Один из самых необыкновенных храмовых ансамблей мира, находится в маленькой деревушке Кхаджурахо (штат Мадхья-Прана). Он располагается далеко от путей, которые являются традиционными для такого маленького городка. Потрясающее создание архитекторов средневековой Индии, вдохновляет изяществом архитектуры и превосходной гармоничной отделкой, это настенные рельефы, восхваляющее бытие во всех её отображениях. Интерес иностранных туристов вызывают необычные чувственные композиции, отображающие религиозный мистицизм и божественный принцип в союзе полов. Изображение сцен сексуальности, каких так много на стенах святилищ Кхаджурахо, не встретить ни в одной индийской или международной творческой традиции.
Содержание
Рождение столицы
Столько монументальных святилищ Кхаджурахо было возведено в период времени с 954 по 1050 г. в пору царствования раджи Дханги, представителя правящего рода Чанделла. Небольшая держава его получила политическую свободу благодаря ослаблению могучего государства Пратихара в первой половине X века.
Создание такой мощной столицы, как Кхаджурахо на побережье водоёма Нимора Тал, было обусловлено поспешностью в строительных работах. Именно сюда со всех сторон стекались искусные художники и ремесленники из Канауджа — столицы павшего государства.
Упадок
Последний правитель из рода Чанделла оставил Кхаджурахо. Столица пришла в упадок и стала маленьким поселением. Из 80-85 святилищ, составляющих его когда-то известность и достоинство, сейчас сохранились порядка двадцати. Они возвышаются среди развалин на территории почти 14 квадратных километров.
Архитектура
Храмы Кхаджурихо принято относить к классическому образу, но их архитектура и оформление демонстрирует явный прогресс мастеров незнакомой художественной школы. По плану святилищ норд образа сооружена башня — шикхара, под ней расположено святилище гарбхагриха, с заключённым в нём образом божества (оно располагается на мощной каменной оболочке, как пещера, незыблемо скрывающая от всего живого тайну). Гарбхагриху видим, как повторяющуюся на всех ярусах башни, где её символически пронзает мировой стержень. Перед храмом находятся зал для верующих и вестибюль— антарала. В храмах Кхаджурахо они соединены воедино.
Архитектурные детали не столь значимы, как сам храм. В индуизме и джайнизме, чьи религиозные сооружения уцелели в Кхаджурахо, храм есть фундаментальная матрица мира. Он используется мифической горе Меру сакральный центр Вселенной), конфигурацию и аллегорию которой воспроизводит. Для них храм — это дом, в котором обитает Бог.
Все святилища Кхаджурахо возведены из бежевого песчаника и поднимаются на высокой, мощной плите, которая характерна для индусских святилищ. Исходя из дислокации можно отобрать три группы: западную, восточную и южную.
Западные храмы
Кандарья Махадева
Храмы западной группы находятся на вершине иерархии, их высота достигает 35 м. К ним относится храм Кандарья Махадева (высотою 35м, шириной 18 метров,протяжённостью 32,2 м), посвящённый Шиве, как самому важному индуистскому богу. Бог разрушитель представлен в виде аскета и отшельника, живущий в пещере.
Храм стоит на стереобат, который возвысил его ещё больше над поверхностью земли и поэтому он кажется ещё выше.
Цоколь в виде адхиштана высотой 9 м является важным символом строительства храма. Именно с его верхней части, называемой алтарь-веди начато строительство собора. Сооружение алтаря-веди отмечало начало организации сакрального пространства в соответствии с мандалой особой диаграммой, воплощающей связь будущего храма и его главных пространственно- временных характеристиках.
Камень, из которого сложен храм, является оплотом земли и связывают его с извечной горой, которая плавала среди изначального океана. Именно её бог — демиург некогда сотворил землёй. Храм устремлён ввысь и имеет множество желобков с миниатюрными башенками всевозможной высоты и ярусов— всё это олицетворяется с пламенем жертвенного огня.
Медленно заостряющийся свод храма на вершине являл собой амалака, благословляющая окружающие территории благодатью.
Кандарья Махадева, в свою очередь, прославилась своим невероятным убранством.
В промежутках между балконами располагается много различных фигурных образов, развёрнутых в три ряда друг над другом (статуэтки личностей и зверей высотой 60—90 см), они смотрятся на балконе как общий декоративный барельеф. На стенах внутри храма можно заметить множество элементов пластического декора. Сквозь балконы в храм проникает солнце и проводит невообразимую игру света с тенями на стенках. На наружных стенах в Кандарья Махадева имеется порядка 900 горельефов, из них 646 внешних.
Основную группу образов создают возвышенные танцовщицы апсары, богини змей-нагони и прислужницы богов сурасундари. Также майтхуной являются пары, соединившиеся в тёплых объятиях. Оно раскрывает смысл этих невообразимо чувственных композиций, руководствуясь представлениями из индуизма. Потому что, каждая женщина— это природа и пракрити. Поэтому женщину возможно лицезреть как совершенную её тайну,способная бесконечно созидать. Любовное единение в точности повторяет божественную форму соединения полярных начал. Оно соединяет множество идей единства Вселенной, плодородия и достатка.
Святилище Вараха
Святилище Вараха, дающее представление о воплощении Вишну в вепря и маленький храм Лакшми стоят напротив
большого храма Лакшман. Внутри Вахары находится ошеломляющий по размеру вепрь, сделанный из песчаника.
Он датируется 900 годом до нашей эры и украшен рельефным орнаментом большого пантеона богов.
Храм Лакшмана
Большущий храм Лакшмана, посвящённый Вишну, возводился в течение 20 лет и полностью был построен в 954 г., в период царствования Дханги, так гласит надпись на доске мандары, установленной перед входом. Это святилище из сохранившихся в Каджурахо сохранило свою первозданную красоту. Это росписи, показывающие сражения и воинов: род Чандела постоянно был в походах, но никогда не упускал возможности поразвлечься с новыми сексуальными позами в свободное время. Южная сторона изображает акробатический шабаш. Один из персонажей указывает, что лошадь самый верный друг для мужчины. И наоборот поражённая женщина тайком подсматривает, зарываясь руками.
Иные страстные образы соединяются со слонами на бордюре около основания .
Гарбхагриу(внутреннее святилище) охватывают прекрасные изображения.
Храм Деви Джагадамба
Деви Джагадамба развернулся поблизости со святилищем Шивы. Более приземлённым выглядит этот храм, посвящённый Богине Парвати — жене Шивы.
Резное оформление по фасаду храма Джагадамби-Парвати, выглядит красиво благородно.Изображения богов, высеченные снаружи храма вызывают огромный интерес.Они отличаются особой конкретизацией и показывают множество многообразных фабул из жизни людей или мифологии.
Восточные храмы-группа джайнистских храмов
Храм Паршванат
Великолепный Паршванат украшен изысканными сакральными изваяниями.
Паршванат посвящён джайнскому тиртханкару. Это один из крупнейших джайнских святилищ Каджурахо.
Внешние фрески на храме
Храмы Адинатх и Шантинатх
Поблизости от Паршванат стоят храмы Адинатх и Шантинатх .
Адинатх посвящается одному тиртлханкару (первому учителю) и приковывает взор изображениями Якши.
Изображение тиртханкара Шантинатаха находится в храме Шантинат.
Храм возвели из обломков разрушенных джайнских храмов. Он действующий храм. Оштукатурен и окрашен в светло-жёлтый цвет.
Южные храмы
Храм Чатурбхуджу
Возведённый в 1090 году он являлся главной постройкой группы памятников. Храм находится недалеко от дороги и окружён деревьями. Он небольшой, одиноко стоящий. Отличается только тем, что при его внешнем украшении и отделке в нём совершенно отсутствуют эротические темы. Внутри храма стояла четырёхрукая скульптура Вишну. Высота скульптуры 2,7 м.
Храм Дуладео
Храм Дуладео – это второй храм, входящий в южную группу памятников, возведенный в 1100 г. Он стоит сразу за речкой Кудар. Шива является главным божеством этого храма. Интересным является то, что храмы изобилуют изваяниями богов. Размещенные на фасаде они украшают шикхару. При желании к религиозному зданию можно пройти через благоустроенные зелёные дорожки.
Храм Биджамандала
Храм Биджамандал расположенный неподалёку от деревни Джаткари является третьим по счёту храмом в южной части Каджурахо. Археологи смогли найти подножие храма, большое количество резной кладки. В центре сооружения возвышается огромной шивалингам. Данный храм датируется 10-11 веками. Скорее всего, его не завершили. Если бы здание было закончено, оно возвышалось б над самым большим храмом данной местности — Кандарья Махадев . Храм Биджамандала посвящён Шиве.