Деревянные храмы и шепот предков: путешествие в Турчасово

Село Турчасово

Затерянная жемчужина Русского Севера

На живописных берегах реки Онеги, в 140 км от города Онега Архангельской области, находится одно из древнейших поселений Русского Севера — Турчасово.

Этот удивительный уголок России, некогда значимый административный и торговый центр, сегодня представляет собой уникальный заповедник народного зодчества и живой свидетель многовековой истории освоения северных земель.

Турчасово, упоминаемое в исторических документах как «град Турчасов», сочетает в себе богатую историю, уникальную архитектуру и неповторимый ландшафт, создающий гармоничный ансамбль природы и человеческого гения.

Исторический очерк: от новгородского форпоста до торгового центра

Истоки и ранние упоминания

История Турчасова уходит корнями в глубину веков. По некоторым легендам, поселение существовало уже в XII веке как новгородский форпост на северных землях. Название «Турчасово» исследователи связывают со славянскими корнями: «тур» — башня и «час» — дозор, что означает «сторожевая (дозорная) башня». Это название отражает стратегическое значение места, где новгородцы установили дозорный пункт для контроля над важным торговым путем по Онеге к Белому морю.

Первое достоверное письменное упоминание о Турчасове относится к 1436 году, когда в церковных документах упоминается «Турчасовский погост» и церковь Николая Чудотворца.

Однако настоящую известность поселение получило в 1536 году, когда турчасовцы вместе с жителями соседних поселений «ездили к морю соли купити» и возили ее в Каргополь. Этот факт свидетельствует о важной роли Турчасова в соляной торговле, что подтверждается и записями немецкого опричника Генриха Штадена, который называл Турчасов «большим незащищенным посадом», где впервые взвешивали соль, вываренную из моря.

Период расцвета и административное значение

Наибольший расцвет Турчасова пришелся на вторую половину XVI-XVII веков. В этот период оно стало крупным административным центром Турчасовского стана, в который входило 48 волостей. Почти столько же, сколько в Каргопольском стане (31 волость). По данным историка Владимира Шапошника, в 20-х годах XVII века в Турчасове насчитывалось 42 посадских двора, что для северных поселений того времени было значительным показателем.

В «Книге Большому чертежу» (1627) Турчасово упоминается как город: «А от Каргополя Онега потекла в море, а на ней от моря 60 верст, город Турчасов». Интересно, что в то время нынешний город Онега еще не имел статуса города и был менее значимым поселением, чем Турчасово.

Тяжелые времена: набеги и разрушения

Богатый посад долгое время оставался незащищенным, что делало его легкой добычей для захватчиков. В 1590 году шведы через Белое море и по реке Онеге дошли до Турчасова и разорили его. Осенью 1613 года отряды литовцев и поляков вновь опустошили поселение, уничтожив многие постройки и захватив церковные ценности.

Эти события заставили жителей укреплять свои поселения. В Турчасове был возведен острог — деревянная крепость, располагавшаяся на противоположном от посада берегу Онеги, на так называемой Острожной горке. Однако к концу XVII века необходимость в укреплениях отпала, и острог был разобран за ненадобностью и ветхостью.

XVIII-XX века: от административного центра к сельскому поселению

С утратой военно-стратегического значения Турчасово сохранило свою роль как крупное торговое село. В 1896 году Турчасовский приход состоял из 15 деревень, расположенных по обеим берегам Онеги, с общим населением 2284 человека (1068 мужского и 1216 женского пола). В приходе насчитывалось 309 дворов, а в 1849 году здесь было открыто сельское училище, где в 1895-96 годах обучалось до 70 человек.

Сегодня Турчасово — это село с населением около 109 человек (по данным 2010 года), входящее в состав Чекуевского сельского поселения Онежского района Архангельской области. Несмотря на скромные размеры, оно продолжает привлекать внимание историков, архитекторов и туристов как уникальный памятник истории и культуры Русского Севера.

Архитектурные достопримечательности Турчасова

Храмовый ансамбль — жемчужина северного зодчества

Главной достопримечательностью Турчасова является его уникальный храмовый ансамбль, который до недавнего времени включал три сооружения: Преображенскую церковь (1786 г.), Благовещенскую церковь (1795 г.) и колокольню (1793 г.). Этот ансамбль представлял собой классический онежский «тройник» — сочетание шатровой церкви, кубоватой церкви и колокольни.

 

К сожалению, в 1964 году от удара молнии сгорела Благовещенская церковь — выдающийся памятник деревянного зодчества. Ее утрата коренным образом изменила облик всего ансамбля. Как писали современники: «Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный».

Преображенская церковь — символ райского града

Сохранившаяся Преображенская церковь 1786 года — это великолепный образец так называемого «кубоватого храма», характерного для Русского Севера. Как отмечал исследователь Г.П. Гунн, это «одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским».

Архитектурные особенности церкви:

  • Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут в высоту, что создает впечатление стройности и устремленности вверх

  • Четыре прируба, образующие в плане равнокрестие, покрыты бочками с главками

  • Уникальная трехлопастная алтарная бочка, перекрывающая трехчастную апсиду, соответствующую трем престолам церкви

  • Низкая крытая галерея с западной стороны, называемая «нищевником» — местом для нищих

  • Девятиглавое завершение: четыре главки на бочках образуют нижний ряд, а куб увенчан традиционно пятью главами

Символика кубоватых храмов, к которым относится Преображенская церковь, глубоко исследована Г.Я. Мокеевым. Он отмечает, что эти храмы представляют собой «своеобразный ‘заморализированный’ образ изначального райского селения с небесными силами над ним».

Огромный деревянный куб, венчающий храм, окрашивался в оранжево-красный цвет, символизируя «огненный язык» — образ небесных сил. Таким образом, Преображенская церковь в Турчасове — это не просто культовое сооружение, а сложный символический образ, воплощающий представления северных русских о Рае и небесном граде.

Утраченная Благовещенская церковь — шедевр плотницкого искусства

Благовещенская церковь 1795 года, уничтоженная пожаром в 1964 году, была не менее уникальным сооружением. Это был редкий пример деревянного храма, для которого сохранился оригинальный чертеж, приложенный к указу о строительстве (к сожалению, имя зодчего осталось неизвестным из-за повреждения документа).

Особенности Благовещенской церкви:

  • Необычный план, деливший здание на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами

  • Сложное объемное решение, где все формы были подчинены единому движению ввысь — от почти статичного объема трапезной к стройному шатру

  • Сочетание различных форм покрытий: шатер, куб, бочка — демонстрирующее все богатство приемов деревянного зодчества

  • Внушительные размеры: трапезная поддерживалась шестью могучими резными столбами (обычно в деревянных церквях использовалось только два столба)

Как отмечали исследователи, «это грандиозное сооружение не подавляло человека своими размерами, величина его ощущалась только на удалении. Вблизи же здание радовало своей нарядностью, сверканием чешуи лемеха шеек и главок, узорными поясками обломов».

Колокольня — дозорная башня Турчасова

Колокольня 1793 года завершает храмовый ансамбль Турчасова. Это внушительное сооружение высотой 22 сажени (около 47 метров) с семью колоколами, самый большой из которых весил 87 пудов.

Архитектурные особенности колокольни:

  • Простота композиции: на четверике помещается низкий восьмерик с арочной галереей звона, завершенный куполом со шпилем

  • Необычная конструкция: основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, что предохраняло внутренние столбы от гниения

  • Суровый облик: косящатые окна восьмерика напоминают бойницы, а вся колокольня ассоциируется с легендарным «турчасом» — дозорной башней

Колокольня не только выполняла культовые функции, но и служила важной доминантой в окружающем ландшафте, напоминая о военном прошлом Турчасова.

Градостроительная композиция и ландшафт

Турчасово представляет собой прекрасный пример гармоничного сочетания архитектуры и природного ландшафта. Село расположено на холмистой гряде, отделенной от реки Онеги луговым пространством. Река в этом месте делает крутой изгиб, а противоположный берег представляет собой высокий обрывистый холм — Острожную горку, где когда-то стояла крепость.

Интересно, что первоначально Онега протекала с западной стороны холма, но со временем изменила русло, перейдя на восточную сторону и отрезав древний городок от посада. В результате центральная группа деревень — Посад, Васильев Двор и Заполье — оказалась на левом берегу, а холм с остатками укреплений — на правом.

Храмовый ансамбль расположен посредине холма между тремя центральными деревнями, образуя общественный центр. Как отмечают исследователи, «церкви обособлены, выделены в деревенском ансамбле, но не оторваны от него. Они эстетический центр села, фокус всех лучей, они видны отовсюду, к ним выводит дорога».

Планировка деревень Турчасова отражает различные этапы его развития:

  • Наиболее старые деревни (Васильев Двор, Заполье и Селягино) имеют прибрежно-рядовую планировку с домами, обращенными к реке

  • Посад получил уличную планировку после одного из пожаров

  • Дома-хоромы с нерасшитыми окнами второго этажа (их берегли для молодых, которые так и не вернулись с войны) — характерная особенность турчасовской застройки

Современное состояние и туристический потенциал

Сегодня Турчасово, несмотря на скромные размеры (50 жителей зимой и около 200 летом), продолжает привлекать внимание туристов и исследователей. В сохранившейся Преображенской церкви проводятся службы, а пономарь Алексей Сютин, автор брошюры «История Преображенского прихода села Турчасово», стал своеобразным хранителем истории этого места.

По словам местных жителей, только в одном году через реку переправлялось около 100 туристов, преимущественно из Москвы и Санкт-Петербурга. Это свидетельствует о растущем интересе к уникальному наследию Турчасова.

В 2015 году были организованы тематические экспедиционные туры по Поонежью, включавшие посещение Турчасова наряду с другими выдающимися памятниками северного зодчества. Такие инициативы помогают привлечь внимание к необходимости сохранения этого уникального историко-культурного комплекса.

Значение Турчасова для русской культуры

Древний град Турчасово — целый пласт отечественной истории и культуры. От новгородского форпоста XII века до крупного административного центра XVII столетия, от важного пункта соляного пути до заповедника деревянного зодчества — таков исторический путь этого удивительного места.

Сохранившийся храмовый ансамбль Турчасова представляет собой уникальный пример северного деревянного зодчества, где воплотились многовековые традиции плотницкого мастерства и глубокие символические образы православного мировоззрения. Как отмечал исследователь Г.Я. Мокеев, кубоватые храмы вроде Преображенской церкви Турчасова — это «символы Рая на Русском Севере», воплощение духовных идеалов наших предков.

Сегодня, когда многие памятники деревянного зодчества Русского Севера находятся под угрозой исчезновения, сохранение и изучение турчасовского наследия приобретает особую актуальность. Это место, где история оживает в силуэтах древних храмов, в изгибах реки Онеги, в воспоминаниях о славном прошлом «града Турчасова» — одного из древнейших поселений новгородцев на Севере.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: