Архангельский собор

Архангельский собор

На вершине  Кремлевского холма, как богатырская застава, защищенная мощью стен крепости, расположилась многоглавая группа соборов. В этот уникальный архитектурный ансамбль, органически сливаясь с ним и существенно дополняя его, входит Архангельский собор.

Архангельский собор

История

Дошедшему до наших дней зданию Архангельского собора больше 500 лет.  Его история уходит вглубь веков. Упоминание в летописях относится к началу XIV века. В ней говорилось, что в церкви погребено тело московского князя Даниила Александровича. Следующее сообщение относится к 1325 году. Из него следует, что в храме еще одна гробница сына Даниила, князя Юрия.

К сожалению, идут постоянные споры о противоречивости летописей того времени.

В 1969 году во время раскопок на территории собора обнаружили части основания постройки из дикого камня на известковом растворе.

Данное храму название  — в честь архангела Михаила. Он считался на Руси покровителем князей в их ратном деле и покровителем всего российского воинства.

На подступах к центру Кремля открывается неповторимая картина ансамбля Соборной площади. Сначала видим поднявшийся к небесам столп колокольни Ивана Великого, рядом слева привлекает внимание своей стройностью и изысканно —строгим нарядом Архангельский собор.

Соборная площадь

Строитель церкви Архангела Михаила в 1504 году прибыл из Венеции. Звали его  — Алевиз, к которому в Москве прибавилось прозвище Новый.

Алевиз Новый

Иван III задался целью соорудить нечто вроде российского пантеона, в котором бы соединилась память о древнем великокняжеском роде с прославлением России. Построить такой некрополь могли поручить только опытному, хорошо зарекомендовавшему себя мастеру.

Архитектура

Алевиз Новый начал строить церковь Архангела Михаила в мае 1505 года. Новое здание надо было значительно увеличить в размерах. Архитектор имел возможность заложить крупный трехнефный шестистолпный храм, своими размерами  приближавшийся к Успенскому собору. Закладка происходила при Иване III. Но он весной того же года скончался.  Осуществление проекта продолжалось в первые годы правления его сына Василия III.

Сооружение усыпальницы велось три с половиной года. Освящение Архангельского собора произошло в храмовый праздник  8 ноября 1508 года.

В соборе соединилось привычное с необычным.

Чтобы придать собору более светский вид Алевиз Новый  с помощью горизонтального пояса поделил фасады, за исключением алтарного, на два яруса. Пояс проходит по верхней границе. Он связывает воедино все четыре фасада.

Каждый ярус на северной, западной и южной стенах получил самостоятельное оформление. Благодаря чему создается иллюзия  существования двух этажей. По средней линии каждого яруса проходит ряд высоких узких окон.

Нижний ярус более высокий и мощный с декоративными арками в простенках. Выше — как бы несомый и зрительно более легкий ярус меньшего размера. Вертикальные тяги фасадов — пилястры, вместе со всей плоскостью стены поделенные средним поясом надвое. Исполнены строго по классическому канону.

Пилястры, расположенные внизу, вырастая из мощного цоколя здания, опираются на базы. Далее завершаются классическими капителями. На капители и арки, размещенные между пилястрами, положен средний горизонтальный пояс. Над этим поясом вырастает верхний ряд пилястр. Он тоже с базами и капителями. Имея зримые опоры, они несут на капителях полный антаблемент — архитрав, фриз и нависающий над стеной карниз, которым четко обозначается граница между основным массивом собора и его завершением.

В Архангельском соборе своды проходят под карнизом. Они венчают четверик сооружения. Вместо закомар, декоративные глубокие полукруглые ниши. Их заполняют огромные белокаменные раковины.

Раковины

Редкостный венец здания, выложенный из гигантских вогнутых и ребристых раковин, не единственное украшение собора.

Словно триумфальные арки поднимаются торжественные порталы. Вся поверхность порталов заполнена причудливым рельефным орнаментом. Опоры обвиты тонким вьюном. На откосах выступают высокие декоративные вазы. В узоры вплетены изображения  рыб и драконов.

Деталь северного портала собора

Архитектор отрицательно относился к плоскости ничем не украшенных стен.

Богатый наряд отличал все здание снизу доверху. На пяти шлемовидных куполах, как мерцающая чешуя, лежала чернолощеная черепица.

У Архангельского собора  плотно собранная группа барабанов это организующая вертикальная ось сооружения. Она смещена к самому краю восточной стены.  Два боковых барабана подступают вплотную к полукруглым завершениям стены.

Усыпальница

«Церковь усопших царей» — своеобразная каменная летопись. Интерьер собора заполняют многочисленные гробницы с резными на белом камне надписями. Первым среди погребенных был великий князь Иван Калита — «собиратель русской земли». Его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный продолжили  политику отца и похоронены рядом.

Схема размещения захоронений

В следующей тройке гробниц похоронен Дмитрий Иванович Донской и его сподвижник Владимир Андреевич Храбрый — герои битвы на Куликовом поле.

У западной стены собора захоронены Юрий Галицкий и его сын Василий Косой.

У алтарной части захоронен «царь и великий князь» Иван Грозный и его сыновья Федор и Иван. Усыпальница, скрытая от взора людей, недосягаема для простолюдина. Особый мавзолей царя Ивана Грозного становится новой святыней Москвы.

Около его восточного столпа захоронены первые цари из династии Романовых.

Кроме захоронений в соборе находятся 2 раки. Мощи Михаила Черниговского —  в алтаре, царевича Дмитрия Угличского — в центральном нефе собора.

Рака Михаила Черниговского

Раку цесаревича изготовили из серебра, позолотили, украсили рельефной чеканкой и камнями. Над ракой соорудили высокую белокаменную сень с узорчатой рельефной резьбой и литой ажурной бронзовой решеткой.

Рака цесаревича Димитрия Угличского под белокаменной сенью

Всего в Архангельском соборе насчитывается 54 захоронения из которых 52 находятся в саркофагах под плитами пола, над ними сооружены каменные, с медными чехлами, надгробия. А две раки стоят на полу.

Общий вид надгробий у южной стены

В первоначальное убранство некрополя входили так называемые покровы — широкие пелены из дорогих тканей с золотым и шелковым шитьем, разноцветными камнями. Различали повседневные и праздничные покровы.

Цари проявляли особое внимание  к собору — усыпальнице и щедро жаловали его духовенство. В 1764 году у Архангельского собора числилось 18 тысяч душ крепостных крестьян, обязанных работать на соборный причт. Под сводами самого соборного здания  до XIX века действовали «судная изба Архангельских вотчин» и две подземные темницы с железными цепями, где священнослужители чинили  суд и расправу над неисправными плательщиками податей и оброков.

Иконостас

В художественном оформлении древнерусского храма важное место занимал иконостас. В Архангельском соборе древний иконостас не сохранился. После «великого пожара» 1547 года, от которого пострадал и великокняжеский некрополь, сгоревший иконостас заменили новым более поздним — конца XVII  века. Изготовили его на Потешном дворе. Работали над ним более 70 человек.

Иконостас представляет собой деревянную рамную конструкцию. Установлен между северной и южной стенами собора. Он разделен четырьмя горизонтальными поясами-карнизами. По вертикали делится на три части — центральную и боковые.

Средняя часть украшена ажурной сквозной резьбой колонок, которые стилизованы под виноградные гроздья. По бокам и в середине арочного завершения находятся постаменты для фигур из композиции «Распятие», венчающей иконостас.

Интерьер

Центральная трехчастная вертикаль иконостаса представляет собой своеобразный ризалит. В его нижней части в обрамлении двух витых с резным орнаментом колонок и архивольта  находится арочный проем для царских врат.

Царские врата

В существующем иконостасе есть икона архангела Михаила конца XIV века. Она вторая справа от центральных дверей (царских врат) иконостаса. Икона большого размера. В центре — крупная фигура архангела, по краям изображения его «деяний». Легкая, стройная фигура Михаила облачена в боевой доспех. Взгляд направлен вдаль. Выражен порыв и готовность к новым битвам в защиту родной земли.

Архангел Михаил

В праздничном ряду находится единственная подписная икона «Распятие».

Распятие

Надпись обнаруженная при реставрации 1853 года гласит: «ЗРПО (1681— Т.В.) ГОДУ ПИСАЛ СЕЙ ОБРАЗЪ МИХАЙЛА МИЛЮТИНЪ».

Рождество Христово
Сошествие Святого Духа
Успение
Благовещение
Вознесение
Вход в Иерусалим
Сошествие во ад
Воскрешение Лазаря
Крещение
Преображение
Рождество Христово
Сошествие Святого Духа
Успение
Благовещение
Вознесение
Вход в Иерусалим
Преображение
Крещение
Воскрешение Лазаря
Сошествие во ад
Сретение
Рождество Христово
Сошествие Святого Духа
Успение
Благовещение
Вознесение
Вход в Иерусалим
Сошествие во ад
Воскрешение Лазаря
Крещение
Преображение
Рождество Христово
Сошествие Святого Духа
Успение
Благовещение
Вознесение
Вход в Иерусалим
Преображение
Крещение
Воскрешение Лазаря
Сошествие во ад
Сретение
previous arrow
next arrow

Иконостас XVII века подвергался неоднократным ремонтам. Большие ремонтные работы в Архангельском соборе проводили при императрице Екатерине II.

Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. Никола Можайский. Иконы местного ряда главного иконостаса
Великомученик Феодор Стратилат. Святитель Василий Великий. Царские изографы. Иконы местного ряда главного иконостаса
Иоанн Предтеча. Икона тезоименная царю Ивану Грозному. Преподобный Михаил Малеин. Икона тезоименная царю Михаилу Федоровичу.
Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. Никола Можайский. Иконы местного ряда главного иконостаса
Великомученик Феодор Стратилат. Святитель Василий Великий. Царские изографы. Иконы местного ряда главного иконостаса
previous arrow
next arrow

«Были возобновлены 12 икон пророческих, 9 апостольских, 2 образа предстоящих при распятии, в клейме образ пресв. Троицы вновь написан, и велено было поскорее возобновить для постановки в иконостас на образец: два средника, двух ангелов и одного Апостола. Реставрация 20 икон,не оконченных ранее поновлением, продолжалась еще и 1774 г., причем самыя работы состояли в обновлении поврежденной от копоти и давности времени стенописи и иконописи времени царя Федора Алексеевича без всякого изменения».

Состав пророческого чина иконостаса Архангельского собора представлен ветхозаветными царями Давидом и Соломоном, предводителем и законодателем еврейского народа Моисеем, первосвященником Аароном, отцом Иоана Предтечи пророком Захарием, величайшим пророком Илием, удостоившимся чести быть взятым живым на небо, его учеником Елисеем, большими пророками- писателями Исайей, Иеремия,  Даниила и малыми — Ионом и Аввакумом.

Царь Давид
Царь Соломон
пророк Моисей
пророк Елисей
пророк Аввакум
пророк Иеремия
пророк Илия
пророк Аарон
пророк Захария
пророк Иона
пророк Исайя
пророк Даниил
Царь Давид
Царь Соломон
пророк Моисей
пророк Елисей
пророк Аввакум
пророк Иеремия
пророк Илия
пророк Аарон
пророк Захария
пророк Иона
пророк Исайя
пророк Даниил
previous arrow
next arrow

В центре деисусного чина представлена пятифигурная  композиция «Спас в Силах». По обе стороны расположены фигуры апостолов.

Спас в Силах
Апостол Андрей Первозванный
Апостол Симон Зилот
Апостол Иоанн Богослов
Апостол Петр
Архангел Михаил
Богоматерь
Иоанн Предтеча
Архангел Гавриил
Апостол Павел
Апостол Матфей
Апостол Иуда
Апостол Иаков
Спас в Силах
Апостол Андрей Первозванный
Апостол Симон Зилот
Апостол Иоанн Богослов
Апостол Петр
Архангел Михаил
Богоматерь
Иоанн Предтеча
Архангел Гавриил
Апостол Павел
Апостол Матфей
Апостол Иуда
Апостол Иаков
previous arrow
next arrow

В центральной иконе иконостаса Архангельского собора монументальная фигура Христа восседает на массивном троне, представляющем собой сооружение на шести резных столпах со сложной резьбой.

Красочную гамму икон пророческого и деисусного рядов составляют темно-сиреневый, малиновый, синий, зеленый, коричневый цвета.

Лицевое шитье в Архангельском соборе

Архангельский собор как храм-усыпальница князей и царей московского дома должен был изобиловать надгробными покровами. В нем хранились воздухи и судари для литургических сосудов, плащаницы, подвесные под иконы  и «застеночные» пелены, шитые иконы, алтарные воздухи и завесы, хоругви и одежды духовенства. Только часть из всего этого имела лицевое (сюжетное) шитье.

Самым древним памятником лицевого шитья является хоругвь «Архангел Михаил», где небесный архистратиг представлен в рост на овальном подножии в лоратном одеянии с мерилом и зерцалом в руках. Все шито прядеными золотными нитями.

Хоругвь "Архангел Михаил"

Другой древний памятник — воздух с шитыми по красному шелку на среднике изображениями: Воздух «Снятие со креста», «Положение во гроб» и «Сошествие во ад»

Воздух шит цветными шелками и прядеными серебряными нитями в деталях.

Среди сохранившихся покровов на литургические сосуды наиболее ранними являются два сударя с изображением Агнца Божия, упомянутые в Описи 1730 г.

Сударь "Агнец Божий"

Один из них, шитый по червчатой камке, с редкими для такого рода предметов изображением в углах кайм лазоревой камки поясных евангелистов.

Другой сударь алой камки, шит шелком мелкими стежками гладьевыми швами и прядеными золотными нитями с незаметной прикрепой.

По той же описи в ризнице собора числится  покров с образом Димитрия вклада «города Углича доброхотных дарителей марта 20 1786 года». Этот покров шит по «по пунцовому бархату» шелком и золотом с жемчужной обнизью «клетками» в венце, короне и ожерелье, жемчугом в кресте и надписях, обложен он серебряным галуном.

Покров "Мученик царевич Димитрий Угличский"

Что касается раки Черниговских чудотворцев князя Михаила, то в музее хранится лишь один покров.

.Покров " Мученик князь Михаил Черниговский"

Росписи на стенах

Из настенных росписей, украшавших собор  в XVI веке, уцелели немногие:  в лоджии у западного входа, в за иконостасных помещениях, в том числе в усыпальнице Ивана Грозного, и несколько небольших фрагментов на столпах.

Новая стенопись Архангельского собора не шла вразрез со старым.  Подбор образов и картин соблюдает общие древние правила.

Отечество Фреска в центральном куполе

В куполах, символизирующих небеса, изображены божества — Всевышний в его трех ипостасях и Богоматерь. А барабанные купола несут образы небесных сил, пророков, праотцов.

«Верую во единаго Бога Отца...». Фрагмент фрески на юго-западном своде

На сводах сюжеты Нового завета. Ниже  — апостолы, святые угодники, воины — мученики  и сцены чудес архангела Михаила.

Благовещение. Рождество Христово.
Фреска на южном склоне центрального свода
Никейский собор.
Фреска на северном склоне центрального свода
Благовещение. Рождество Христово.
Фреска на южном склоне центрального свода
Благовещение. Рождество Христово. Фреска на южном склоне центрального свода
Никейский собор. Фреска на северном склоне центрального свода
Благовещение. Рождество Христово. Фреска на южном склоне центрального свода
previous arrow
next arrow

В полусферах малых куполов крупные поясные фигуры архангелов Михаила и Гавриила. Под сводами справа и слева от иконостаса «соборы архангелов». Над алтарем композиция «Успение Богоматери».

Южную и северную стены собора занимают изображения батальных сцен.

Роспись северной стены

Так сцена «Взятие Иерихона» напоминала о недавней победе  над Казанским ханством.

Крушение стен Иерихона. Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене
Чудо о злате. Композиция «Отрок находит клад». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
Чудо о злате. Композиция «Монахи сбрасывают отрока в море». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
Чудо о злате. Композиция «Архангел Михаил и Николай Чудотворец спасают отрока». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
Крушение стен Иерихона. Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене
Чудо о злате. Композиция «Отрок находит клад». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
Чудо о злате. Композиция «Монахи сбрасывают отрока в море». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
Чудо о злате. Композиция «Архангел Михаил и Николай Чудотворец спасают отрока». Фреска цикла «Деяния Архангела Михаила» на южной стене.
previous arrow
next arrow

Еще один батальный сюжет  на южной стене «Гедеон посекает мадиамитян» передан таким образом, что приближает нас к живой русской действительности, богатой боевыми эпизодами.

Гедеон посекает войско мадианитян. Фреска южной стены, третий ярус

Западную стену и часть сводов занимает композиция «Символ веры». Это изложение христианского вероучения, борьбы с еретическими течениями XVI века.

Страшный Суд. Фреска на западной стене.
«Исповедую едино крещение во оставление грехов». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене
«Чаю воскресения мертвых…». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене.
«Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене.
«…Его же Царствию не будет конца» - Слава Царя Небесного. Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене
Страшный Суд. Фреска на западной стене.
«Исповедую едино крещение во оставление грехов». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене
«Чаю воскресения мертвых…». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене.
«Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене.
«…Его же Царствию не будет конца» - Слава Царя Небесного. Фрагмент фрески «Символ веры» на западной стене
previous arrow
next arrow

На столпах можно увидеть изображение византийского императора Михаила III — родоначальника династии Палеологов, киевских князей Ольги и Владимира, владимирских князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, первого московского князя Даниила Александровича.

1. Святой князь Александр Невский. Фреска юго-западного столпа, северная грань, первый ярус. 2.Святой князь Даниил Московский. Фреска северо-западного столпа, южная грань, первый ярус
Святой князь Глеб. Фреска северо-восточного столпа, южная грань, второй ярус.
Святая княгиня Ольга. Фреска северо-западного столпа, восточная грань, второй ярус.
Сербские чудотворцы Савва и Симеон. Фреска северо-восточного столпа, западная грань, первый ярус
1. Святой князь Александр Невский. Фреска юго-западного столпа, северная грань, первый ярус. 2.Святой князь Даниил Московский. Фреска северо-западного столпа, южная грань, первый ярус
Святой князь Глеб. Фреска северо-восточного столпа, южная грань, второй ярус.
Святой князь Борис. Фреска северо-восточного столпа, северная грань, второй ярус
Святая княгиня Ольга. Фреска северо-западного столпа, восточная грань, второй ярус.
Сербские чудотворцы Савва и Симеон. Фреска северо-восточного столпа, западная грань, первый ярус
previous arrow
next arrow

В центральных алтарных росписях храма занимает композиция «София Премудрость Божия». София являлась символом победы русского войска в Ливонской войне.

София Премудрость Божия. Фреска центральной апсиды

Во втором и третьем ярусах северо-восточного столпа размещены воин-мученик Георгий и русские князья Борис и Глеб.

Самая крупная портретная галерея Москвы XVI века была представлена в росписях  Архангельского собора. Более 60 «портретов» — древнерусское искусство еще не знало. Изображения князей размещены таким образом, будто встречают  каждого входящего в собор.

Для Архангельского Собора XVII века было создано несколько парсун в качестве надгробных портретов — князя Михаила Скопина-Шуйского, царей Федора Ивановича и Федора Алексеевича. Портрет царя Федора Алексеевича самый поздний .Он относится к 1686 году. Выполнен в мастерской Ивана Безмина и больше других парсун наделен реалистическими чертами. Лицо и фигура юного Федора объемны, так как художник использует  средство реалистического письма — светотень. Среди парсун Архангельского собора остается загадочным  и не известным  не освобожденное  от поздних красочных наслоений изображение отца Ивана Грозного, великого князя Василия III.

Предметы из тканей в ризнице Архангельского собора

Это «одежды» для престолов и жертвенников  подвесные и «застеночные» пелены покровцы на литургические сосуды. Сюда же относятся и одеваемые во время служб священнические и дьяконские облачения с их принадлежностями — епитрахилями поручами орарями и поясами.

Епитрахиль и поручи. Дробницы, шитье жемчугом
Стихарь. Шитье жемчугом
Стихарь. Шитье жемчугом
Поручи. Вклад царицы Марфы Матвеевны. Шитье жемчугом.
Фелонь. Шитье жемчугом.
Шапочка царевича Димитрия Ивановича.
Епитрахиль и поручи. Дробницы, шитье жемчугом
Стихарь. Шитье жемчугом
Стихарь. Шитье жемчугом
Поручи. Вклад царицы Марфы Матвеевны. Шитье жемчугом.
Фелонь. Шитье жемчугом.
Шапочка царевича Димитрия Ивановича.
previous arrow
next arrow

Предметы из металла в интерьере

Подобно другим кремлевским храмам здесь собраны большое количество произведений прикладного искусства, в том числе из металла.

Имя первого русского царя запечатлено на серебряном золоченом кресте с чеканным изображением Распятия. Декорирован узором из вьющихся стеблей с трилистниками, крупными драгоценными камнями и жемчугом.

Крест напрестольный .1560 год

Именно в грозненское время в собор поступило замечательное произведение искусства Мстиславово Евангелие, текст которого выполнен на пергаменте.

Мстиславово Евангелие. Оклад. 1551 год.

В память о супруге царица Ирина Федоровна сделала в собор ценнейшие вклады.

В их числе роскошное золотое кадило в виде одноглавого кубического храма  с двумя рядами кокошников вверху, декорированное округлыми драгоценными камнями  и паутиной черневых  узоров из вьющихся трав, покрывающих его кровлю, главки и основание. На лицевой стороне кадила пятифигурный деисус с сидящим на престоле Спасом. С двух сторон на кадиле помещены фигуры апостолов. На четвертой стороне изображены избранные святые.

Черневая гравюра играет главную роль в декоре предметов литургического прибора, вложенного царицей в Архангельский собор.

Дискос со звездицей.1598 год.Вклад царицы Ирины Федоровны

Прибор состоит из потира, дискоса со звездицей и двух тарелок с изображением  Богоматери Знамение и Голгофского креста.

Потир.1598 год.Вклад царицы Ирины Федоровны

К началу следующего столетия, отмеченного иноземной интервенцией и тяжелым междуцарствием, можно отнести два памятника.  Один из них это серебряное блюдо с гроба племянника царя Василия Шуйского князя Михаила Скопина-Шуйского.

Другим интересным произведением является Евангелие.

Евангелие напрестольное. Оклад. 1609 год. Вклад архиепископа Арсения Елассонского
Крест напрестольный.1677 год. Вклад царя Федора Алексеевича
Евагелие напрестольное. Оклад. 1681 год. Вклад царя Федора Алексеевича
Подсвечник. Конец XVIIвека. Вклад царицы Марфы Матвеевны.
Блюдо "кутейное".1696 год. Вклад царицы Прасковьи Федоровны
Скиния (дарохранительница). 1702 год
Рипида.
Сосуд для освящения хлебов. 1776 год.
Евангелие напрестольное. Оклад. 1609 год. Вклад архиепископа Арсения Елассонского
Крест напрестольный.1677 год. Вклад царя Федора Алексеевича
Евагелие напрестольное.Оклад. 1681 год.Вклад царя Федора Алексеевича
Подсвечник. Конец XVIIвека. Вклад царицы Марфы Матвеевны.
Блюдо "кутейное".1696 год. Вклад царицы Прасковьи Федоровны
Вещи, принадлежавшие царевичу Дмитрию Угличскому
Скиния (дарохранительница). 1702 год
Рипида.
Сосуд для освящения хлебов. 1776 год.
previous arrow
next arrow

Особое назначение собора отражалось на составе хранившихся в нем произведений художественного металла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: