Созданием Версаля мы обязаны Людовику XIV. Расположенные на оптимальном расстоянии от Парижа, опасного народными волнениями, Версальский владения давали прекрасную возможность для строительства: таким образом, Король получал возможность осуществить свою мечту и окружить себя придворными, что не могла позволить ни одна из расположенных в окрестностях резиденций.
Именно он придал Версалю его масштаб и определил его судьбу. С 1682 по 1789 гг. Версаль становится резиденцией и символом абсолютной монархии, воплощая волю и идею Короля-Солнце, отражая его концепцию королевской власти.
Содержание
Резиденция королевской власти
В Версале Людовик XIV являлся в равной степени хозяином своего дома и своего королевства, которым он управляет через посредников, обязанных ему всем. Устраненные от государственных дел высокопоставленные особы и аристократы практически теряют свое могущество. Они испытывают необходимость появляться при Дворе. Здесь Король источает милости: награды, титулы,пенсии…Сам он должен доминировать, власть и проявление власти для него не различаются. Его резиденция должна быть самой большой и самой красивой, всем своим декором символизировать величие и славу монарха.
Количество слуг в Королевском Доме должно быть наибольшим. В разные дни здесь могли находиться от 3000 до 10000 человек.
Другая особенность Версаля — парки, внутренние покои замка открыты для свободного доступа.
Пятьдесят лет строительства
Когда в 1661 г. Людовик XIV приезжает в старое имение отца отдохнуть и развлечься, а для удобства приказывает переоборудовать замок, он сам вряд ли представляет, что эти малые постройки со временем станут центром огромного архитектурного ансамбля.
В его молодые годы сады Версаля, переданные в ведение Ленотру, становятся сценой праздненств, роскошь и великолепие которых заставят в скором времени заговорить о Версале по всей Европе.Решение о первой реконструкции и расширении замка Король принимает сразу после Большого дивертисмента 1668 года. Архитекторы Лево и Д»Орбэ возводят вокруг старого замка три корпуса, обращенные фасадами в парк. Новые каменные здания — в модном в то время стиле римского барокко- настолько контрастируют с построенным из кирпича, камня и шифера замком эпохи Людовика XIII, что создается впечатление о двух совершенно различных замках, построенных один в другом.
Первый королевский художник Лебрен выполняет эскизы всего внутреннего убранства Больших королевских покоев, а также скульптурного оформления фонтанов, радужные брызги которых оживляют партеры , аллеи и боскеты парка. Повсюду царит Бог Солнца — Аполлон, в котором Король узнает себя.
В 1677 году Людовик XIV официально объявляет о переезде Двора и Правительства в Версаль. И тогда начинается огромное строительство, которое в 1682 году, в момент фактического переезда, весьма далеко от своего завершения.
Под руководством Ж.Ардуэн-Мансара , застроенные площади в пять раз превосходят первоначальные. Галерея Зеркал заменяет центральную террасу на втором этаже. Постоянно ведутся работы по переоборудованию интерьеров, поражают своим размахом проекты водоснабжения. Но войны временно прекращают осуществление проектов. Часовню завершили в 1710 году. Этот труд увенчался строительством ансамбля, в котором все подчинено одной идее- доминировать.
Внешне ничто не изменилось
Смерть Людовика XIV (1715 год) не привела к исчезновению всей этой «механики». Становится атрибутом королевской власти. Людовик XV завершает детище своего прадеда, украшая в величественном духе Салон Геркулеса, бассейн Нептуна и Оперу.
Удобно расположенные в укромных уголках дворца , малые апартаменты и внутренние кабинеты завоевывают все большую площадь.
С революции до наших дней
Революция опустошает Дворец. Замок реставрирует сначала Наполеон I, затем короли Людовик XVIII и Карл X. Но ни один из них больше не осмеливается устраивать там резиденцию. Тогда не ясно, что делать с замком? Король Луи-Филипп спасает Версаль. Он трансформирует его в музей, посвященный «всем славным победам Франции». В 1837 году открываются Исторические галереи, рассказывающие об истории Франции.
Спустя 300 лет со своего основания Версальские владения по прежнему находятся в ряду самых значительных. Это три дворца, сад,парк с постройками раскинулись на 800 гектарах.