Содержание
Плавающие ворота как символ гармонии
Святилище Ицукусима, расположенное на живописном острове Миядзима в префектуре Хиросима, является одним из самых узнаваемых символов Японии. Его знаменитые алые ворота-тории, словно парящие над водой во время прилива, создают неповторимый пейзаж. Он с 1643 года входит в список «трёх самых знаменитых пейзажей Японии» наряду с песчаной косой Аманохасидатэ и сосновыми островами Мацусима. Уникальный храмовый комплекс построен на сваях над водой. Представляет собой удивительный синтез человеческого гения и природной гармонии, сохранившийся сквозь века.
Исторические корни: от древних легенд до расцвета при Тайра Киёмори
Японский синтоизм, известный как «путь богов», представляет собой древнюю религию. В нём смерть человека не является концом, а началом трансформации в ками. Ками – божественное существо, сливающееся со всеобъемлющей божественной природой. Почитание ками – краеугольный камень синтоистской практики.
Ками способны обитать в любых объектах, будь то дерево, животное или даже скала, требуют множества храмов для своего комфорта. Каждый храм становится для них убежищем, священным пространством, где им гарантирована неприкосновенность. Для почитателей ками вход в это священное место ограничен. Только посвящённые жрецы могут проводить здесь ритуалы.
История святилища Ицукусима уходит корнями в глубокую древность. Храм основан в 593 году по приказу императрицы Суйко для почитания трёх дочерей синтоистского бога Сусаноо-но-микото — богинь моря и торговли Тагир Химей, Итикисима Химей и Тагицу Химея. Первое письменное упоминание о святилище встречается в «Нихон Коки» («Записях о Японии») 811 года.
Остров Миядзима (другое название Ицукусима) с древности считается настолько священным, что обычным людям запрещено ступать на его землю. Первоначально молитвы божествам возносились с соседнего острова Хонсю. Со временем нашли компромисс — построить храм на воде, приближаясь к объекту поклонения, не оскверняя священную землю. Запрет на посещение острова сняли к XV веку. Ни и сегодня на Миядзиме запрещены захоронения и роды.
Настоящий расцвет святилища связан с именем выдающегося военачальника Тайра Киёмори (1118—1181), который верил, что божество Ицукусима покровительствует его роду. В 1168 году Киёмори, ставший к тому времени фактическим правителем Японии, инициировал масштабную реконструкцию храма, выделив на это значительные средства. При нём святилище приобрело свой нынешний облик с симметрично расположенными зданиями и 16-метровыми воротами-тории. Киёмори превратил Ицукусиму в главное святилище провинции Аки, отобрав этот статус у старого святилища рода Саэки.
Архитектурные особенности: синтез стилей и гармония с природой
Архитектура святилища Ицукусима представляет собой уникальный пример стиля «синдэн-дзукури». Он характерен для аристократических вилл периода Хэйан (794—1185) 710. Этот стиль, использовавшийся при строительстве императорских дворцов в Киото, отличается изяществом линий и гармонией с окружающим ландшафтом.
Храм украшен филигранной резьбой по дереву. Возникает ощущение, что его красные колонны и галереи плывут, плавно покачиваясь на воде.
Весь комплекс построен на сваях над водой, создавая иллюзию плавающего дворца. По одной из версий, такую конструкцию задумали как воплощение мифического подводного дворца Рюгу-дзё, обители бога моря. По другой версии, это отражение буддистской веры в Чистую Землю (Гокураку Дзёдо). Туда души умерших переправляются на лодках.
Основные сооружения комплекса включают:
- Главный зал (Хондэн) — построили для хранения изображений трёх почитаемых богинь. Последний раз реконструировали в 1571 году
- Молитвенный зал (Хайдэн) — сохранился без изменений с 1241 года
- Зал подношений (Хэйдэн) — примыкает к главному залу
- Зал очищения (Харайдэн) — предназначен для ритуальных церемоний, сохранился с 1241 года
- Крытые коридоры (Хигасикайро и Нисикайро) — соединяют постройки с сушей, сохранились со второй половины XVI века
- Сцена Такабутай — используется для придворных танцев бугаку в честь божеств
- Сцена Нобутай — единственная в Японии театральная сцена на воде для представлений театра Но (построена в 1680 году)
Молитвенный зал (Хайдэн)
Особого внимания заслуживают знаменитые ворота-тории, которые являются визитной карточкой святилища.
Нынешние ворота, построенные в 1875 году из камфорного дерева, имеют высоту 16,6 метров и вес около 60 тонн. Их уникальность в том, что во время прилива они кажутся парящими над водой. Во время отлива к ним можно подойти пешком по обнажившемуся дну.
Культурное значение и современный статус
Святилище Ицукусима играло важную роль в японской истории и культуре. В период Хэйан оно стало популярным местом паломничества среди аристократии и членов императорского двора. Здесь проводились редкие представления древнего искусства бугаку — классического придворного танца и музыки.
После падения клана Тайра святилище переживало периоды упадка. В 1555 году его восстановил могущественный даймё Мори Мотонари, сохранив его архитектурный стиль. Позже Тоётоми Хидэёси приказал построить здесь большую библиотеку для буддийских сутр.
В 1996 году храмовый комплекс включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это выдающийся пример синтоистской архитектуры, гармонично вписанной в природный ландшафт. Двадцать построек комплекса имеют статус национального сокровища или важной культурной собственности согласно японскому закону 1950 года «О защите культурного достояния».
Сегодня Ицукусима остаётся важным религиозным центром и популярной туристической достопримечательностью. Ежегодно привлекает тысячи посетителей со всего мира. Его уникальная архитектура, сочетающая синтоистские и буддийские элементы, продолжает вдохновлять архитекторов и художников. Сохраняет живую связь между прошлым и настоящим японской культуры.