Мухаммед Гури, являющийся мусульманским полководцем, в XII веке совершил вторжение в Северную Индию. Здесь ему удалось сломить противодействие разрозненных княжеств. Начиная с XIII века, на севере Индии сформировалось исламское государство, которое начали именовать Делийский султанат.
Ислам становится новой религией для Индии. Из всех исламских построек, которые относятся к поре Делийского султаната, наиболее значимым считается ансамбль мечети Кувват уль-Ислам и минарет Кутб Минар в Дели, возведённый в XIII в. Это крупнейшее мусульманское архитектурное строительство в Дели.
Мечеть
Постройка мечети, которая была возведена в 1210 г. султаном Кутб-уд-дином Айбеком, сохранилась до настоящего времени в виде развалин.
Уцелели стена фасада и часть молельного зала с колоннами. Даже в разваленном виде, мечеть — всё ещё одно из наиболее величественных сооружений исламской Индии.
Стена фасада является одной из лучших форм дизайна Храма — ее образцы выполнены в прекрасной простоте и изящности. На поверхности всего фасада расположена орнаментальная резьба, выполненная с великолепным мастерством. Орнамент резьбы состоит из полос, которые имеют традиционную индийскую растительность, и арабские надписи. Это совокупность имела контрастный, но при этом красивый стилизованный эффект.
Минарет
Вблизи разрушенного храма находится огромный минарет, который называют Кутб Минар. Это архитектурный шедевр современного Дели. При султане Кутб-уд-дине Айбеке началось его строительство и закончилось в 1230 г. султаном Илтутмышем. Мастера из Индии построили башню-колонну, ставшую своеобразным памятником эпохи, объединившей мусульманские и старинные индусские ценности.
С точки зрения грандиозности и авантажности архитектуры, Кутб Минар один из лучших достижений древнего индусского зодчества. Впервые европейцы, оказавшиеся на территории Кутуб Минар, сопоставляли его блеск с очарованием колокольни Флорентийского собора, которую создал великий Джотто.
Среди всех минаретов Востока, Кутб Минар самый большущий минарет. Существует один, превышающий по высоте минарет в мусульманском зодчестве, — это минарет мечети султана Хасана, расположенный в Каире.
Кутб Минар имеет высоту в 72,5 м. и поперечник 15,5 м. у основания. У вершины он достигает 2,5 м.
Строительный материал- красный песчаник. Края третьего уровня украшены полосами белоснежного мрамора. Для мусульманского этапа в развитии индусского искусства типично использование бело-красных цветов.
У Кутба Минара имеется своя изюминка. Он не соответствует общепринятым мусульманским минаретам. По своим характеристикам похож на башню-шикхару индуистского храма, с её ярко выраженной гофрированной поверхностью. У него есть 24 грани, которые расположены по вертикали: часть — прямоугольная, другая – круглая.
Благодаря четырём роскошно отделанным, разнообразным по форме и размеру балконам, которые делят минарет на ряд уровней, создаётся эффект «увеличения» башни. Высота нижнего балкона составляет 33 метра, второго-49 метров, третьего-63 метра, а четвёртого-71 метр. Изначально строение было увенчано некрупным куполом.
Предназначение
С давних времён ведутся дискуссии о миссии этого величественного минарета, который имеет подобную архитектурную пышность. Считают, что он является не только возвышенной площадкой для муэдзина и посредником между набожными людьми и прихожанами, но и своеобразным памятником Победы. Индийские традиции соблюдены при строительстве этого памятника. Его цель понятна всем. Ведь в обычае у жителей Индии с древнейших эпох принято сооружать «Башни Победы» — Джая-стамбха. И Кутб Минар, также есть «башня Победы».
К числу наиболее значимых объектов мечети Кувват уль-Ислам, помимо самой мечети, относятся усыпальница султана Алу-уд-дина Хильджи, мавзолей султана Илтутмыша и медресе. От сооружений остались незначительные обломки. Несмотря на то что храм мусульманский, некоторые его части составляют не воплощение мусульманского мастерства, а скорее народного, индусского.
В Кувват уль-Ислам создан музей, посвящённый индийским архитектурным ценностям, которые мусульмане завоевали в античных святилищах Индии. Из неких уничтоженных индуистских сооружений привезли колонны с выразительными узорами. При сем складывалось чувство, что сторонников мусульманства, руководивших стройкой мечети, совсем не волновал тот факт, что в исламском храме возникали типичные для индуизма сюжетные линии, стоящие в жёстком диссонансе с главными понятиями исламского культового искусства, не позволяющих демонстрировать людей и животных в строениях религиозного направления.
Железная колонна
Железная колонна, которая была создана в начале нашей эры, является одним из символов мечети Кувват уль-Ислам. Она один из удивительных и таинственных памятников культуры Индии, который посвящается богу Вишну. Первоначально колонна располагалась в ином месте,её увенчивала фигура мифологической птицы Гаруды. Позже мусульмане переместили колонну во дворик мечети. В этот период или несколько раньше, с колонны пропала птица Гаруда.
Данная колонна, полностью сделанная из железа. Просуществовала пару тысячелетий и не дала ни одного признака коррозии. Учёные по сей день не могут понять секрет, благодаря которому древние умельцы могли производить подобную обработку металла. Считается, что Железная колонна является продукцией порошковой металлургии.
По какой причине мусульмане решили установить индуистскую колонну во дворике мечети? Это знак, что ислам одержал триумф над древнейшими индийскими верованиями.
Колоссальный диссонанс между маленькой Железной колонной и в десятки раз превышающем её по высоте и грандиозным Кутб Минаром заметно выражен. Близкое расположение непревзойдённых монументов не случайно. Нет сведений каким образом восприняли идею сравнения громадного минарета с не очень высокой колонной современники событий. Сегодня мировая популярность Железной колонны затмевает величие Кутб Минара.