Медный всадник — лучший конный монумент Европы.
Памятник находится в центре Сенатской площади, рядом с любимым детищем Петра — Адмиралтейством, первыми верфями, созданными на отвоёванных балтийских землях.
Венценосец на полном скаку, победив чрезвычайный подъём, вздыбил жеребца над пропастью, подчиняя коня своей твёрдой воле.
Пётр— это представление молодой России, стремящейся вперёд.
Содержание
Выбор государыни
На берегу Невы, перед незаконченным Исаакиевским собором, Екатерина II, 15.05.1768 года, распорядилась Белецкому: «Во славу блаженныя памяти императора Петра Великого поставить монумент».
Екатерина давно задумала установить обелиск. Накануне 1765 года императрица распорядилась русскому посланцу во Франции, князю Голицыну, отыскать профессионального зодчего. Голицын порекомендовал государыне четырёх художников: Фасса, Кусту, Файю, Фальконе. Екатерина приняла решение пригласить Фальконе, воспитанника профессора Лема.
В 1766 году Фальконе прибыл в столицу, ему оказали высокий приём, устроили мастерскую вблизи современного Кирпичного переулка. Использовали один из флигелей бывшего временного деревянного дворца Елизаветы Петровны.
За 10 месяцев скульптор вылепил незначительную модификацию грядущего памятника. Фальконе обязался закончить полностью работу за восемь лет. Одним из тех, кто позировал Фальконе при работе над фигурой Петра, был полковник Мелиссино. Он фигурой, ростом и осанкой очень походил на императора.
Когда отлили модификацию Медного всадника, царица распорядилась искать камень для подножия. В записке говорилось: «Камень сей должен быть пяти сажень и одного аршина в вышину«.
«Гром — камень»
Незадолго до начала сентября, появился аграрий из деревушки Лахты Семён Вишняков. Мужик объявил, что недалеко от Петербурга в окрестных лесах, всего в 13 километрах, присутствует этакий гранит. Народ назвал гранит «Камень-гром». На камень, согласно заявлению мужика, многократно поднимался Пётр 1 для обзора местности.
Скала покоилась глубоко 15 футов. Форма представляла параллелепипед. Цоколь, вершина были ровные. Подушка мохнатого мха обволакивала гранит по всей поверхности. Молния расщепила гранит порядка полутора футов, расщелина заполнилась чернозёмом.
На поверхности росли берёзы высотой 9 метров. Вес скалы составлял 1800 тонн. Княгиня известила, нашедший решение переместить глыбу в Петербург, приобретёт 7 тыс. рублей.
Неизвестный кузнец нашёл решение. Но Карбури (граф Цефалони) купил идею за мизерную плату.
Пришло начало октября, началась разработка перетаскивания гранита. Столичный рабочий Фюгнер догадался сделать специальные рычаги.
15 ноября камень оттянули приблизительно на 50 метров. 20 ноября Екатерина II приехала посмотреть, как ведутся работы. При ней глыбу передвинули примерно на 26 метров. Гранит пятикратно углублялся в недра на пол метра. Пока тащили глыбу, на ней несли дежурство барабанщики, оповещавшие трудовому люду когда начинать и заканчивать передвижение. Перевозили скалу около 400 человек. Использовали медные повозки, которые перекатывались на медных баллонах. Гранит каждодневно смещался порядка 500 метров.
Камень дотащили до побережья, далее стянули на плотину, следом на специально построенный фрегат 55 м длинной, 20 шириной и 6 высотой.
В момент венчания на царство Екатерины II, 22 сентября, гранит величественно провезли мимо Зимнего дворца. 23 сентября корабль пришвартовался к пристани.
По случаю счастливого окончания тяжёлой операции, выбили специальную медаль. На аверсе— портрет императрицы, на реверсе — отчеканили сам гранит и два слова, отразившие талант усердие, выдумку, изобретательность, умение сотен людей: «Дерзновению подобно».
Середина лета 1769 года — Фальконе закончил гипсовую модификацию Медного всадника, которую продемонстрировали народу.
Голова Петра
Голову всадника за одну ночь вылепила, прибывшая ученица Фальконе, мадемуазель Колло. Художница в то время была довольно известный мастер по скульптурным моделям, которые до сих пор хранятся в Эрмитаже.
Для более глубокого изучения шага лошади, устроили тонкодощатый помост, воспроизводящий допускаемый пьедестал. Из монарших конюшен архитектору отобрали наилучших жеребцов, имеющих яркие клички Бриллиант и Каприз. Скакунами управлял берейтор Афанасий Тележников. Скачь скакуна на монумент был изготовлен под углом 10 градусов от горизонтальной линии. Высота верхоконного с жеребцом пять с половиной метров. Высота наездника 3,5 метра.
Педагог академии художеств Лосенков, по просьбе Фальконе, изобразил рисунок с натуры.
Камень имел 16 м длины, 7 ширины и 5,5 высоты. Фальконе велел убрать 1 метр возвышенности с передней части. Это вызвало раздражение Бецкого, последний препоручил коллежскому советнику Фельтену следить за тем, что делает Фальконе.
История литья
Фальконе разобиделся, решительно высказал протест против таких действий. Процесс остановился. Стали разыскивать нового мастера. Скульптор Копенгаген запросил слишком высокую цену. Затем прибыл Бенуа Ерсман с подручными. Не справился. Белецкий настоял, чтобы Фальконе сам занимался отливкой. У художника не было соответствующего опыта. 25.08.1775 года активизировали литьё. Помогал русский литейщик Хайлов. Приготовили 1,4 пуда меди. Ее растопили, залили в глиняные формы. Тут случилось непредвиденное. Одна из опок лопнула, расплавленный металл разлился на пол. Фальконе испугался и удалился из мастерской. За ним поспешили все работники. Единственный литейщик Хайлов не растерялся, подвергая себя опасности, принялся собирать вытекшую расплавленную медь, снова заливать её в опоку.
Отлив был с упущениями. Передние ноги скакуна получились изумительно. С изъянами получилась часть скакуна, откуда вытекла медь. Неприятность откорректировал Сандоц. За пару лет он отполировал мемориал.
Замечательная бронзовая (пустотелая) скульптурная композиция — символ преодолённых Петром I трудностей, введённая в ансамбль змея — это гениальное решение задачи по обеспечению статической устойчивости монумента.
Аспид под ногами вздыбленного коня очень веско говорит о демонстрации «враждебных сил». Макет змеи создал скульптор Фёдор Гордеев.
Открытие мемориала
07.08.1782 года композицию открыли. Статуя 10,1 м высотой, 14,5 м длиной, 5,5 м шириной соответствовала просторной прибрежной площади. Незадолго до ритуала освящения, вместо деревянного забора, the bronze horseman обнесли льняным ограждением с изображением гор и скал. Ограждение составляло 11 м в высоту, около 70 м в окружности. Торжество омрачалось проливным дождём. К полудню небо очистилось от туч, маршем пошли полки под руководством фельдмаршала князя Голицина. Численность войск составляло 15 тыс. человек. В четвёртом часу к пристани пришвартовалась шлюпка. В ней находилась Екатерина II. Царицу встречал весь Сенат во главе с генерал-прокурором князем Вяземским. Далее княгиню сопровождал отряд Кавалергардского полка. Шла Екатерина II в Сенат, откуда появилась на балконе в короне и порфире. Монархиня преклонила голову, по её щекам текли слёзы. В этот момент с композиции спал занавес. Площадь взорвалась криками, залпами из пушек.
В этот день народ был благословен многими милостями. В честь праздника была выбита золотая медаль. На этом торжественном событии присутствовал столетний старец, капитан — командир Рейзер. Капитан получил самый первый такой знак отличия. Всевозможные щедроты были объявлены народу манифестом. Так простили Голикова, неплатёжеспособного должника. По рассказам, Голиков явился на площадь, упал перед обелиском на колени и дал клятвенное обещание прославлять подвиги Петра. Что и исполнил честно, издав 30 томов деяний монарха.
Легенды и мифы Медного всадника
В народе ходила такая легенда про Медного всадника: Венценосец прыгнул через реку Неву. Перед первым прыжком Пётр произнёс «Богово и моё», перед вторым «Моё и Богово». За тщеславие, перелетев во второй раз, Пётр окаменел.
Своё название «Медный всадник» бронзовый артефакт получил благодаря одноимённой поэме Пушкина А.С. Герой поэмы Евгений, во время страшного наводнения теряет свою невесту. Обезумев от горя, чиновник ходит по Петербургу. Увидев памятник основателю города грозит ему кулаком. В этот момент Евгению грезится, что Пётр соскочил с постамента, стал преследовать его. От страха молодой человек совсем сошёл с ума, вскоре парня найдут мёртвым на набережной.
Памятник Медного всадника принято осматривать днём. С ним связано много мистических историй. Одна из них про наследника престола Павла Петровича. Однажды Павел увидел человека, который неотступно следовал за ним по пятам. На прохожем была глубоко надвинутая шляпа, весь был укутан в чёрный плащ. Вдруг человек произнёс слова, от которых похолодела душа. «Бедный Павел не привязывайся к этому миру. Ты не пробудешь в нём долго. Впрочем, ты ещё увидишь меня здесь». Наследник увидел рядом со своим лицом лицо Петра. После этого виде́ния Павел проживёт 4 года, 4 месяца, 4 дня.
Надпись на пьедестале
Небезызвестный актёр Бахтурин как-то пришёл в студию Фальконе, увидев величайший шедевр художника, произнёс: «Подлинно, братцы, можно сказать, что богиня богу посвящает». Высказывание это передали Фальконе. Скульптор сформулировал данный вариант надписи: «ПЕТРУ первому ЕКАТЕРИНА вторая», которая подчёркивает идею преемственности императорской власти.
Далеко не всегда сразу великие произведения признаются великими. Так было и с Медным всадником. В XVIII веке многие считали его несовершенством. И пьедестал был «диким», рука Петра непропорционально длинной, змея якобы олицетворяла попранный народ русский. Вокруг памятника кипели и бушевали страсти.
Через сто лет Александр Блок напишет «Медный всадник,— мы все находимся в вибрации его меди».
Сон майора Батурина
1812 год — войска Наполеона Бонапарта очень близко подошли к столице. Государь Александр Павлович распорядился вывезти монумент Медного всадника в Вологодскую область. Майор Батурин добивается свидания с князем Голицыным, рассказав, что его преследует один и тот же сон. Стоит майор на сенатской площади. Всадник спустился с постамента, направился к Каменноостровскому дворцу. Там, в то время, жил Александр 1. Пётр Великий говорит государю: « До чего ты довёл мою Россию! Но покуда я на месте моему городу нечего опасаться.» Затем всадник разворачивается, возвращается на своё место. Голицын передал Александру содержание сна. Государь отменяет своё решение. Статуя остаётся на месте.
1778 год, за четыре года до открытия мемориала Петру I, Этьен Морис Фальконе выехал из Петербурга, затем кружным путём, через Голландию возвратился во Францию.
Сейчас Сенатская площадь излюбленное место молодожёнов и туристов. Необыкновенно красивые фотографии получаются на просторной, овеянной ветрами истории, площади.
Как добраться
Ближайшая станция метро — Адмиралтейская. От неё можно дойти за 7–10 минут.