Парадные апартаменты и Собственная половина Большого Кремлевского Дворца

Зеленая гостиная. Интерьер

Зеленая гостиная

В непосредственной близости от тронного  Екатерининского зала расположена Зелёная гостиная. Её дизайн и интерьер созданы для приёма важных гостей. Именно поэтому она выглядит настолько роскошно и богато.   Плафон полукруглой комнаты украшен цветочными узорами, а стены декорированы материей. Автор росписи —  итальянский живописец Джузеппе Коломбо Артари.

Зеленая гостиная. Интерьер

Главное украшение гостиной  изысканно — украшенная меблировка, бронзовые хрустальные люстры и торшеры. В парадной гостиной размещаются 3 больших канделябра, два из них созданы в китайской манере и один — в японской.

Зеленая гостиная. Канделябры

Мебель  покрыта золотой парчой с зелёным узором. Данная материя использована для отделки стен. Когда-то такую ткань производили на московских фабриках Сапожниковых и Кондрашовых. Государственный заказ выполняли самые искусные мастера. В тканях наряду с цветными нитями использовали серебряные и золотые. Во многом сегодня такие технологии утрачены.

Зеленая гостиная. Интерьер

Во время последних реставрационных работ тканевое убранство было заменено. Вместо золотых и серебряных нитей были использованы цветные, что не позволило в полной мере воспроизвести блеск и великолепие интерьеров.

Золочёная мебель в Зелёной гостиной была выполнена на Петербургской мебельной фабрике Петра Гамбса, одном из самых известных предприятий русской мебельной промышленности XIX века. Великолепные столы сделаны мастером Блехшмидтом в Петербурге. Они украшены инкрустацией из золочёной бронзы, чёрным и палисандровым деревом, перламутром в манере «буль».

Двери Зеленой гостиной

В этой же манере изготовлены три палисандровых двери с зеркалами, ведущие в Екатерининский зал, в параллельный коридор и в Красную гостиную (ранее Парадную опочивальню).

Красная гостиная

Красная гостиная

Красная просторная гостиная выполнена в стиле ренессанс. В отделке убранства Парадной опочивальни применили натуральный белый, розовато- серый, зелёный мрамор. В XIX в. стены, меблировка в стиле «гамбс» покрыты серебряной парчой с золотыми цветами. Они всецело гармонировали с пилястрами, фризами и колоннами, удерживающими своды.

Красная гостиная

Колонны изготовлены из серо- зелёного мрамора, уникального для России каменного монолита. В центре внимания находится камин, являющийся превалирующим  предметом гордости. Это произведение мастеров Екатеринбургской шлифовальной и гранильной фабрики.

Красная гостиная

Он облицован голубовато- зелёной яшмой с изумительным волнистым узором. В качестве украшения интерьера использованы каминные часы и два канделябра  в стиле «второго рококо». Итальянский живописец Джузеппе Артари расписал плафоны. Они декорированы  росписью и лепниной, покрытой золотом.

Красная гостиная

Ореховая гардеробная

Завершает парадную половину Ореховая гардеробная. Она имеет совершенно оригинальную отделку: стены и потолок облицованы панелями из  дерева орех. Панели пригнаны одна к другой безукоризненно и соединены без использования гвоздей и клея. Это работа московского мастера Карла Герца. Ореховую гардеробную освещает алебастровая люстра. Она вырезана в середине XIX в. в мастерской Сантино Кампиони, в городе Москве. Её форма навеяна античными образцами, подражание которым считалось модным в придворном искусстве первой половины XIX века.

Собственная половина

В самом центре южной части Большого Кремлёвского дворца на первом этаже находятся личные апартаменты царской семьи.Ещё её называют Собственная половина Кремлёвского царского дворца. Дворцовый констебль В.Н. Воейков, замечал, что Большой Кремлёвский дворец является наиболее комфортной и удобной из всех царских резиденций, которая может использоваться не только для проведения торжественных мероприятий, но и для бытия.

Просторные и уютные помещения Собственной половины дворца сочетают в себе роскошь парадного убранства с домашним уютом. У каждой комнаты и каждого зала есть своя уникальная особенность, свой уникальный образ. В их интерьере присутствует хорошая мебель, которая отлично смотрится в сочетании со стилем интерьера и цветовым решением. Кроме того, они декорированы выбранными с большим вкусом красивыми произведениями из керамики, хрусталя, бронзы и уральских камней.

Анфилада Собственной половины

Для отделки стен и мебели в каждой комнате использовалась одинаковая материя. Она же применялась и для штор. Ткани портьер имеют определённый цвет и рисунок. В московской мануфактуре Г. Сапожникова изготавливалась вся текстильная продукция для царского дворца, в том числе штофы, бархат, парча. Материал мануфактуры являлся наиболее качественными в России и пользовался популярностью за её пределами.

Фарфор для частных покоев, производился на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, мебель изготавливалась сугубо на предприятиях Гамбса и Тура.

Богатые лепные элементы декора, покрытые золотом и двери, украшенные инкрустацией из дорогих сортов дерева, придают интерьеру особый шик и элегантность. Двери,украшающие залы, представляют собой гениальный образец художественной ценности. Без использования гвоздей и клея, неизвестные мастера создали их с помощью шипов. Практически в каждой комнате есть камин. В этом месте можно увидеть великолепную коллекцию старинных каминных часов XVIII-XIX веков.

Убранство Собственной половины создано в лучших традициях того времени, с использованием самых современных технологий. Собственная половина — это Музей, представляющий собрание образцов русского жилого убранства дворца, уцелевшие до наших дней без изменений и дополнений.

Часть жилого фонда Собственной половины расположена по главному фасаду дворца. Включает в себя семь базисных жилых помещений, четыре небольшие проходные комнаты, предназначенные для дежурств и дожидавшихся придворных.

Столовая

Открытие анфилады собственной половины представляет собой огромную Залу Столовой. Стены украшены белоснежным и нежно-жёлтым искусственным мрамором. На мощный главный столб, поддерживающий сводчатые плафоны с лепным декором, базируются своды этого помещения. Это позволяет зрительно объединить его с архитектурной задачей внутреннего объёма Грановитой палаты.

Столовая на Собственной половине

Столпы и пилоны введены в архитектуру каждого из комнат Собственной половины не столько из конструктивных соображений, сколько для более точной художественной организации внутреннего пространства. Они так уютно разделяют комнаты на отдельные фрагменты, что придают дворцовым помещениям, несмотря на их пышную парадность, ощущение домашнего уюта и камерности.

Столовая на Собственной половине

В Столовой на широких сторонах столпа и в торцевых стенах устроены ниши. Главным элементом их декоративного убранства являются произведения, стилизованные под античные образцы. Это скульптурные изображения и мраморные вазы. Все темы и мотивы скульптурных изображений взяты из древнегреческой и римской мифологии. В рельефах огромных кратерообразных ваз, находящихся в Столовой, запечатлены менады, сатиры и олимпийские богини.

Фарфоровые вазы, стоящие на противоположных сторонах Зала, изготовлены на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Сюжеты их росписей взяты из русской истории XVII—XVIII веков. На одной изображены Кузьма Минин и Патриарх Гермоген, призывающие князя Дмитрия Пожарского возглавить ополчение русского народа в борьбе против польско— литовской интервенции. На другой — военные сцены из Прутского похода царя Петра I против турок в 1711 году.

Столовая

Столовая меблирована относительно скромно. В неё входят четыре стола, покрытых чёрным лаком, и большое количество пристенных стульев, обитых темно- вишнёвой кожей. Мебель  изготовлена в конце XVIII века мастером Блехшмидтом. Паркетный пол Столовой покрыт ковром современной работы.

Гостиная и приемная императрицы

Двери  в Гостиную царицы сделаны из ценных пород дерева без клея и гвоздей, декорированы накладной резьбой из дерева. Фурнитура для всех дверей в анфиладе изготавливалась исключительно для Большого Кремлёвского дворца на российской фирме Соловьёва.

Гостиная (Приемная ) императрицы на Собственной половине

Высокие распашные двери открывают обзор в Приёмную императрицы. Дизайн этой комнаты: удивительной нежности мягкие оттенки, главным образом белоснежный, голубой и розовый, кокетливо гармонируют  с золотым. Позолотой покрыты карнизы, мебель, плафоны, рамы зеркал, стенные панели. Плафон декорирован огромной фарфоровой люстрой с лепными цветами — настоящее произведение искусства. Она выполнена в единственном экземпляре исключительно для обстановки Большого Кремлёвского дворца. Это уникальная работа керамистов Петербуржского императорского фарфорового завода.

Гостиная (Приемная ) императрицы на Собственной половине

В 19 веке на обустройстве убранства акцентировалось огромное внимание. Архитекторы  создавали модели и планы помещений в целом, но и тщательнейшим образом разрабатывали рисунки декоративной отделки комнат возводимого здания, дверей, мебели, каминов, люстр и даже лестничных решёток. Они совмещали в себе художественные, архитекторские и дизайнерские таланты. В то время к оформлению интерьеров привлечены такие известные российские художники, скульпторы и мастера, как Ф. Г. Солнцев, И. П. Витали, П. К. Клодт, А. В. Логановский.

Гостиная (Приемная ) императрицы на Собственной половине

Огромную многоцветную люстру в Приёмной императрицы идеально довершают два хрустальных напольных торшера. В их композициях выявляется сознательная имитация произведениям французских мастеров XVIII века, образцам всемирно известного севрского фарфора времён короля Людовика XV.

Гостиная (Приемная ) императрицы. Торшер

Декоративный столик, стоящий возле окна, выполнен в технике флорентийской мозаики. Инкрустированные на гагатовых досках гирлянды цветов из родонита, лазурита, яшмы и мрамора поражают воображение. Убранство стола дополняют бронзовые Часы и парные канделябры, украшенные эмалевой росписью. Зеркала, развешанные на стенах, дверях и столпах, усиливают пространственный эффект интерьера.

Кабинет

Кабинет императрицы

Третья в анфиладе комната — бывший кабинет Её Величества. В  середине — каменный столб, декорированный пилонами и зеркалами по периметру. Кабинет самое изящное помещение дворца. Тонкий авантажный эффект создавали тканевый декор, позолоченные карнизы и рамы зеркал в комбинации с сияющими люстрами.

Кабинет императрицы

Единый ансамбль создают стильная,модная , изготовленная в стиле «буль» мебель, напольные и каминные часы. Золочёная мебель изготовлена на Петербургской мебельной фабрике П. Гамбса.

Кабинет императрицы

Камерюнгферская комната

Кабинет царицы и её Будуар объединяет маленькая Камерюнгферская комната, в ней постоянно находились фрейлины.

Проходная (Камерюнгферская) комната

Площадь комнаты довольно мала, но по роскоши даст фору иным комнатам Собственной половины дворца. Стены и своды, обитые панелями из ореха, декорированы красивой мозаикой из фанеры разных цветов и перламутра. Декорирование росписью сделано итальянским мастером Джузеппе Артари на ярко-красном фоне. В комнате стояла белоснежная мраморная ваза, изображающая трёх красавиц, держащих корзинку для цветов.

Декоративная ваза в интерьере Проходной комнаты

Будуар

Будуар царицы  создан в серебристо- розовой цветовой палитре. Мебель, стены и столп  задрапированы одинаковой материей. Из неё же изготовлены драпировки и оконные гардины. Мебель сделана из ореха. Камин Будуара выложен зелёным малахитом. Его смонтировали уральские умельцы- каменотёсы на Екатеринбургской шлифовальной фабрике. Камин декорирован бронзовыми позолоченными накладками интересной конфигурации, выступающие в качестве голов сирен, картуш и разноцветных гирлянд цветов.

Будуар императрицы

Каминные часы очаровывают замысловатым обликом и мудрёным механизмом. Эмалевая окружность — календарь, показывающий месяцы, дни недели и фазу луны — показывает нижняя часть часов. Над ним — часы в виде вазы с застывшей стрелкой в форме ящерицы и двумя вращаемыми циферблатами. Арабские цифры обозначают минуты, а римские — часы. Всё выполнено в бронзе, золочёной отделке.

Будуар императрицы

Опочивальня

За Будуаром царицы находится Опочивальня Их Величеств. Облик комнаты достаточно точно передает ее назначение. Синие с  перламутром оттенки в гармонии с белоснежным и золотым воссоздают реальность ночного небосвода. На камине стоят часы, называются «Ночь». Они имеют циферблат в форме темно-синего шара с накладными цифрами, звёздами и двумя бронзовыми фигурками амуров по бокам. Расположились на позолоченной подставке с отлитыми позолоченными женскими фигурами.  Камин изготовлен из белого каррарского мрамора.

Опочивальня

Кабинет императора

Далее следует кабинет императора. От Опочивальни его отделяет маленькая Проходная комната.

Проходная комната перед кабинетом императора

В ней постоянно несли караул царские адъютанты.

Кабинет императора

Стены кабинета обиты  цельными высокими панелями из ясеня светлых оттенков. Обводные арки окошек обтянули зелёной тканью.  Этот материал использовался  для изготовления изящно ниспадающих на окнах портьер. Искусно найденное тёплое сочетание жёлтого с коричневыми прожилками дерева ясеня с зелёным бархатом драпировок поражает воображение даже современных итальянских дизайнеров.

Кабинет императора

В XIX веке стены императорского кабинета украшали картины на исторические темы. Сюжеты живописных полотен взяты из русской истории — Отечественной войны 1812 года. По указанию императора Николая II они были  убраны, а бронзовая люстра заменена  более скромным многоламповым светильником с матовыми плафонами. Каждый плафон украшен имитирующей лепнину гризайльной росписью.

Кабинет императора. Люстра

За панелями, с двух сторон  от двери, скрыты книжные шкафы. Своей скромностью и простотой Кабинет императора  Николая I поражает и сегодня. Главное и единственное его украшение — прекрасный камин, изготовленный из белого каррарского мрамора.

Кабинет императора. Камин. Канделябры. Часы в форме вазы

На нём стоят часы в виде вазы с эмалевым вращающимся циферблатом работы мастера Матье.

Кабинет императора . Ваза. Канделябры

Статс-секретарская комната и приемная императора

Непосредственно за кабинетом находится дежурная статс-секретарская комната, которая ведёт в приёмную императора. Стены приёмной украшены необычным образом: побелка под голубой шёлк в технике наката. Мебель обита великолепной по художественному исполнению тканью. Эта ткань, необычная по технике исполнения и рисунку, соткана на фабрике Сапожникова и представляет собой бархат на атласе, причём ворсинки разной высоты создают объёмность узора, игру света и тени. Поистине  великолепен и стол, столешница которого выполнена в технике флорентийской мозаики. Это настоящий шедевр. Яшма, мрамор, лазурит сложены и собраны, образуя шикарный рисунок из живых цветов. Выполнена столешница на фабрике художественной обработки камня в Петербурге и не имеет аналогов в убранстве дворца.

Сегодня  покои выполняют функцию музейных комнат и крайне редко используются как парадные комнаты во время торжественных приёмов высоких зарубежных гостей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: