Содержание
История
Замок Во — произведение одного человека. Это Никола Фуке — суперинтендант королевских финансов.
Он сам выбирал место, архитекторов, живописцев, садовников. Пять лет понадобилось, чтобы выстроить замок на территории маленького имения, расположенного там, где сходятся две долины.
Чтобы осуществить проект во всем его размахе, были расчищены 500 гектаров территории. Снесены старый замок, деревня Во и два соседних хутора. Здания, парк, каскады — все организовано вокруг оси в полтора километра длиной. Суперинтенданту ничего не казалось слишком огромным, слишком красивым. Работа поглотила значительные средства и это вызывало гнев завистливого короля.
Судьи впоследствии легко обвинили его в том, что он расхитил деньги королевства. Нечестно обогатился. Фуке раздражал короля, тем что при всем своём богатстве и жажде власти он был мастер искусства жить. Его замок был блистательной и роковой демонстрацией этого искусства.
5 февраля 1661 года Фуке арестовали и бросили в тюрьму. Там он просидел до самой смерти. Умер он в 1680 году.
Чтобы воплотить в жизнь свой громадный проект Никола Фуке пригласил художников того поколения: Луи Лево, Шарля Лебрена , Андре Ленотра. Строительство начали в 1656 году. За этот год были возведены стропила и стены. В 1657 году положили кровлю, половые каменные плитки. Чуть позже завершили деревянную обшивку стен. Сентябрь 1658 года был посвящён созданию интерьера Шарлем Лебреном.
Замок был построен на возвышенности. По периметру был проложен ров с водой. Перед замком располагался широкий двор, окаймлённый двумя боковыми террасами. К входу ведут широкие лестницы. От заднего фасада в парк спускается череда террас. Они ведут к садовым партнерам. Лево создал замок о котором мечтали многие-компактная двух анфиладная композиция и ротонда высотой в несколько этажей. В ней находился салон в итальянском стиле.
На первом этаже гостиные были расположены вокруг salon, а не парадной лестницы. Апартаменты суперинтенданта включали прихожую спальню и кабинет. Они были так же предназначены для приёмов.
Жилые комнаты и часовня располагались на втором этаже. В подвале находились кухня, контора, людские и погреб.
Посмотрим в парк с террасы замка. Там открывается великолепный вид.
Мадлен де Саюри писала «Отсюда обнаруживаешь такую огромную и просторную протяжённость самых разных партеров, сколько прекрасных больших аллей, сколько бьющих фонтанов и прекрасных предметов, вдалеке сливающихся в одно, так что почти и не знаешь, что ты видишь».
Благодаря Фуке, который предоставил Центру полную свободу, родился первый «французский парк».
Интерьер
Большая квадратная комната — назначение неясно.
На стене над камином висит портрет Фуке. Стены украшены гобеленами «История Ифигении», вытканные на мануфактуре Фуке. В настоящее время они заменены на гобелены «Истории Дианы». Нижняя обшивка стен и фриз обрамляющий плафон, сохранились со времён строительства замка. Потолки украшены расписными сводами с узорчатыми балками. Между окнами видим мраморный бюст короля. Письменный стол в стиле Мазарини из чёрного дерева, инкрустирован медной сеткой.
Комната муз или комната Фуке.
Название получила по изображению 9 муз, которые украшают свод и плафон. Альков, где изображена Ночь не был завершён.
На плафоне изображена Клио (муза истории). Её ведёт Осторожность, а за ней следует Верность. В углу Талия (муза комедии) и Мельпомена (муза трагедии). Талия держит в руках маску. Цветы и виноградные листья обвиваются вокруг трофеев. Музы сгруппированные по 2 в углах свода окружают четыре рода поэзии, представленные фигурами в технике монохромной живописи. А в сине-золотых медальонах изображены Благородство и Мир.
Королевская прихожая во времена Фуке не была завершена. Она представляет часть королевских апартаментов. Далее герцогом Шуазель-Праленом превращена в библиотеку.
Своды здесь чередуются с декором из позолоченного стукко, обрамлениями и амурами.В медальонах сводов видим Ахилла требующего у Венеры щит, похищенный Амуром. А напротив Диану, раздувающуюся после охоты. Над окнами видим Амура, несущего молнию Юпитера. На противоположной стене Амур с виноградной лозой, преследуемый львом. Пол покрыт великолепным ковром с цветами и орнаментом на синем фоне.
Плафон потолка, написан в технике фрески. Главный кессон окаймляют пары позолоченных белок, которые соединены гирляндой.
Кабинет игр
Кабинет игр — это небольшая комната, светлая и весёлая. На обшивке стен, среди позолоты, предстаёт изобилие амуров, гирлянд, животных. Они выполненные Гужоном по прозвищу Ла Бароньер. Среди мотивов: белка Фуке и башня из герба его супруги Мари-Мадлен де Каспий. Появляются и другие животные: ящерицы, жабы, павлины, бабочки.
Плафон кабинета расписал Шарль Лебрен. Фигура, возлежащая на облаках — это сам образ Сна.
На детали свода изображена белка Фуке и уж, который будто ей угрожает. Этот уж фигурирует в гербе Кольбера, виновника падения Фуке. Эта маленькая тайна так и не была раскрыта.
Гераклова прихожая
Гераклова прихожая — это первая комната апартаментов Фуке. Салон в итальянском стиле. И названа так по росписи плафона и свода, где изображены подвиги Геракла — символ силы. Это откровенный намёк на могущество суперинтенданта.
Плафон работы Шарля Лебрена изображает апофеоз Геракла. Слева на небе видны Юпитер, Юноша и Диана, встречающие на Олимпе Геракла, которого встречает находящаяся справа Победа. Разум под взглядом Славы держит поводья лошади.
Эта тема проходит на деревянных стеновых панелях. Украшавшее стены панно «История Клитемнестры» пропала. На стене полотно «Осада Фрибура», заказанное Жан Батисту Мартену маршалом де Вилларом. Также на боковых панелях изображены 4 подвига Геракла, а остальные представлены в медальонах свода.
Королевская спальня
Выполнена в стиле барокко, с богато украшенным потолком и картинами. Спальня достойна своего предназначения и предвещает убранство Версальского дворца.
В центре потолка «Торжество Истины, поддержанной Временем». В боковых сводах «Изобилие», в нижней Меркурий или Бдительность. По сторонам «Юпитер или Могущество» и «Марс или Доблесть». По углам в медальонах изображены Леда, Диана, Парки и сражающиеся всадники».
В сводах расположены крылатые фигуры и амуры из стукко работы Жирардона и Лежандра.
Но король в Во так ни разу и не ночевал в этой спальне.
Апартаменты Вилларов
Кабинет герцогини де Виллар — это комната бывший королевский кабинет. Ее не успели завершить. Здесь не хватает росписи. Здесь находится бронзовый бюст де Виллара и портрет Людовика XV, при котором Виллар был коннетаблем. Также видим портрет Марии-Анжелики де Варанжвиль работы Шарля Куапеля и удивительную картину «Посещение Во королевой Марией Лещинской в 1728 году». Это единственное полотно, изображающее Во ле Виконт.
Роспись плафона выполнил Жан Котель.
В XIX веке замок был довольно запущен. Герцог Шарль де Прален произвел обновление . Он обратился к архитектору Луи Висконти и в 1834-1836 годах Висконти расписал круглый потолок ванной, вдохновляясь росписями XVII века.
Спальня маршала де Виллара — он занимал её когда бывал в замке. Кровать с балдахином в алькове с колоннами покрыта гобеленом.
Маршал де Виллар заказал свой портрет художнику короля Людовика XIV.
Прихожую маршала де Виллара украшает портрет, выполненный Шарлем Куапелем. Гирлянды сплетаются с амурами, очаровательный Аполлон слушает совершенные аккорды лютни, на которой играет молодая женщина.
Кабинет маршала примыкает к спальне. На стене мы видим медальон с изображением Людовика XIV. По бокам справа бюст маршала де Тюренн работы Антуана Куазево, слева принца Конде. В ящиках шкафа до сегодняшнего дня хранится архив маршала де Виллара.
Столовая
Фуке показал себя новатором создав у себя в замке столовую. Она дополнена буфетной, комнатой со сводчатым потолком. Расположена позади арки, где сохраняли горячими блюда, доставленные с кухни. Над аркой изображены цветы и фрукты вместе с военными и охотничьими трофеями. Над дверьми расположены 6 медальонов на которых изображена история Ио, преследуемой ревнивой ненавистью Юноны.
Центральный плафон столовой состоит из 9 отделений — произведение Шарля Перена «Мир приводящий к Изобилия». Картина окружена изображениями времён года и 4 стихий (огонь вода земля воздух)
В столовой мы вновь видим белку Фуке и башню с тремя зубцами Мари-Мадлен де Кастий на фоне арабесок в стиле лоджий Рафаэля.
Кессон потолка столовой и «Сидящий старик» Шарля Лебрена.
Спальня Фуке
Спальня Фуке — находится на втором этаже. Только она сохранила свой интерьер. В этой комнате он спал перед своим арестом. Ковры на стенах воспроизводят «Месяцы» Луки Лейденского. Оригиналы, заказанные Фуке, были конфискованы Людовиком XIV в 1789 году и распущены ради золотых и серебряных нитей. Но во второй половине XVIII века их скопировали на мануфактуре Гобеленов. Сегодня эти копии и украшают спальню. Отсюда в углах пяти ковров изображены гербы графа Тулузского, сына Людовика XIV, и его жены Марии де Ноай.
Плафон алькова сделан в жанре обманки, которая имитирует кессонный купол, с изображениями Зари и Сумерек по обе стороны.
Также на плафоне потолка видим роспись «Аполлон — несущий свет миру» — это образ отождествляемый с Фуке и уже использованный в первом этаже. Вокруг центрального плафона 4 мифологических сцены: «Диана и Актеон» «Диана и нимфа Калипсо» «Аполлон и Марий» «Аполлон и змей Питон». В четырёх медальонах изображены Юпитер Юноша Нептун и Кипела.
Кабинет госпожи Фуке
Кабинет госпожи Фуке — изначальный декор этой комнаты не сохранился.
На картине, которую мы видим на стене Шарль Лебрен изобразил аллегорию супружеской верности.
Уборная и спальня Людовика XV
Спальня Людовика XV — представлен стиль XVIII века.
Маршал де Вилар изменил предназначение комнат. Бывшую спальню госпожи Фуке разгородили на две и получилась спальня и уборная.
Кухни
Здесь использовались камины с вертелом, печи и плиты для готовки на углях. Также в качестве погреба для вина, фруктов, варений, людская для слуг. Освещались через высоко расположенные окна.
Пристройки
Пристройки — образуют 2 симметричные группы. Это жилье для прислуги, конюшни, амбары, мастерские.
Отдельно хочется выделить ограду, которая закрывает вход в замок. Она состоит из множества сдвоенных «античных» бюстов, находящихся на высоких столбах. Их создал скульптор Матье Леспаньяндель. В замке очень много железных украшений: входные ворота, лестничные пролеты, ограды … Чтобы выполнять эти работы в Менси открыли кузнецы. В те времена это были новаторские идеи. До середины XVIIвека ворота и стены, окружающие замок, были каменные.
Парк
Работы по благоустройству начались примерно в 1641 году. . Именно Ленотру мы обязаны гармонией партеров и фонтанов. Они постепенно друг за другом открываются нашему взгляду.
Территория была ровной и надо было придумать нечто интересное и оригинальное.
Парк задуман на нескольких уровнях, которые создают необычное зрительное восприятие.
Фонтаны в парке это одно из зрелищ, которое захватывает дух.
Грот
Далее над ним идет балюстрада со скульптурами и в конце фигура Геракла
Как добраться
Лучше всего воспользоваться услугами турагентства. Так как Замок Во расположен в 50 км от Парижа. Либо можно добраться на поезде, который ходит каждые полчаса с Лионского вокзала. В выходные дни до Замка отправляется регулярный автобус.
Очень интересный и ярко наполненный сайт. Классные картинки. Как будто побывала там наяву. Жду новых публикаций. Спасибо