знаменательное пространство вот уже более трёх столетий служит прологом собора и становится, в неоднократных случаях в течение года, огромной церковью на открытом воздухе или необъятным залом встречи между новыми паломниками в Рим и преемником Петра.
Мозаика Пречистой Девы Марии с Младенцем Иисусом была помещена на видном месте по отношению к Площади св. Петра по просьбе папы Иоанна Павла II. Она напоминает о покушении на жизнь Папы 13 мая 1981 года когда он въезжал на площадь перед началом аудиенции.
Материнские объятия
Идея принятия в одном вместительном « общем доме» подсказана двумя большими раскрытыми объятиями, охраняющими огромный эллипс. Своими полукруглыми колоннами Бернини удалось изобразить « материнские объятия», какие его просили осуществить.
Площадь св. Петра. Фреска в покоях Юлия III, выполненная в 1564-65 гг.
Площадь св. Петра. Фреска в покоях Юлия III, эпохи Урбана VIII
В 1600 г. в кодексе Киджи записано : « Церковь Святого Пётра, будучи почти матрицей всех остальных, должна была иметь портик, который мог бы принимать в своих открытых материнских объятиях не только католиков для утверждения их в вере и еретиков, для воссоединения их с Церковью, но и неверных для просвещения в истинной вере.
Молчаливый свидетель мученичества
Пройдем в центр площади и окажемся перед драгоценным элементом всей огромной сценографии, перед обелиском.
Его ценность огромна с историко- археологической точки зрения. Это второй по величине обелиск в Риме. Воздвигнут он был почти две тысячи лет тому назад Качем Корнелием Галло, префектом Египта. Он важен с точки зрения религиозной: монолит был единственным « молчаливым свидетелем» мученичества па. Петра. Согласно древнейшему преданию, апостол был распят головой вниз «iuxta obeliscum». Обелиск стоял на обочине цирка Галя и Нерона. Здесь вместе с Петром исповедали веру вплоть до смерти 980 римских первомучеников.
Монолит из восточного красного гранита , длиной 25 метров , и весом 327 тонн, привезён из Александрии Египетской на огромном плоте Калигула.
Перед этим шпилем происходили первые массовые казни христиан в 64 году. Обелиск зловеще освещался человеческими факелами и невольно был молчаливым свидетелем преследования последователей Христа. Ни один другой памятник не может достойнее напомнить о трагическом начале христианской общины Рима.
Теперь он празднует победу Христа, видит восхваление мучеников, прославляет папство.. Более 15 веков он стоит на своём месте. Стала символом продолжительности между Древним Римом и новым. Всё менялось вокруг обелиска, но он продолжал стоять на своём месте. Затем справа от него возвысилась константиновская базилика, окружённая приютами и часовнями.
Перенос обелиска
Многие папы думали перенести его и поставить перед базиликой. Все их проекты проваливались из-за трудности такого предприятия
Микеланджело считал это невозможным.
Сикст 5 увидел исполнение воли благодаря инженерному гению архитектора Доменико Фонтаны. Этот колоссальный труд начался 30 апреля 1586 года. Титаническое мероприятие было выполнено в 52 приёма. Использовали 5 могучих рычагов, 47 лебёдок,140 лошадей и 900 человек.
Оно было изображено на фреске в Ватиканской библиотеке. С тех пор, стоящий в центре обелиск будет всегда превозносить христианскую веру над язычеством. Так об этом говорят четыре надписи, сделанные по распоряжению Сикста 5 на цоколе монолита. С его шпиля был снят бронзовый шар, в котором, по средневековому преданию, хранился пепел Юлия Цезаря. На его месте поместили частицу Креста Христова.