С конца 1564 г. зодчий Пьер Леско возводил Лувр, а с западной стороны от королевского дворца, зодчий Филибе Делорм приступил к строительству особняка для Екатерины Медичи, матушки короля Карла IX. Дворец возводился на территории бывших старых черепичных цехов, находившихся на левом побережье Сены. Для постройки современного дворца из сих цехов были взяты материалы, транспортировавшиеся с помощью специального парома.
Тюильри, как называют новую резиденцию королевы-матери во Франции, дано в честь галльского слова Tuileries — черепица. После окончания строительства дворца, люди говорили о его размерах и великолепии как об «одном из самых больших и прекрасных сооружений на планете».
В центре Дворец построен в стиле готики. Король Генрих IV соорудил с двух сторон по одному флигельку, а Людовик XIV присоединил к ним ещё несколько. Таким образом, во дворце можно встретить различные архитектурные направления и стили. При этом он был очень роскошным и богатым.
Позже в Тюильри из королевской династии проживали Людовик XV в молодые годы и Людовик XVI в период Великой французской революции.
20 июня 1792 г. в замок вломилась куча мятежников и долгое время истязала короля. В конце концов, они вынудили его натянуть красный фригийский колпак. Во время заключения королевской семьи в Тампль, в Тюильри расположился Конвент.
Конвент
Помещение Конвента возведено в 1793 г. по проекту архитектора Ж.П Жизара. Это помещение перестроено из театрального зала, что обусловило его пространственную композицию.Она основывалась на необычном единении огромного неразделенного пространства с отсутствием выступов и галерей, и группой проходов, заполненных ложами. Створы в помещении Конвента разнообразны по форме: прямоугольные и полуциркульные. Они соответствовали прямоугольной форме Зала, а также кругу амфитеатра с линиями кресел. В 1810 г. помещение Конвента вновь реконструировали в холл для проведения театральных постановок.
В начале февраля 1800 г. во дворце останавливался Наполеон. Вплоть до конца 1870 г. дворец являлся резиденцией главы государства.
Демонтаж дворца и размещение парка
После пожара в мае 1871 г., Тюильри предстал перед глазами в руинах. От былого великолепия ничего не осталось. Так он простоял до 1884 г. Затем его основное здание демонтировали и создали великолепный живописный парк. При жизни Екатериной Медичи, министром финансов Ж.Б. Кольбером и зодчим А. Ленотром разработан план парка в Тюильри.
На всем промежутке с востока на запад парк охватывали пара террас. В прошлом, на правой части террасы располагались детские площадки, предназначенные для развлечения королевских чад. Одна из террас построена гораздо позднее, ранее принадлежала бенедиктинскому монастырю. В период революционных событий тут размещался клуб якобинцев, а рядом с ним находился манеж. В нем во время самых кровавых лет Первой Республики работало Национальное собрание.
До демонтажа дворцового комплекса Сад Тюильри являлся парком при дворце, который обосабливал ансамбль Лувра от Парижа. В 1871 г. после пожарища, парк переходит в общественное пользование. Его центральная аллея оказалась продлением Елисейских полей, ведет к Лувру.
В настоящее время пара террас, упоминавшихся ранее, соединяются у площади Согласия, образуя промеж себя просторный проход на площадь, убранный изящной эстетической решеткой, которая выглядит очень красиво с особым шиком.
Скульптурные группы
В конце Елисейских полей на выступах террас установлены великолепнейшие конные группы. На краю террасы, охватывающей весь сад, находятся мраморные статуи и вазы. Их разделяют померанцевые деревья.
Низ террас декорирован скульптурами из бронзы. Далее круглый водоем украшенный фонтаном. В нем курсировали изумительной красоты пара лебедей. Со всех сторон водоема благоухали цветники, за ними еще бассейны. Далее находилась замечательная каштановая роща, где постоянно царила прохлада. Рощица окружена статуями, изображающими Аполлона и муз.
Территория сада Тюильри в западной его части грамотно спланирована, на востоке территория имеет абсолютно иной ландшафт. В саду множество живописных зеленых насаждений, богат изваяниями с изображениями различных персонажей мифологии и искусства. Это такие произведения как: «Венера с голубкой», «Прометей» и «Фидий», «Лев со змеями» и др.
На вратах сада некогда красовались прекрасные конные композиции из бронзы, созданные Лисиппом. Они в те далекие времена являлись частью ансамбля, украшавшего собор Святого Марка в Венеции. В прежние времена у центрального входа , можно было наблюдать двух вооруженных всадников с палашами, внушавшим некоторый ужас.
Над порталом в парк выделялись крупные бронзовые термины: Liberty, Egalite, Fraternite (Свобода, Равенство, Братство). После того как Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором, они были демонтированы.
Райский уголок
На протяжении многих лет сад Тюильри является излюбленным местом досуга парижан. Он от зари до зари наполнен людьми. Для ценителей искусства тут находится множество замечательных скульптурных композиций и произведений, созданных в разные периоды времени, как французскими, так и зарубежными зодчими. Все это богатство распределено по всему саду, даже в уединённых его уголках. Находясь в другом государстве, шедевры передали бы в большой и интересный музей, но в Париже они находятся на открытом воздухе.
За пределами сада Тюильри отсутствуют строения, в саду светло, атмосфера свежа и прозрачна, от Сены исходит свежесть и тепло. Около бассейнов детишки развлекают себя игрой в кораблики, а взрослые отдыхают читая книги или рисуя за мольбертами.