Большие покои короля (второй этаж) в Версале состоят из семи залов. Выходят на северные сады большими окнами, от пола до потолка. Это было новшеством в эпоху их создания в 1670 году. Эта престижная анфилада должна была служить парадными апартаментами, то есть для официальной жизни Короля. Поэтому они были украшены с наивысшей роскошью и сделаны по моделям итальянских дворцов того времени.
Главный придворный художник Шарль Леброн, бывший также директором Академии живописи и скульптуры и директором королевской гобеленный мануфактуры, выполнил все чертежи для потолков, панелей из ценного мрамора, мебели… и даже для замков. Но очень быстро Людовик XIV привык выполнять свои основные «королевские обязанности» во внутренних апартаментах, окна которых выходят на Мраморный двор.
С этого момента Большие покои становятся местом прохода и приемов. Днём они были открыты для всех, французов и иностранцев, которые приходили сюда в надежде увидеть короля, направляющегося через них в часовню. Или для того чтобы полюбоваться самыми красивыми полотнами королевских коллекций. Но три вечера в неделю, начиная с Праздника всех святых до пасхи, они были предназначены для Двора. С 7 до 10 часов вечера, угощения, Музыка, танцы и игры занимали эти вечера. Эти вечера назывались вечерами «апартаментов».
Над камином: Встреча Елизара с Ревеккой Паоло Веронезе
Содержание
Салон Геркулеса
Над камином: Встреча Елизара с Ревеккой Паоло Веронезе
Первый салон Больших королевских покоев, Салон Геркулеса. Был на самом деле создан последним, уже в конце правления Людовика XIV. С 1682 года, этот двухэтажный салон занимала часовня замка. Она прослужила вплоть до 1710 года, когда ее заменила нынешняя часовня. Для украшения этого нового салона там было размещено монументальное полотно Веронезе « Ужин у Симона Фарисея». Создано в 1570 году для трапезной венецианского монастыря Сервитянок. В 1664 году Дож подарил его Людовику XIV , чтобы тот поддержал их в войне с Турками.
Смерть Короля- Солнце приостановила работы в салоне Геркулеса на десять лет , затем они длились до 1736 года , когда Франсуа Лемуан завершил картину на плафоне, изображающую «Апофеоз Геркулеса», желая показать, что « Добродетель возвышает человека над самим собой». Своим эффектом эта широкая аллегорическая композиция, насчитывающая 142 персонажа, хотела соперничать с шедеврами итальянских фрескистов, но она была выполнена на полотнах, наклеенных на потолок. Несмотря на большой успех , принесённый картиной, спустя некоторое время, изможденный работой молодой художник покончил жизнь самоубийством.
Салон изобилия
Во время вечерних церемоний « апартаментов», в салоне Изобилия накрывались столы с прохладительными напитками, в буфете там предлагались кофе, вино и ликеры.
Это была также передняя кабинета Диковинок и Редкостей Людовика XIV ( после него в дальнейшем занятого салоном для игр Людовика XVI), куда выходила задняя дверь. Король любил показать своим почетным гостям сохранившееся золотые и серебренные вазы, драгоценные камни и медали, подсказавшие тему плафонной росписи, как Большая королевская ладья, представленная над дверью
Королевская ладья
Королевская ладья драгоценный предмет в форме корабля без мачты, выставляется по торжественным случаям на столе государя или на буфете.Символ власти, который все должны были приветствовать проходя мимо, в нем хранилась салфетка короля.
Фигура Азии Ренэ-Антуан Уасс
Салон Венеры
Этот салон, наряду с салоном Дианы, составляли главный вход в Большие апартаменты, так как к ним вела большая лестница называемая « Посольской лестницей» ( разрушенная в 1752 году). Во время вечерних церемоний « апартаментов» там накрывали столы, уставленные корзинами цветов, пирамидами из свежих и редких фруктов, таких как апельсины и лимоны, засахаренных фруктов и марципанов.
Как и все последующие залы , этот салон носит название планеты, темы, связанной с солнечным мифом, которая вдохновила все декоры Версаля в 1670 годах. Здесь планета Венера представлена на плафоне под чертами богини Любви, которая в греческой Античности была ассоциирована с этой планетой. Другие композиции, украшающие своды плафона, должны были представлять действия античных героев, относящиеся одновременно к планете, носящей имя богини этого зала, и вызывающие аналогию с действиями Людовика XIV: так можно расшифровать, что картина, представляющая «Августа, задающего тон цирковым представлениям» напоминает о конных состязаниях 1662 года, данных в честь королевы, а картина « Бракосочетание Александра и Роксаны» вызывает в памяти свадьбу Людовика XIV.
Из всей анфилады , в убранстве салона Венеры больше всего проявляется стиль барокко. Это единственное место, где Лебрен заставляет архитектуру,скульптуру и живопись, иногда реальную, иногда ложную общаться друг с другом: пилястры и мраморные колонны салона как будто отражаются в перспективах работы Жака Руссо, а две статуи возле окон,выполненные в технике «тромплей», отвечают изображению Людовика XIV, работы Жана Варена.
Салон Дианы
Людовик XIV Бернини
Также как и салон Венеры, салон Дианы служил вестибюлем к Большим апартаментам и, при Людовике XIV, во время вечерних церемоний « апартаментов», здесь размещался бильярдный зал. Два возвышения отводились дамам, так хорошо аплодирующим удачным подачам Короля, который был признанным мастером в этой игре, что этот салон также назвали « залом аплодисментов». В греческой античности богиня охоты Диана была ассоциирована с луной за свою холодность. Она была также сестрой Аполлона, бога Солнца. Своды плафона украшены сценами охоты Античных героев. Намёк здесь прозрачен, хорошо известно, что Людовик XIV очень любил охоту.
Центральная часть плафона, выполненная Габриелем Бланшаром, представляет Диану управляющую охотой и мореплаванием. Над камином висит полотно Шарля де Лафоса «Приношение в жертву Ифигении». А напротив, над консолем представлено полотно Габриеля Бланшара «Диана и Эндимион». Античные бюсты, принадлежавшие коллекциям кардинала Мазарини, были оставлены в наследство Людовику XIV.
Салон Марса
Марс— это планета и бог Войны. Выбор военной темы, вдохновивший все украшения салона, объясняется тем, что первоначально в этом большом зале должен был быть расположен зал Караула парадных апартаментов. В последствии, во время вечеров « апартаментов», салон был отведён для музыки и танцев, и все его называли обычно « бальный зал». Балы двора были строго регламентированы и требовали множества репетиций; принцы принимали в них участие, смешиваясь иногда с профессиональными танцорами. С обеих сторон камина были установлены две трибуны для музыкантов, убранные в 1750 году.
В центре плафона Клод Одран изобразил Марса на колеснице, запряженной волками. К востоку от плафона расположена композиция Жувене Геркулес поддерживает Победу, за которой следует Изобилие и Блаженство, а к западу— композиция Уасса «Ужас, Страх и Кошмар, овладевающие силами земли».
Над дверьми висят четыре картины Симона Вуэ из замка Сен-Жермен- на-Лэ : «Умеренность», « Осторожность», «Справедливость» и « Сила».
«Царь Давид, играющий на арфе» работы Доминикена , любимое полотно Людовика XIV. Висело над камином, находилось в алькове спальни Короля и располагалось симметрично картине «Святой Иоанн в Патмосе». Картину приписывали в то время Рафаэлю.
Слева от камина — картина Шарля Лебрена « Семейство Дария в ногах Александра», а справа— « Пилигримы Эмаюса» кисти Веронезе ( оригинал): расположенные симметрично они дают понять, что теперь французские художники могут соперничать с самыми знаменитыми итальянскими живописцами. По бокам висят парадные портреты Людовика XV и Марии Лещинского работы К. Ванны Лоо.
Салон Меркурия
Изначально салон Меркурия был парадной спальней Больших Королевских покоев. Откуда его название « Комната королевской кровати». Вскоре эту кровать стали убирать зимой, освободив место для игровых столов. В 1689 году, столы, зеркала, подставки для дров и люстры из массивного серебра, великолепно выполненные золотых и серебряных дел мастерами Гобелена, и украшающие стены, потолок и камин, были отправлены на переплавку по приказу Людовика XIV, для финансирования войны Аугсбургской Лиги. Серебряная балюстрада отделяла альков от остальной части зала. Парча — материя, вытканная золотом и серебром— обтягивала стены, кровать. Она была отправлена на монетный двор, для поддержки войны за Испанское Наследство. Одним из редких случаев, когда салон Меркурия служил спальней, было провозглашение Герцога Анжуйского, внука Людовика XIV, королем Испании. Молодой принц почивал на этой кровати в течении трёх недель, перед отъездом в свою новую страну. В этом же зале, со 2 по 10 сентября 1715 года, было выставлено для последнего прощания тело Людовика XIV.
Война Лиги Аугсбургов, называемая также « девятилетняя война» , была начата в 1688 году с вторжения Франции Пфальц. Протестуя, Империя,Голландия и Испания вошли в союз.Они собирались оспаривать претензии Франции на наследство Мадам, невестки Людовика XIV, принцессы Палатинской. Этот самый важный конфликт за все время правления Людовика 14 был разрешён передачей Страсбурга Франции , 30 октября 1697 года. Война за Испанское Наследство началась после того, как Людовик XIV согласился с завещанием Карла II. Карл умер, не оставив наследников. Назначил в качестве преемника над всеми Испанскими владениями герцога Анжуйского. Он предпочёл таким образом династию Бурбонов династии Габсбургов, из которой он был выходцем.
Расписанный плафон и часы
Плафон, расписанный Жан-Батистом де Шампенем представляет Меркурия на колеснице, запряженной петухами. Своды украшены четырьмя картинами. Слева, со стороны Салона Марса, « Август, принимающий Послов Индии». В глубине, напротив окон, « Птолемей Филадельфиею в своей библиотеке». Справа от окон, « Александр и Аристотель. Он получает от этого принца различных диковинных животных, историю которых он пишет». Сейчас здесь находится кровать. Ее Луи- Филипп установил в спальне Короля во время переоборудования Версаля в музей.
Антуан Моран, Часы с автоматами.
Знаменитые часы с автоматами, подаренные их создателем, Антуаном Мораном, Людовику XIV в 1706 году, смогли быть установлены на месте, которое они занимали до революции.
Салон Аполлона
Людовик 16. Франсуа Калле
Салон Аполлона, посвящён богу Солнца, богу Искусств и Мира. С ним отождествлял себя Людовик XIV, был самым роскошным из всех.
Плафонная роспись на тему Аполонн на своей колеснице, запряженной четверкой лошадей,и в окружении времен года. Шарль де Лафос
Ещё и сегодня это заметно по декору плафона. Здесь все картины— центральная композиция. Изгиб и углы сводов — яркой расцветки и все круглые скульптуры полностью позолоченные. Но все остальное исчезло. Серебряная мебель, серебряный трон высотой в 2,60 метра, были переплавлены в 1689 году. Кресло из позолоченного дерева, стиль которого менялся по мере смены монархов, заменил трон Людовика XIV. Оно стояло под балдахином на возвышении, покрытым персидским ковром золотистых тонов. Драпировка стен, как и во всех королевских замках, менялась в зависимости от времени года. Зимой по темно- красному бархату располагались восемнадцать полос золотых и серебряных вышивок. Летом, золотые и серебряные вышивки шли по шелковому фону.
Портрет Людовика XIV в костюме для церемонии коронования. Гиацинт Риго
Граф Д’Эзек, воспоминания придворного пажа Людовика XVI: « В первом салоне (….)Аполлона стоял трон , над ним— темно- красный балдахин из дамасской ткани, который никогда не использовался. Даже во время аудиенций Король никогда не восседал под этим балдахином. В этом же зале, на окне, висел хрустальный термометр. По нему несколько раз в день Король следил за изменениями температуры. Один из дворцовых слуг трижды в день записывал показания этого термометра в специальный журнал».