Андреевский тронный зал Большого Кремлевского дворца

Андреевский тронный зал

Этот зал считается главным императорским церемониальным залом Московского Кремля. Он по указу царя Николая I ещё при возведении Большого Кремлевского дворца  посвящался  главному ордену Российской державы — ордену св. Андрея Первозванного.

До недавнего времени никто не мог оценить изящество и державное величие Андреевского зала. Дело в том, что на месте демонтированных тронного Андреевского и Александровского залов в 1932—1934 годах  построен огромный зал заседаний съездов партии.

Интерьер

Высказывания М.П. Фабрициуса

Поэтому стоит обратиться к старым источникам, рассказывающим о том, как в середине прошлого века выглядел этот зал. В книге М.П. Фабрициуса «Кремль в Москве. Очерки и картины прошлого и настоящего» даётся описание:

«Десять величественных пилонов, покрытых золочёной лепной работой, поддерживают свод зала; стены обтянуты шелковой голубой тканью цвета ленты ордена Андрея Первозванного (девиз: «За Веру и Верность»), в честь которого назван залом Андреевским.

Фрагмент стрельчатого свода

В простенках окон помещены цепь и знак ордена Большого Креста.

Орден Андрея ПервозванногоОрден Андрея Первозванного

Над входными дверями помещены вензелевые изображения: Петра I, основателя ордена; Павла I, учредившего статут,

Медальон с вензелем царя Павла I

и Николая I, воле которого обязан зал своим существованием.

Медальон с вензелем царя Николая I

Тут же помещаются два камина из чрезвычайно твёрдой яшмы (раб. Колывановской фабрики). Пол зала (раб. Миллера) из разноцветного дерева весьма хорошей работы.

Противоположная входу стена занята императорским троном в виде шатра, с пологом из золотого глазета с гербами, подбитым горностаем. Под ним на возвышении стоит тронное кресло с вензелем царствующего императора, а над шатром, на фоне голубой шелковистой ткани, помещено золочёное всевидящее око. За креслом, на стене, находится полог из золотой парчи с изображением щита с чёрным государственным гербом. У трона постоянно стоит дежурный дворцовый гренадер».

Убранство зала

Сегодня старинный интерьер Андреевского зала полностью восстановлен по плану реставрации. Его разработал авторский коллектив Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры Российской Федерации под руководством С.В. Демидова.

Один из 5 парадных орденских залов Большого Кремлевского дворца расположился вдоль центрального южного фасада. Его значительная территория чётко организована пятью парами величественных опор. Они разделяют объём на три неба — большой центральный и меньшие фронтальные.

Гармоничный, богато оформленный Андреевский зал закрыт сводами, декорированными объёмными деталями. Лепнина и позолота , украшающие стены и арки , создают общее впечатление державной пышности и величия.

Сводчатый потолок

Для отделки Андреевского зала широко использовались голубой цвет ленты ордена св.Андрея Первозванного и орденские знаки как элемент декоративного убранства помещения.

Освещение зала

Андреевский зал освещают  18 окон и 2 балконные двери южной стены, прорубленные в два яруса строго друг над другом. С другой стороны расположены двери, ведущие в Кавалергардский зал, Аванзал и фальшокна во втором ярусе.

Искусственный свет в зале обеспечивают десять бронзовых четырёхъярусных светильников из позолоты, изготовленных по проекту и эскизам К.А.Тона на Санкт-Петербургском литейном и механическом заводе в 1847 году. На стенах смонтированы тридцать пять бронзовых позолоченных бра,изготовленных в середине прошлого века Василием Крумбюгелем. Подлинные светильники до нашего времени не сохранились. Ряд деталей выполнили по аналогии со светильниками из других парадных залов дворца, также изготовленным по эскизам Тона. Новые люстры для зала сделали в Италии.

Убранство зала потрясает своим великолепием. Мощные колонны завершаются богато украшенными капителями со скульптурным изображением знака ордена св. Андрея Первозванного с двуглавым орлом и косым распятием на груди, поверх которых смонтированы арочные перекрытия. Пилоны, арки, проёмы окон и дверей отделаны искусственным мрамором, лепниной и позолотой. Сводчатые потолки декорированы изображением позолоченных цепей ордена св. Андрея Первозванного со звездой и крестом.

Декор

Гербы

К церемонии вступления на престол Александра II в 1855 г. над окнами  разместили сорок восемь гербов российских городов и губерний, входящих в титул Российского императора.
Гербы прошлого века не сохранились. Они были воссозданы по акварельным эскизам А.Фадеева, сделанным для издания гербов Российской империи. По его же эскизам  воссоздан и герб Российской державы, расположенный над троном. Зал удачно декорируют двуглавые орлы с косым распятием св. Андрея Первозванного на груди, расположенные на карнизе стены за императорским троном, и вензеля Его Императорского Величества на восточной стене.

Фрагмент декоративного убранства

Над тронным местом на западной стене смонтировали сияние с покрытыми сусальным золотом лучами. В центральной части сияния помещается древнейший символический знак «Всевидящее око». В западной части зала  расположились три царских трона под резной позолоченной сенью.

Камины

С двух сторон восточной стены Андреевского зала установили необыкновенные камины. Один  подлинный. Его в 1932 г. смонтировали в Апартаментах Их Императорских Величеств. Благодаря этому камин сохранился в первозданном виде. В настоящее время в тронном зале вновь находится подлинный яшмовый камин, перенесённый сюда из помещений Апартаментов. Второй, взамен утраченного, изготовили современные российские мастера по старому образцу из красного песчаника, близкого по цвету к коргонской яшме.

Камин. Яшма

Двери и паркет

Помимо дверей, выходящих в Аванзал, две украшенные резьбой и богато золочёные деревянные двери проводят нас из западной части  Андреевского зала в Александровский, а с северной стороны — в Кавалергардский зал.

Парадные двери  выполнили по чертежам академика Ф.Г. Солнцева. Он же был и автором эскизов художественного паркета зала. Паркет собран из двадцати двух сортов ценных пород дерева. При проведении работ по воссозданию интерьера тронного зала паркет изготовили по существовавшим эскизам, проектам и образцам. Работы по его воссозданию проводились реставраторами под руководством Н.В.Маматовой. Сегодня любуемся практически тем же самым богатейшим многоцветным деревянным узором, который задуман и исполнен полтора века назад.

Паркет. Фрагмент

Общее потрясающее впечатление от помпезного убранства зала увеличивается благодаря тому, что стены тронного зала обтянуты муаровой тканью цвета Андреевской ленты, с ней гармонируют шелковые портьеры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: