Содержание
История строительства
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге — яркий символ морской мощи России и выдающийся пример архитектурного мастерства XVIII века. Построенное в 1704 году по проекту архитектора Доменико Трезини, здание вдохновлено традициями итальянского барокко. Его величественный силуэт с золотым шпилем, достигающим 72 метров в высоту, поражает воображение и привлекает внимание туристов и жителей города.
Адмиралтейство с белой колоннадой наверху и обращённой к городу огромной проездной аркой — один из самых известных архитектурных памятников Петербурга.
Роль Адмиралтейства в истории российского флота
Крупнейшую роль Адмиралтейства сыграло в истории российского флота. Здесь находился верфь, где строились корабли, ставшие основой российской морской силы. Со временем функция здания изменилась, и оно стало административным центром военно—морских сил.
Нынешнее строение в точности повторяет контуры первой петербургской верфи, основанной Петром I в 1705 г. Главная судостроительная верфь Российской империи протянулась вдоль берегов Невы более чем на 400 метров.
Первым со стапелей Адмиралтейства в 1706 г. сошёл 18-ти пушечный прам, в 1709 г. после победы в Полтавской битве, Пётр I собственноручно заложил на ней 54-пушечный линейный корабль «Полтава».
Перестройка Адмиралтейства в XIX веке
В начале XIX века Александр I решил перестроить Адмиралтейство так, чтобы оно соответствовало своему расположению в центре столицы. Осуществить эту задачу поручили архитектору Андреяну Захарову.
Сохранив первоначальную планировку, Захаров построил два П-образных корпуса, вписанных один в другой. Во внутреннем по-прежнему остались мастерские и строились корабли, во внешнем разместились Морское министерство, Главный морской штаб и Главное гидрографическое управление.
При модернизации Захаров учитывает важное значение здания в уникальной градостроительной трёхлучевой системе Петербурга, которое сводится к тому, что на его надвратную башню, созданную в 1730 г. зодчим Коробовым, ориентированы 3 центральные трассы: Невский проспект, ул. Гороховая и Вознесенский проспект.
Центральный фасад и боковые портики
Вдоль всего центрального фасада и боковых расположены портики дорического ордера с 12 и 6 колоннадами. Фундамент здания с арочным проездом с поднимает ионический периптер, из которого выходит объём, перекрытый сомкнутым позолоченным сводом и заканчивающийся шпилем с парусным корабликом.
Первый этаж гладкий в портиках и рустованный в промежутках между ними. На широкой глади стен очень мало окон.
Важно в оформлении фасадов их скульптурное убранство.Средствами скульптуры воспевается героизм русского народа, воспитываются патриотические чувства.
Скульптурное убранство Адмиралтейства
Интересно скульптурное изображение надвратной башни, ворота которой фланкируют колоссальные аллегорические изваяния из пудожского камня — нимфы, поддерживающие небесную и земную сферы. Расположены на цветном фоне гладкой стены, усиливая их эмоциональное воздействие.
Архивольт въездной арки скомпонован из воинской арматуры, а в замке размещён символ императорской России — двуглавый орел. Его осеняют победными знамёнами гении Славы.
Горельеф на аттике назван «Заведение флота в России». Это картина передачи богом морей Нептуном власти над морями России Петру I. На углах нижнего башенного массива высятся каменные фигуры сидящих воинов — героев древности.
Колоннада под шпилем завершается дважды повторёнными статуями — аллегориями четырёх ветров, стихий и древних божеств, связанных с мореходством.
Парадные помещения Адмиралтейства
Из главных помещений Адмиралтейства следует отметить необычно парадный двусветный Вестибюль за правым портиком главного фасада и Библиотечный зал в восточном крыле.
Вестибюль примечателен тем, что в его решении Захаров использовал монументальные средства внешней архитектуры (рустовка, замковые камни с масками).
Библиотечный зал отличается изящной прорисовкой деталей и встроенных книжных шкафов.
В итоге Адмиралтейство приобрело свой нынешний вид со скульптурой и барельефами. Они прославляют Россию как великую морскую державу, с главной Адмиральской башней, увенчанной остроконечным позолоченным шпилем с корабликом наверху.
Кораблик и кубышка
Прототипом кораблика послужил первый русский военный корабль «Орёл», сооружённый государем Алексеем Михайловичем. В 1719 г. Герман ван Болес установил его, вместе с «яблоком» на шпиле. С того момента этот кораблик приобрёл статус знаменитой эмблемы города, став его символом.
Внутри шара из позолоты под корабликом расположена сферическая кубышка, изготовленная из чистейшего золота. В ней хранятся экземпляры золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Шар ни разу не распечатывался. Ведь тайна поворота одной из его половин в необходимую сторону утеряна навсегда.
Современный облик Адмиралтейства
Постройка кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалась до 1844 года. После этого эллинги, доки, стапеля и мастерские переехали на новое место у самого устья Невы.
Сегодня здание Адмиралтейства занимает Главный штаб ВМФ России.
Архитектура Адмиралтейства гармонично сочетает в себе классические и национальные мотивы. Это делает его важным объектом культурного наследия. Комплекс окружён живописными каналами и парками, создавая атмосферу, которая завораживает и вдохновляет. Таким образом, Адмиралтейство продолжает оставаться сердцем российской морской истории.