Необычный и очень красивый город Киото, расположенный в Японии, является местом, где находятся прекрасные архитектурные памятники. В настоящее время порядка 200 храмов, сотни скверов и множество дворцов находятся в распоряжении полутора миллионов обывателей Киото. Само название города Киото является для жителей Японии национальным сокровищем. Здесь около двадцати процентов архитектурных шедевров, которые являются неотъемлемой частью японской культуры. Вместе с тем Киото является ещё особенным местом, в котором сконцентрирована магия.
Содержание
Начало истории
Начало истории этого городка восходит к 22 октября 794 г. Тогда император Камму и его наследник вступили в новый город под названием «Хэнан», ставший столицей мира и покоя. В прошлом столицей Японии был город Нагаока. В результате дворцовых интриг произошло политическое убийство, и царский двор принял решение перенести столицу в другое место, т. к. город осквернили пролитой кровью.
Выбор новой столицы пал на посёлок Уда в районе Кадоно. В это местечко Камму приезжал пару раз для осмотра территории, приглянувшейся приближённым..
Строительные работы начаты в 793 году в красивой долине между гор. Царский двор Японии в то время старался следовать китайским примерам. Столицу Японии устроили по китайскому образцу, с чёткими улочками, которые пересекаются под прямым углом. Уже тысячу лет Киото является столицей Страны восходящего солнца, которая подвергалась различным сценариям развития: от пожара и междоусобиц до периода процветания. Штормы истории пустили по ветру бесценные произведения искусства. Но то, что осталось среди наследия в городе, восхищает красотой, изысканностью и творческой фантазией.
В настоящее время в Киото насчитывается множество памятников архитектуры, храмов и святынь, дворцов и оград, садов и парков, где видим множество достопримечательностей. Это может быть: крыша Храма, возвышающаяся над городом пагода, или улица, на которой расположены дома с оригинальными фасадами.
Японцы считали, что дворцовый ансамбль Кацура являлся самым красивым и живописным из всех. Он представляет средневековую простоту и красоту его парковых зон, которые постоянно меняются и создают ощущение гармонии.
Дворец и принц Тосихито
Кацура Рекю возводился как загородный царский дворец. Согласно историческим данным, начиная с IX века, земли, на которых сегодня располагается дворцовый ансамбль, ранее принадлежали семье Фудзивара.
С XVII в. ею обладала знатная семья Тосихито. Принцу присущи многие способности и таланты . Тосихито читал японскую и китайскую поэзию, его привлекали искусство рисования и игры на кото. Он большой поклонник чайной церемонии, умел компоновать красивые цветы и правильно их сочетать.
Принц Тосихико начал возводить дворец в 1615 г. С первых его построек можно заметить, что они выполнены в естественной манере, говорящей о совершенном вкусе их владельца.
Среди учёных распространено мнение, что принц Тосихито руководствовался предложениями Кобори Энсю — великого архитектора, стихотворца, специалиста чайной церемонии, а также профессионала в планировании садов.
В исторических записях есть упоминания, что другие мастера работали над оформлением сада.
Но стиль К. Энсю ощущается повсеместно. Принц не смог вкусить величественной красоты дворца, после его кончины былое великолепие утрачено, всё разрушилось и опустело.
Продолжатель династии- второй строитель дворца
Тосидада, являющийся наследником Тосихито, стал вторым строителем дворца. Он наследовал от отца гибкий ум , решил вопрос с финансами благодаря браку с дочерью Маэды – богатейшего феодала.
Строения Тосидада не противоречили изначальным планам его отца, они гармонично дополнили уже воплощённое в жизнь. В результате перед нами открывается великолепный дворцовый ансамбль с изысканной архитектурой и прекрасным дизайном.
Комплекс расположен на побережье реки Кацура, территория составляет 56000 кв. м. В середине располагается огромный пруд, имеющий пять островков, соединённых между собой мостиками из дерева и камня.
В состав главной части комплекса входят три строения: старый сеин, средний сеин и новый дворец. Находясь в тени, здания среднего и старого сеин сохраняют возможность получения солнечных потоков солнца зимой, но при этом летом сохраняют приятную прохладу. При наступлении осени имеется шанс наслаждаться полной луной. На их крышах можно наблюдать разнообразные живописные ритмы вследствие различия высоты зданий.
Архитектурные особенности
Все помещения нижнего уровня охватываются террасой.
Пространство отгораживается от окружающего мира посредством сёдзи — специализированных стенок, которые имеют раздвижные механизмы. Терраса возвышается над поверхностью земли. Для этого используются высокие и тонкие деревянные опоры.
В террасах, комнатах и спальнях имеются раздвижные стены, выполненные из деревянных рам с приклеенной к ним толстой бумагой. Эти перегородки разграничивают пространство между различными интерьерами, изолируют их от восприятия мира. Тосихито имел особое пристрастие в любовании луной. Для чего поставил специально предназначенную платформу в старом сеине.
Покои Тосихито находились в среднем сеине. Оттенок их декора достаточно необычный. Изображение природы на стенах, перегородках рассматриваются как естественные панорамы, видимые в распахнутые двери. Происходит исчезновение границы среди внутренней и внешней частью пространства.
Средний сеин и новый дворец связываются помещением, предназначенным для сохранения музыкальных инструментов. Охватывает его широченная терраса, используемая для проведения музыкальных занятий. Необычно оформлены двери в музыкальную комнату. Это цветы. Они имеют свои отличительные черты в зависимости от сезона: весной это сакура и глициния, летом – сусуки и гибискус, осенью – хризантемы и слива, зимой – камелии и нарциссы.
Простая и изящная архитектура дворца Кацура создана с использованием натуральных материалов, играющих большую роль в создании художественного облика строений. Натуральный цвет, бамбуковые ограды-решетки,раздвижные панели, дорожки, выложенные из камня на фоне мха, создают впечатление простоты. Немыслимо вообразить японский сад без чайных домиков, расположенных на побережье пруда в дворцовом ансамбле Кацура. Ландшафт постоянно меняется в зависимости от сезона, времени суток и погоды. В Кацура территория пруда прославилась волнующим, полным очарования отображением осенней луны. Она восхвалялась лирическими строками в стихах и поэмах.
Павильон Секинтэй
Прекрасным и привлекательным из всех чайных павильонов является Секинтэй. По своим декоративным качествам не уступает иным чайным домикам того времени. С восточной, западной и северной сторон он смотрит на пруд. Низко расположенная крыша Секинтэй, даже во время сильной жары поддерживает в помещении свежесть.
Павильон состоит из нескольких комнат. В одной имеется токонома (стеновое углубление, чуть поднятый пол), очаг из камня, используемый в зимнее время. Изображение на бумаге в углублении выполнено в виде крупных квадратов белоснежного и синего цвета. Подобный стиль используется в ковриках на полу, и в раздвижных перегородках.
В сад открывается последняя комната в павильоне Секинтэй. Плавная трансформация убранства в ландшафт сада является отличительной чертой японского искусства. Шум ветра и щебетание птичек способны создать благоприятную атмосферу для эмоционального состояния.
Секинтэй можно назвать павильоном «сосны и лютни», где ветер, веселящийся в соснах, издаёт звуки, похожие на игру, на лютне.
Павильон Гиппархом-ро
Павильон Гиппархом-ро является аналогом чайного павильона в осеннюю пору. В непосредственной близости от павильона произрастает клён, листва его осенней порой приобретают багровый оттенок. Отражённый свет луны в пруду можно наблюдать из павильона. А на террасе старого сеин видеть её восход.
Во владениях ансамбля имеется буддийский храм, выполненный в китайском стиле. В знак признательности принц Тосидада посвятил его отцу.
Среди множества достопримечательностей, которые окружают царский загородный дворец Кацура, имеет множество других достопримечательностей кроме архитектуры. Дворцовый сад является примером сочетания различных типов парковых ансамблей.
Его напоминает стиль чайных садов, в котором понимание окружающего мира происходит благодаря движению, а ритм и направление задаются дорожками.
Визит в дворцовый комплекс Кацура начинаем с коротенькой прогулки по живописным тропам сада. В основе парка лежат гуляние и эстетическое наслаждение прекрасными ландшафтами, воплощёнными талантливыми садоводами. В момент, когда проходите по парку, ландшафт сменяется в зависимости от вашего шага: например, пруд может внезапно исчезнуть или появиться перед глазами нежданно-негаданно.
Участник, бывший одним из популярных гостей Кацуры, утверждал, что дворцовый ансамбль создан, чтобы «уметь видеть глазами». Раз в год двери дворца распахиваются для гостей, и выражение оказывается объяснимым после осмотра дворца и его прилегающей территории.
Палата покоя и прохлады
«Палата покоя и прохлады», расположенная в одном из залов дворца, излюбленное место императора. В ней он во время официальных мероприятий сидел на тронном возвышении, покрытом ковром, под балдахином из дорогой шелковистой ткани. К этому возвышению подходит лестница. По обе стороны от неё устроились пара львов, защищающих императора от чёрных сил. Во время входа в «Палату спокойствия и прохлады» при помощи специального устройства, срабатывающего при нажатии на половицу, возникала суровая охрана.