Предание повествует, что Шива обитал в этом месте. Кайласанатха является храмом, посвящённым правителю горных вершин Кайласа в Эллоре, считавшаяся местом обитания бога. По архитектурному стилю Кайласанатха ( или Кайласа) похожа на ступенчатые святилища. Размерами и многомерным замыслом храм действительно уникален.
Строительство храма
Архитекторы и скульпторы сделали немыслимый по трудоёмкости, волшебный по роскоши скульптурного совершенства, обнесённый двором трёхъярусный мемориал. Он содержит пилоны, портики, веранды, залы, живописные композиции и самостоятельно стоящие скульптуры.
В те времена, когда создавался этот храм, его строительство было поистине невероятным. Он возведён прямо в скале, его украшали изысканная резьба по камню и каменные слоны. В одном из каменных хранилищ была найдена медная пластина с надписью: «Как я мог сотворить такое без волшебства?»
У людей, видевших Кайласу, возникает такой же вопрос: каким образом возможно без сложнейших устройств построить из цельной горной породы столь величественный храм? Ученые считают, что развитие этого имеет далёкие традиции, они разработаны в далекие времена и продолжают своё развитие.
Сверху началось строительство храма. В скале, которая возвышалась на горе, высекли ров, который окружал цельную глыбу. Затем ваятели превратили эту громадину в храм с парой залов внутри и огромным количеством скульптур и барельефов .
Последовательно комплекс, создаваемый под руководством зодчих, будто освобождался от каменной шелухи, освобождая себя от всего ненужного. Все детали храма имели глубокий символический смысл. Внизу в главном храме, находился восьмиметровый постамент. Он окружён горельефными изображениями священных львов и слонов, они приняли на себя вес высочайшего пика мира.
В этом месте, в центре мироздания, можно было увидеть сияние и красоту. Она подчёркивалась белоснежным цветом штукатурки, отшлифованной до блеска.
Архитектурные особенности
По указу раджи Кришны, происходящего из рода Раштракутов, в конце XIII века возводится храм в пещере Кайласа. Он пример того, как в индусском зодчестве соединились два разных направления: это храм, созданный на земле и в пещере. Согласно подробным инструкциям по сооружению, храм возведён согласно всем требованиям и стандартам. Это являлось ограничением для творческой инициативы архитекторов. И давало им уверенность в своих действиях.
Храм Кайласа расположен в колодце, его длина составляет 100 метров, а ширина 50 метров. Храм уходит ввысь на 30 метров, а основание — 61х33 метра.
Кайласанатха разделена на три крупные части. В каждой из них находились добавочные помещения. Они были объединены вокруг главной застройки и посвящались разным божествам, соединёнными с почитанием Шивы.
Поверхность каждой из этих сторон столь плотно покрыта живописными и орнаментальными фигурными произведениями, что идеально ровную плоскость стены (не заполненную ничем) невозможно найти. Фрагменты были настолько разнообразными, а их размеры и формы настолько смелыми, что стену хотелось рассмотреть как подлинную массу движущихся тел. Среди скульптурных композиций, находящихся внутри храма, наблюдаем персонажей, вовлеченных в сложные отношения и конфликты друг с другом.
Наиболее известной из них является изображение Рамы и его супруги Парвати. Они находятся на высочайшей точке святой горы Кайласа. Ее внизу стремится низвергнуть многорукий и многоголовый демон Равана. Он воплощение подземных чёрных сил, появлялся из мрачной ниши.
Сцена, освещается в тёмное время трепетным пламенем фонарей. Они создают эффект игры света и теней, производя на посетителей колдовской эффект.