.В сердце старинного Великого Устюга, где история и легенды переплетаются, возвышается величественный Успенский Собор. Его крепкие стены, построенные из белого камня, хранят в себе тайны и секреты многовекового бытия. Собор словно памятник, олицетворяющий дух северной Руси, щедро награжденный архитектурными изысками и духовным богатством.
Успенский собор— величественный, пятиглавый, с золочёными крестами— является главной святыней города. Самая древняя его часть относится к 1658 г. Тогда воздвигнут второй по счёту каменный собор. В 1728—1732 гг. «холодный» храм перестроили.
Панорамный вид с соборной колокольни
Расширили его объём, придав барочные черты, одновременно сохранив формы, типичные для четырёхстопного крестово-купольного храма с тремя нефами .
Каждый его купол благословлен небесами, а строгие линии фасада гармонично сочетаются с изяществом резьбы. Внутреннее убранство, украшенное фресками и иконами, погружает посетителей в мир, где время замедляет свое течение, а молитвы души становятся универсальным языком.
Интерьер
Интерьер выполнен устюжскими, московскими и ярославскими мастерами во 2-й половины XVIII в. Он богато декорирован лепниной. В 1780 г. в стиле развитого барокко изготовлен большой золочёный иконостас, поражающий своей уникальной резьбой.
Фрагмент интерьера храма
Иконы в стиле академической живописи для него писал протоиерей храма Василий Афанасьевич Аленев.
Икона Успение Богоматери 1496г.
Однако известно, что в состав иконостаса были включены и древние иконы, и иконы, написанные живописцем Оружейной палаты Московского Кремля Семёном Спиридоновым Холмогорцем. От древних образов сегодня в Музее-заповеднике сохранилась икона «Успение Богоматери», являющаяся вкладом князя Суздальского Симеона Борисовича в Успенский собор. Будучи кафедральным храмом епархии, в нём хоронили Великоустюжских архиереев.
Фрагмент стенописи в алтарной части
На внутренней стороне северной и южной стены сохранились семь живописных портретов устюжских владык , пять из которых погребены здесь. Изображения приписываются кисти В. А. Аленева, как и стенопись в алтарной части, которая сохранилась фрагментарно.
Портреты устюжских владык на северной стороне собора
В 1730-е годы с южной стороны собора устроили «тёплый» храм. В 1846-1849 гг. его перестроили в Благовещенскую церковь, расширив и сделав её двухэтажной.
Колокольня
Конец XVII- начало XVIII в.с юго-восточной стороны воздвигли колокольню, состоящую из восьмигранной части и прямоугольной звонницы. В XVIII веке колокольня получила новый ярус, часы и венчающий её шпиль. Звонница имеет свод с просторными арочными проёмами, расчитанными на большие колокола. Это связано с установкой на ней в 1754 г. колокола «Варлаам» весом 1054 пуда ( не сохранился.)
Собор следует положению звезд и вековым традициям, служа не только местом богослужений, но и свидетелем исторических событий. С каждым годом сюда стекаются паломники и туристы, жаждущие прикоснуться к этому архитектурному шедевру, ищущие вдохновения и умиротворения среди древних стен, способных рассказывать бесконечные истории о жизни, смерти и вере.