История
Реймсский собор был возведён на месте, ранее принадлежавших античным баням ещё в V веке нашей эры. Был разрушен. Творением развитой готики и «Академией искусств» для средневековых зодчих был новый Реймсский собор. Центр, расположенный в сердце Шампани уже несколько веков, являлся местечком вступлением на престол монархов Франции. С 1179 года сей ритуал совершается регулярно именно там.
Лидер франков Хлодвиг являлся первым королём, который короновался в Реймсе. Состоялось действо в 481 году. По легенде незадолго до коронации произошло диво: с небосвода спустился голубь и держал в клювике кубок, наполненный елеем для помазания монарха на правление.
Святилище начали возводить в 817 году.
Собор просуществовал до XII века, подвергался перестройкам, был уничтожен в пожаре 6 мая 1210 года. В 1211 году приступили к строительству нового храма, а тянулось оно до 1481 года. Отдельными людьми и духовенством были предоставлены деньги на постройку.
Эпопея святилища в Реймсе — жизнь десятков поколений архитекторов, сооружавших храм с большим трудом и вниманием. Памятник был создан французскими архитекторами, художниками и ремесленникам. Он показал всю мощь духа народа Франции.
Архитектура
Концепция собора была разработана Жаном д’Орбе. Согласно плану, собор должен состоять из трехнефной базилики и пересекать её трехнефным трансептом. Именно этому проекту следовали последующие зодчие, Жан де Лу закончил строительство хора и трансепта в 1241 году, заступив после Жана д’Орбе.
Впоследствии строительную деятельность на протяжении 18 лет осуществлял Готье (Гоше) де Реймс, вслед за ним 35 лет — Бернар де Суассон,
который является автором восхитительного окно-роза, находящегося на западном фасаде храма.
Робер де Куси до 1311 года занимался строительством «Галереи Королей» и башен.
Программа предполагала строительство высоких верхних уровней пилонов. Их закончили в 1427 году. А вот шатры над пилонами не удалось установить. По задумке разработчиков, их должны увенчать огромные остроконечные шпили. Проект собора включал пять пилонов, изначально задумано семь.
Невзирая на длительность возведения, труд различных зодчих и многочисленных мастеров, собор удержал гармонию замысла. Множества талантов зодчих объединились как настоящая каменная симфония. Все формы, при взгляде на фасад собора устремляются к вышине.
Конструкция как будто вырастает из почвы, выходя на уровень за уровнем. Масса стрельчатых сводов с крутыми ризалитами и шпилями-пирамидами по всей высоте здания. В момент взлёта, огромные массы святилища лишаются своего веса и святилище в 150 метров длиной с двумя 80-метровыми пилонами резко вырастает к небосводу.
Собор, расположенный в Реймсе – высочайший в пятой республике.
Собор украшен скульптурой. Не случайно его именуют «царством скульптуры». Основной фасад полностью покрыт изваяниями из камня многими тысячами рельефов. Он содержит 2300 фигур ангелов.
«Скульпторы храма добавили своим произведениям некую глубину содержимого, что затмили архитектурный расчёт.
Словно мастера-каменотёсы присматривали в Реймсе окончательного прибежища, и проявить в образах ещё неистраченные душевные силы, предвидя, что не сегодня завтра место высокого искусства займёт или изысканная легкомысленная манерность, либо унылый готический академизм»— написала О.А.Лясковская.
Первоначальный уровень фасада полностью использован тремя внушительными порталами.
Они обвиты стрельчатыми арками. Боковые холлы меньше и ниже основного. Статуя Богоматери стоит у входа в святилище и оберегает посетителей.
Параллельно им есть два входа, которые дают представление о преподобном Сиксту и тематике Страшного суда. Фрагменты статуй великомучеников были исполнены в 1220—1225 годах. На втором уровне основного фасада расположена так называемая «Галерея Королей», в которой находятся скульптурные изображения французских монархов и образы святых.
Насыщены скульптурной резьбой фронтальные фасады, а также контрфорсы, потолок покрыты лепниной.
Кроме того, на крыше множество статуй необыкновенных существ.
Внутри художественная отделка инкрустирует капители колонн.
Своеобразным новаторством оказалась инкрустация колонн растительным орнаментом. Вскоре это новаторство пронесётся по Европе.
Интерьер
К сожалению, до современников не дожила значительная часть интерьера Реймсского собора. Кое-какие скульптуры навеки пропали, а другая часть воссозданный новодел . К нашей радости, часть рельефов от 13 века уцелела. Произведение « Встреча Марии с Елизаветой » находится напротив центрального входа.
«Греческое мгновение готической скульптуры» – так называют её из-за сходства с монументами античной Греции. Как звали творца этих изваяний тоже не известно. По сообщению учёных, им получилось определить , то, что это был первый живописец, фигурирующий в декорировании святилища около 1220 года. Наверное, он был руководителем мастерской и значительные из статуй собора говорят ,о его неистовом и самобытном даровании. Войдя в соборный комплекс, наслаждаемся потрясающим видом. Всю масштабность храма занимают великолепные колоннады, в поднебесье смыкаются стрельчатые своды.
Сквозь бесчисленные окошки в собор попадают лучезарные потоки света и золотые блики от витражей. Потрясающая площадь святилища легко устремляется в глубину.
Огромные форматы обстановки требовали большого инженерного мастерства, дабы удерживать в балансе модель комплекса. Практически строительная «кухня» спрятана от глаз посетителей, так что поражаешься свободной лёгкости каждого элемента собора.
Основной неф собора уходит ввысь на 38 метров, протяжённость – 139 м и ширина 14.6 метра. Так как собор был предназначен для коронования, его доминирующий неф существенно больше, чем у прочих гальских соборов.
Короли Франции и архиепископы Реймса представлены на витражах этого святилища. Все они копии. Больше половины панно средневековья пропало в 18 веке, когда бойцы революционного восстания вломились в храм. Жители пробовали спасти святилище, но были разбиты. В 1914 году лишь один оригинальный витраж сохранился. Но эта самая известная «темно-пурпуровая роза» основного фасада, посвящённая Славе Богоматери, разрушена германскими артиллеристами в Первую мировую войну.
Фигура титана с обезображенным от ненависти лицом стояла в апсиде собора. Как говорят, сия жуткая рожа сподвигла Виктора Гюго на сотворение облика Квазимодо – звонаря собора Парижской Богоматери.
Золотой сосуд для коронаций, датируемый12 веком хранят в соборе. Короли Франции пили из сосуда в момент коронования.
Во время Первой мировой войны, немецкие армии в течение 1914—18 годов систематически и неоднократно подвергали обстрелу святилище из тяжёлых орудий. Порядка 300 снарядов калибра больше 30 мм залетели в него. Храм выдержал, но подвергся множественным повреждениям. Произошло полное уничтожение апсиды, в ряде мест упали стены и разрушились колоссальные скульптуры. Также погибла самая главная статуя – Христос. Мир возмущался данной выходкой вандализма. К сожалению это стало только поводом для повального разрушения памятников культуры пруссаками в ходе Второй мировой войны.
После окончания Второй мировой войны жители Франции стали заботливо реконструировать Реймсский собор, который является важным памятником государственной культуры и истории. Но многие детали были навеки потеряны.
Шедевр готической культуры