Выходящие окнами на Южный партер, Большие покои Королевы расположены симметрично Большим покоям короля. В противоположность государю, который с правления Людовика XIV оставил Большие покои, королева продолжала занимать свои. Этим объясняется многократное изменение декора на протяжении XVIII века. После смерти Марии-Терезии в 1683 году, их занимали по очереди Дофины Мария-Кристина Баварская и Мария-Аделаида Савойская. Затем две королевы Мария Лещинская (с 1725 по 1768 гг.) и Мария Антуанетта ( с 1770г., когда она была еще Дофиной, и по 1789г.). Покои насчитывают четыре зала. Визит покоев сегодня начинается от спальни к залу Караула. Это в обратном направлении их использования во времена Старого режима.
Спальня Королевы
Спальня является главной комнатой покоев. Там королева проводила свое основное время. Здесь она не только спала и проводила вечера в обществе короля. Она давала по утрам личные аудиенции в течение и после своего Туалета, который был регламентирован этикетом как и Утренний подъем короля.
Мебель спальни была восстановлена в 1980 годах по документам эпохи. Сегодняшнее состояние спальни близко ко времени Марии-Антуанетты.
Здесь же проходили роды при публике: девятнадцать «Детей Франции» появлялись на свет в этой спальне. Внутреннее убранство сохраняет воспоминания о трех королевах, занимавших ее. Разделенный потолок дошел до нас со времени Марии-Терезии. Картины Буше в серых тонах были написаны для Марии Лещинской, как и деревянная обшивка стен. Все эти элементы сохранились при Марии-Антуанетте, для которой мебель и камин были доставлены новые.
Мария-Антуанетта, играющая на арфе в своей Версальской спальне.Жан-Батист Готье-Даготи.
Во времена взятия замка бунтовщиками, 6 октября 1789 года, Марие-Антуанетте удалось от них укрыться через одну из двух потайных дверей в глубине алькова. Они вели во внутренние кабинеты Королевы. Это двенадцать маленьких комнат, предназначенных для ее частной жизни и прислуги. Во время революции замок не разграбили. Его мебель распродали на аукционах, длившихся целый год. Некоторые вещи нашли, такие как каминный экран или стоящий слева от кровати столик для драгоценных украшений работы мастера Швердфегера, другие же заменили на похожие. Это стулья,частично доставленные для графини Прованской, золовки королевы, и частично для визита короля Швеции Густава III. Что касается тканей, обтягивающих кровать и стены, то их выткали в Лионе по образцам сохранившихся оригиналов. Кровать и балюстраду восстановили по документам эпохи.
Стены спальни обтянуты в стиле «летней меблировки». Она сохранилась с той роковой ночи на 6 октября 1789 года, когда королевская семья и королевский двор навсегда покинули Версаль.
Дворянский салон
При Марии-Терезии этот салон был приемной. Мария Лещинская давала здесь свои официальные аудиенции, сидя под балдахином.Там же она держала свой кружок. Так называли установленное время разговора с придворными дамами.
Фриза в рельефе на изгибах свода:крылатые ангелы, держащие Счетные книги.
Мария-Антуанетта распорядилась полностью переделать внутреннее убранство, сохранив плафонную роспись. Стены для нее были обтянуты бледно-зеленой дамасской тканью, обшитой широким золотым бордюром. Была доставлена новая мебель, одновременно необычайно современная и изысканная.
Голова Меркурия из позолоченного искусственного мрамора- деталь плафона.
Для величественных комодов и угловых шкафов, предназначенных для этого салона, любимый краснодеревщик королевы Ризнер, уступил последней английской моде.
Портрет Людовика XV в костюме монарха, вытканный Козеттом по картине Л.-М.Ван Лоо, находился уже на этом месте при жизни Марии-Антуанетты.
Он поменял обычную цветочную инкрустацию на большую однообразную из красного дерева, в то время как позолоченная бронза и верхние плитки из синего с белым прожилками мрамора этого величественного ансамбля сочетались с декором нового камина.
Салон большого столового прибора
В этой приемной королевы проходили ужины в присутствии придворных, притягивающие своим пышным ритуалом множество посетителей. Только королевская семья могла сесть за стол, и перед ними располагались герцогини, принцессы или высшие сановники, имеющие привилегию сидеть на табурете, затем стояли уже другие дамы и особы, которые по их рангу, или с разрешения привратника смогли войти.
Мадам Элизабет, тетка Людовика XVI. Аделаида Лабиль-Гиар.
Людовик XIV принуждал себя к этому представлению почти каждый вечер. Людовик XV часто им предпочитал ужин в интимной обстановке. Что касается Людовика XVI и Марии-Антуанетты, то свидетель того времени рассказывает, что
«Королева садилась по левую руку от Короля. Они сидели спиной к камину … Король ел с большим аппетитом, а Королева, не снимала перчаток, и не разворачивала свою салфетку, в чем была ее большая ошибка».
Желая избавиться от скуки, Мария-Антуанетта потребовала, чтобы в этом Салоне всегда была музыка, для чего там была обустроена ложе для музыкантов.
Мария-Антуанетта со своими детьми (Мадам Руайль, Первый дофин,умерший в 1789 году, и герцог Нормандский,будущий Людовик XVII).
Зал Караула
Поднявшись по лестнице Королевы, называемой так же «мраморной лестницей», попадали в Большие покои Королевы, проходя через зал Караула,где день и ночь двенадцать охранников несли службу при королеве. В Версале только король, королева и дофин (наследник престола) могли иметь личную охрану, состоящую из солдат, принадлежащих к элитному подразделению четырех рот охранников короля. Им был предназначен следующий большой зал, называемый сегодня «залом Коронования», служивший караульным помещением.
Инструкция для часовых на посту у апартаментов Королевы
Часовому Караула Королевы предписано не пропускать ни священника, ни монаха, которых он лично не знает, без записки Капитана, даже если такая записка имеется, не пропускать их во время «большого прибора», если об этом нет особого распоряжения. Не пропускать никакой другой неизвестной особы болезненного вида или со свежими следами оспы на лице. Не оставлять в Зале других носилок, кроме носилок Королевской семьи и Принцев крови. Не допускать присутствия здесь никаких слуг в ливреях. Слуги Принцев и Принцесс крови,Почетных кавалеров,Почетных Фрейлин,Дам, ведающих туалетами, и Капеллана Королевы должны пройти в приемную. Часовой должен пропустить только по одному слуге Кардиналов и Министров.
Зал Караула Королевы — это единственный зал из всей анфилады, сохранивший свой декор XVII века. Королева никогда там не задерживалась и не было необходимости его модернизировать. Поэтому и сейчас там видны мраморные панели, характерные первоначальному состоянию Больших апартаментов, а также картины, перенесенные
Жертвоприношение Юпитеру. Ноэль Куапель.
сюда в 1680 году из Салона Юпитера, ставшего Салоном Войны.
Граф Д‘Эзек, воспоминания придворного пажа Людовика XVI:
«Служба личной охраны Короля состояла в том, чтобы охранять входные двери королевских покоев. При появлении принцев крови они должны были взять на караул, присутствовать на мессе в часовне и эскортом сопровождать королевскую семью на обеды и ужины. Они должны были узнавать в лицо герцогов и пэров, поскольку при их появлении, полагалось взять под караул и дважды пристукнуть правым каблуком. Кроме этого, охране вменялось в обязанность открывать двери или никого не впускать.Однако чувствовалось, что сама охрана была совсем не прочь отлынивать от своих обязанностей».
https://youtu.be/cidKm3qcxBo