Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Таврический дворец

Таврический дворец

История

В 1783 году по проекту зодчего И. Старова началось строительство величественного замка для его светлости Г.А. Потёмкина — могущественного фаворита Екатерины II. Он удостоен за особые заслуги (объединение России и далёкой Тавриды, ныне Крым) присвоения титула — Таврический.
Таврический дворец разместили на Шпалерной улице, которая находилась близ Смольного монастыря. Дворец был возведен жилым домом Потёмкина,  изначально носил название «Дом в Конной гвардии». В тот период дворцы именовались как «дом».

Архитектурный ансамбль Таврического дворца был самым большим не только на территории Руси, равным образом и в Европе. Территория исчислялась в шестьдесят пять тысяч семьсот кв. метров,  протяжённость фасада  260 метров, высота 12 метров.

Дворцы для богатых строились в Санкт-Петербурге, но ни одно здание того времени не производило такой фурор среди русского мира и такого числа повторений, как Таврический дворец. Его воздействие на русское искусство, в частности, постройку надворного типа, было действительно огромное.

Таврический дворец

Таврический дворец является своего рода национальной гордостью России. Он стал прообразом многочисленного количества «домиков с колоннами», которые находились по всей ее обширной территории. По окончании строительства замка совершенно замучили зодчего И.Е. Старова, страждущие получить его проект. Любой помещик, имевший возможность оплатить строительство своего дома похожим на Таврический дворец, мечтал возвести себе подобный дом.

О возведении Таврического дворца ходит две догадки. Одна — дворец, возведён  приказом Екатерины II и дарован его сиятельству Потёмкину-Таврическому.
По второй версии — могущественный любимчик государыни собственными силами возводит «Дом в Конной гвардии», предназначавшийся для торжественных мест Гвардейского полка. Несмотря на то, что Екатерина II обожала находиться в сём полку, её приветствовали исключительно внутри казармы. Возможно, высказал гипотезу Л.И. Дьяченко, его сиятельство предполагал уступить дворец полку с возможной пользой для себя.

Вид части Таврического сада, Преображенских казарм и манежа Конногвардейского полка

По мнению А. Петрова и Н. Белихова высказывание о том, что Екатерина II распорядилась строительством дворца, неправильно. Личные средства Потёмкина помогли отстроить дворец. Градостроитель подобран также, не завися от государыни.

Архитектура

Вид Таврического дворца со стороны Невы

Модель Таврического дворца, выработанная И.Е. Старовым в оригинале до современников не уцелела. Из всего не исчезло четыре схемы. После обсуждения с зодчим, Потёмкин принял предложение о застройке дворца в стиле классицизм, что будет незнакомым и необычным для Петербурга.

Таврический дворец

Весной 1783 г. стартовало возведение дворца, закончилась к декабрю без отделки и торцевых корпусов. Застройка дворца завершена полностью к 1789 году, но внутренний ремонт длился ещё какое-то время.

Интерьер

Расположение  дворца мастер И.Е. Старов выстроил по принципу надворной: центральный корпус и крылья, связанные лоджиями, окружают обширный торжественный двор. Парадный портал Таврического дворца увеличен крыльями и завершён сводом. Вид комплекса разворачивался с Невы,  в эту пору она пока не была отстроена. Нижний цветочный партер, парковый пристань-пруд, который соединялся рвом с Невой, располагались перед дворцом. У пристани разместились корабли потёмкинской армады.

Таврический дворец

Таврический дворец включал в себя главный купол, уходящий ввысь больше чем на 12 метров, шесть столпов поддерживали фронтон. Привлекательность дворца скрыта в его простоте: нет ни украшений, имитирующих скульптуру, на окошках отсутствуют обрамления. Вполне предельно просто.

Интерьер

Убранство

Г.Р .Державин, стихотворец, для характеристики дворца князя Потёмкина сказал, что: «Внутри дворец красив своей простотой и лёгкостью. Великолепный вкус древних ценится в нём; а его внешний вид не пышен ни резьбой, ни позолотой».

Таврический дворец не просто был «простым», а наоборот, содержал атмосферу роскошной жизни. Его убранство и мебель была во всех отношениях шикарной: настолько она совпадала с помпезностью пышных потёмкинских празднеств.

При доступе в дом публика наблюдает две величественные колоннады центрального портика, исполненные в виде дорического ордера. Следом размещался холл, в котором находятся три портала. Один из которых был самым величественным с яшмовыми и гранитными опорами « Триумфальных ворот ». Врата размещались пред колоннадой куполообразного салона, который был началом Екатерининской гостиной — основного из апартаментов Таврического дворца.

Екатерининский зал

В соответствии с суждением Г.Р. Державина, куполообразный холл похож на « афинский Одеон ».

Купольный зал
Сквозь парный строй столпов холла наблюдаем Ротонду Зимнего сада из восьми пилястр.

В центре Ротонды находилась скульптура Екатерины II работы Ф. Шубина, иссечённый из белого паросского мрамора. Императрица была представлена в царской мантии, держащая рог изобилия, из которого сыпались орденские кресты и деньги. На жертвеннике была надпись :«Матери отечества и моей благодетельнице». Согласно документам из архива, помимо восьми столпов Ротонды « в зимнем саду установлены похожие на кокосовые пальмы шесть одетых лубком дерев, включающих листья из жести зелёной окраски».

Зимний сад

От Екатерининского салона зимний сад разделялся парной открытой колоннадой, создающей впечатление бескрайности дворцовых апартаментов.  Его размеры были в шесть раз больше эрмитажного. Тут был дерновый скат, густо обсаженный померанцами, душистыми жасминами , розами. Между кустами расставлены курильницы и бил фонтан из лавандовой воды. Сад, с  горками и лощинами, прудами и немалым множеством дорожек, были весьма тщательно спланированы. В качестве примера можно привести стены Зимнего сада с изображениями деревьев и деревенских сцен. Такое оформление производило ощущение необъятного горизонта.

За печки, скрывающиеся за поверхностью зеркал Зимнего сада, пришлось заплатить весьма высокую цену. Их находилось немало. На газоне были расставлены большие стеклянные сферы, заполненные водой. В них можно было разглядеть золотые и серебряные рыбёшки.

Екатерининский зал

Интересный факт, для базиса Екатерининского зала И.Е. Старов взял частицы античной архитектуры. Именно они нашли отражение во всех его деталях: величественности, утонченности и простоте соотношений. Прямым повторением античности Екатерининский салон не являлся. Одарённый архитектор смог создать классические формы, наполненные активной энергией и творческой мощью.

В праздничные дни зал помещал до 5 тысяч человек. Ни один дворец того времени не способен потягаться с ним по величине и мощи.

Купольный зал

Екатерининский зал был роскошно расписан, о чем говорят архивные материалы. При этом, изначальная роспись плафона до настоящего времени не уцелела. Новая роспись плафона  воспроизведена в 1803 г., а в 1819 году живописец Д. Скотти под управлением К. Росси  « по его предложениям » вновь расписал плафон Екатерининского зала.

Интерьер

Основной частью плафона были шесть великолепных розеток, а по кромке следовал массивный бордюр с орнаментом и медальонами. представляющие Марса и Минерву с грифонами. В середине зала доминировали огромные мраморные вазы, представляющие « Геркулановые деяния».

Сегодня Картинная веранда, Гобеленовая гостиная, Диванная и Китайский холл не потеряли свой изначальный образ. В Таврическом дворце остались не повреждёнными декоративные печи, камины, сохранились палитра стен и плафонов в немногих комнатах дома.

Дворец Потёмкина был уступлен в казну за 450000 рублей ещё 1790 году. Чёрные языки говорили, что его сиятельство проиграл все свои деньги в карты и поэтому предпочёл реализовать дворец. Спустя год Екатерина 2 вновь отдаёт его сиятельству дворец – в награду за военные успехи России во время войны с Турцией.

Печаль Потемкина

Спустя пару неделек дворец  обустроен; завезена новая мебель, украшен изваяниями, живописью и коврами. Со своей стороны его сиятельство понимал, что пока участвовал в военных действиях за Крым и Россию. место при императрице захватил П. Зубов. Он обаял государыню своим юношеским задором и статностью, а главное, высказываниями о покорении Индии, дабы «омыть ноги на берегах Индийского океана».

Г.А. Потёмкину неоднократно случалось убирать конкурентов, но в данный момент он потерпел неудачу. Его сиятельство не собирался сдавать позиции и всё своё внимание обратил на украшение нового имения и организационные мероприятия по проведению бала: именно здесь ему хотелось отпраздновать две важные жизненные победы — завоевание Крыма и Измаила.

Однако есть иные гипотезы, толкнувшие Светлейшего, сделать настолько масштабное торжество. К примеру, власть имущие группы и государыня вознамерились подвергнуть сомнению все больше возрождавшиеся разговоры об обнищании русской казны. Вторая — Потёмкин учинил празднество — эти слова являются прологом к следующей мысли: он планировал из захваченных территорий Молдавии и Валахии создавать свои владения!

У князя были мероприятия, посвящённые Екатерине II. Самое дорогое из всех — торжество 28 апреля 1794 года. Обошлось в несколько сотен тысяч рублей.

Участие Державина

По просьбе Потёмкина, Г.Р. Державин сочинил стихи и музыку. Это четыре хора: «Гром победный раздавайся веселися смелый Росс», «Вернувшись из походов», «От крыл орлов парящих», «Сколь твоими мы делами». Все  стали очень известны, особенно первый стих, его напевала вся Русь.

Ансамбль роговой музыки, в состав которого входило 50 человек, участвовал во всём музыкальном сопровождении торжества. Каждый рог производил ноту единственного тона, высота его определяется длиной инструмента. Потёмкин был горд своим оркестром, который неизменно следовал за князем в его поездках по разным местам.

Державин так рассказывал о торжестве : Был приглашён… композитор О.А. Козловский – сотворить мелодию. Придворные особы и партнёры, в числе которых находились важные вельможи, исполняли полонезы и польки. Приобрели особенно вкусные продукты. С целью яркой подсветки проведения бала — сделали покупку воска во всём городе. Нарочного отправили в Москву за свечами.

Легендарный бал в Таврическом дворце и его залы

Осмотрев дворец и его фактуру, Потёмкин чувствовал, что консервативный стиль внешнего вида расстроит приезжих, которые привыкли к роскошному интерьеру барокко. Средней высоты комплекс, двуцветной окраски без элементов декора, потихоньку открывал свои совершенства.

Владелец дворца ожидал посетителей.  Отдельными посыльными послано примерно три тысячи приглашений, перед домом была расчищена территория от малопривлекательных построек. Построили карусели и лавочки для развлечений простого народа. Декораторы и мебельщики доделывали функциональное творение.

Приезд государыни

И вот он – установленный день. Утром 28 апреля 1794 года на площади перед домом собралась огромная масса людей, все ожидали появления Екатерины II.
«Она приехала вместе с Великими княжнами Александрою Павловною и Еленой Павловною, Наследник престола, жена его вышли к ней навстречу, а Потёмкин принял Императрицу из кареты..».
Он  одет во фрак из алой ткани и епанчу чёрных кружев, ценою в несколько тысяч рублей. На всей одежде горели бриллианты. Шляпа от драгоценных камней настолько была тяжела, что сложно удерживать её в руках. Его адъютант обязан был нести эту шляпу за ним».
Гости направились во Дворец, но остановились около Купольного зала. Там хор и оркестр представили « Хвалу обладательнице седьмой части земного шара».

Интерьер

Затем государыня  переместилась на эстрад веранды — место, застеленное исключительно великолепным иранским шелковистым гобеленом. Под куполом сделаны хоры, на которых располагались невидимые снизу часы с курантами. Они играли разные произведения композиторов того времени. Вдоль стен располагались ложи для важных гостей и богатых клиентов. В каждой ложе стояла огромная ваза из каррарского мрамора. Над вазами висели две люстры из черного хрусталя. Кроме больших люстр в холле размещались пятьдесят шесть малых люстр и пять тысяч разноцветных лампад. Над ними были расстелены изящные ткани зелёных оттенков, находящиеся в соответствии с Зимним садом.
Когда стемнело, Потёмкин пригласил Императорскую фамилию в театр,  показали две французские комедии и два балета. Представление в театре было немного растянуто. Это была часть плана по подготовке к освещению.
Готлисовая гостиная, в которой государыня и великая княгиня Мария Фёдоровна играли в карты, являлась самой великолепно отделанной. Вместо обоев на стенах были гобелены с вытканными изображениями из истории Мордохея и Амана. Здесь же стоял «золотой слон», в виде часов  перед зеркалом, обвешанный бахромой из драгоценных каменьев.

Ужин

Ужин подали около 12 ночи. За столом сидела царица с семьёй, кушали из золотой посуды, прислуживать им вызвался сам князь. Позади стола государыни стоял стол на восемь персон для участников балета. Далее еще четырнадцать столов амфитеатром. Все столы были освещены шарами из цветного стекла. В комнате перед залом располагался стол, где стояла суповая ваза необъятной величины. Рядом еще две больших вазы. В других комнатах было еще тридцать столов и множество столов, где гости кушали стоя.
« Государыня уехала в два часа ночи ». Не было случая, когда Царица останавливалась у кого-нибудь допоздна. Она выразила Потемкину  свое живейшее удовольствие за праздник.
В своих статьях на тему « старого Петербурга » Пыляев записал: « Таврический дворец, по своему украшению и богатству был словно оживший рассказ из волшебной истории «Тысячи и одной ночи».
Через месяц императрица посетила еще раз Потемкина. А через два владелец дворца  покинул его.

Использование здания после смерти Потемкина

Последние месяцы жизни Потемкина обуяли хандра и меланхолия.
Когда Потёмкин отошёл в мир иной, дом вернулся в управление царского двора и осеннею порой был излюбленным местом проживания государыни.
Кончина князя Потемкина-Таврического
По разным причинам, роскошный дворец и иные строения Петербурга несколько раз перестраивались изнутри.
ПавелI не любил Потемкина и взойдя на престол, передал дворец под казармы для Конногвардейского полка. Роскошное убранство обстановки сняли, полы демонтировали. Большую галерею превратили в стойло для лошадей. Из торжественных комнат были перевезены в Михайловский замок роскошная меблировка и украшения, другие предметы, украшавшие замок.
 В 1801 г. Таврический дворец заново оказался официальной резиденцией российских царей. Дворец получил новую жизнь практически в первозданном обличии.  Отдельные убранства зодчий Л .Руска изменил. Все предметы, которые были вывезены из дворца при царе Александре I, вернулись обратно.
Открытую колоннаду Зимнего сада дворцового комплекса закрыли кладкой из кирпича в 1906-1907 годах. Превратив его в зал пленумов Госдумы. Именно в это время, к дому пристроили Министерский павильон.
Вслед за революцией 1917 года Таврический дворец перешёл под управление Временного правительства. В нём проходили Законодательные собрания, советы ВЦИК и разные ведомства проводили пленумы.
В Таврическом дворце устраивались историко-художественные выставки.
ВыставкаВыставка
На сегодняшний день Таврический дворец князя Потёмкина — это штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.
Думский зал

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: