Это огромный амфитеатр, чьи внушительные остатки позволяют всё ещё восхищаться древним великолепием. Начал строительство Веспасиан в 72 г. по Р.Х. и завершил его сын Тит в 80. В его постройке были заняты пленные евреи.
Строительство Колизея
Его настоящее название «Амфитеатр Флавия». Обычно он назывался «Колоссеум» не только из-за своих огромных размеров, но и из-за близости к Колоссу Нерона. Нет такой страницы в истории Рима, которая не была бы связана с Колизеем, превратившимся в символ города и его жизни.
Колизей рядом с Колоссом Нерона
Содержание
Развлечения Древнего Рима
Зрелища и игры
Колизей выполнял функцию гигантского стадиона нашей эпохи. Но любимыми зрелищами римлян были цирковые игры (ludi circenses). Они изобретены в последние годы существования Республики с тем, чтобы возбуждать и питать в них воинский дух, делавший их владыками мира.
Бои гладиаторов
Это положило начало профессии гладиаторов, которых обучали сражаться, убивая друг друга, в то время как участие хищных зверей всех видов увеличивало ужас зрелища.
Внутри Колизея звучали крики триумфа и горя, когда гладиаторы сражались за жизнь, а зрители, затаив дыхание, наблюдали за каждым движением.
Сражения на арене
Открытие амфитеатра
Дион Кассий говорит, что 9 тыс. хищных зверей было убито за 100 дней праздника по случаю открытия амфитеатра. После охоты на зверей арена часто заполнялась быстро водой, и на ней устраивались морские сражения. Великий император Константин и его преемники пытались положить конец борьбе гладиаторов, но римляне вначале не хотели отказываться от привычных для них зрелищ.
Ночные представления на арене
В начале V века пришедший с Востока монах по имени Телемах вошёл на арену и попытался встать между гладиаторами. Он обратился к народу, умоляя их отказаться от этих ужасных развлечений. Послышались насмешки и оскорбления: неопрошенный гость, великий мученик за человечество был заброшен камнями. Но с того дня зрелища прекратились.
Архитектура Колизея
Колизей сегодня
Размеры и конструкция
Колизей имеет форму эллипса, его продольный диаметр составляет 187 метров, а поперечный — 155 метров. Высота внешнего кольца доходит до 50 метров от земли.
Вместимость
Реставрация Колизея
Согласно сложным подсчётам, в нём могло разместиться до 80 тыс. зрителей. Снаружи расположены три яруса аркад, украшенных соответственно дорическими, ионическими и коринфскими колоннами, а четвёртый ярус украшался коринфскими пилястрами.
Арочные проходы
Колизей сегодня
Эллипс из 80 арок образует наружное обрамление. Четыре арки, соответствующие четырём полудиаметрам, обозначали столько же входов, от которых сохранился только почётный вход, резервированный для императора.
Колизей в расцвет Римской империи
Каменные арки и своды, отделанные мрамором, передают ощущение невероятного мастерства древнеримских зодчих, которые создали эту грандиозную структуру. Влага времени поедает его, но величие Колизея по-прежнему притягивает миллионы туристов, будоража воображение и вызывая восхищение.
Механизм, благодаря которому звери и гладиаторы поднимались на арену из подземных камер
Организация зрительских мест
Император и знать
В центре подиума находилось императорское кресло. В остальной части подиума сидели сенаторы и представители Двора.
Зрительское место императора
Другие зрители
Следовали места для рыцарей, и для гражданских и военных трибунов. Супружеские пары имели собственные места. Специальные места отводились для молодёжи в сопровождении их наставников, семьям и слугам, женщинам и плебсу.
Навес для защиты от дождя
Обычно Колизей был открытым, но в случае дождя он накрывался огромным навесом, который натягивался двумя командами моряков с флотов Равенны и Мыса Мизено. Эти две команды участвовали в морских сражениях, которые часто устраивались в амфитеатре.
Крыша над ареной, по необходимости открывалась и закрывалась
Расцвет и упадок Колизея
Период величия
В расцвете своей славы амфитеатр был великолепным свидетельством римского величия. И сегодня Колизей представляет гордость Рима и вызывает изумление у посетителей.
Скульптуру, некогда стоящие в арках Колизея
Запустение и разрушение
История амфитеатра не лишена долгих периодов запустения и упадка. Конец Римской империи отмечен двумя землетрясениями (442 и 508 гг.), причинившими большие повреждения Колизею. Но амфитеатр продолжал свои функции при Теодорихе, главе римско-варварского правления остготов, который в 523 г. приказал устроить зрелище venationes, традиционную охоту на зверей.
Заполнение водой арены Колизея
С того момента наступило полное запустение. Колизей использовался как кладбище, затем как крепость, а после землетрясения 1349 г. как источник строительного материала. Покрывавший его мрамор почти полностью использовали в период расцвета строительной деятельности эпохи Возрождения.
Колизей во время морских битв
Окончательный упадок Колизея предотвратил папа Бенедикт XIV (1740—1758). Ради того, чтобы спасти, то, что осталось от старого амфитеатра, он пожелал посвятить его Крестному пути (Via Crucis), установив крест на месте, которое по преданию было связано с именем тысячей христианских мучеников. С тех пор Колизей пользуется постоянным вниманием.
Сегодня Колизей – не только памятник, но и живой символ гуманизма. Напоминает о том, насколько ценна жизнь и о том, что даже в самых жестоких битвах можно найти человечность.