Содержание
Santa Maria in Aracoeli
Храм Божьей Матери «Жертвенник Небесный», известный также как Санта-Мария ин Арачели, возвышается на самом пике Капитолийских холмов, обрамлённый величественными колоннами и величественными аркадами. Его откровенно романтическая архитектура сочетает в себе элементы готики и ренессанса. Недаром он считается одним из духовных сердцевин Рима. Легенды гласят, что император Август, воодушевлённый пророчеством Сивиллы о появлении на свет Христа, воздвиг там алтарь во славу «Первенца Божьего».
Церковь Santa Maria in Aracoeli возвели на руинах этого древнего храма, став значимым духовным центром для жителей Рима. В Средние века она место заседаний римского сената.
«Капитолийский собор» получил широкую известность своими древними святынями, могилами, фресками, позолоченным сводом, античными предметами интерьера. Первоначально он принадлежал греческим монахам. В 883 г. перешёл в ведение Отцов-бенедиктинцев, в 1250 г. передан францисканцам.
Лестница к храму
К центральному входу поднимается лестничный пролёт из 124 ступеней. Возведён в 1348 году в знак благодарности Богоматери за избавление города от страшной эпидемии чумы. Торжественное открытие лестницы состоялось под руководством Кола ди Риенцо. Сегодня с неё открывается живописная панорама на город. В конце лестницы возвышается фасад романской школы, изготовленный из обожжённого кирпича с остатками мозаики конца XIII в.
Внутреннее убранство храма
Проходим через боковую дверь, со стороны Капитолийской площади. Над дверью видим очаровательную мозаику XIII века. На ней изображены Богородица с младенцем и два ангела. В нефе расположены 22 колонны, изготовленные из различных материалов, заимствованных из древних языческих храмов. Потолок XVI в., декорированный золотыми кессонами, создан в ознаменование триумфа Маркантония Колонны. Он в 1571 г., возглавляя христианский флот, одержал верх над турецкими войсками в знаменитой битве при Лепанто.
Главный алтарь и иконы
Икона «Мадонна Жертвенник Небесный», расположенная в главном алтаре. Представляет собой интересный образец византийских мастеров, приписываемый кисти святого Луки. Однако на самом деле, это деревянная живопись, датируемая различными исследователями периодом между VI и XI веками.
Икона Божьей Матери, хранящаяся здесь, известна своими чудесами. Она привлекает тысячи паломников, стремящихся получить утешение и благословение. Лунный свет проникает через витражи, играя красками на мраморном полу, создавая атмосферу священного покоя. Каждый уголок этого храма пропитан историей, которая шепчет о муке и радости, о надежде и вере, соприкосновении людей с Божественным.
Амвоны, роскошно декорированные и расположенные в середине нефа, созданы Лоренцо Космати и его сыном Якопо, чья подпись видна на правом амвоне XII в.
Часовни и престолы
В левом крыле трансепта видим восьмиугольную капеллу, посвящённую святой Елене. Здесь обозначено место, где располагается алтарь «августейшей легенды». Под алтарём святой Елены, на глубине около 15 сантиметров ниже современного уровня пола, расположен мраморный престол. Он декорирован скульптурными композициями и мозаиками работы Космати (XII в.).
Они изображают сцены легенды. Изящную статую, изображающую святую Елену, выполнил современный скульптор Андреа Мартини (1972).
Эта церковь остаётся важной частью культурного наследия Рима и привлекает множество паломников и туристов со всего мира.