Хрустальный дворец или Всемирная выставка в Лондоне 1851 года

Хрустальный дворец

Наиболее красивые комплексы и сооружения возводились в столице Великобритании за время царствования королевы Виктории (1837—1901). Она  расширила границы города, украсила побережья Темзы.  Стала первой королевой, организовавшей в Лондоне всемирную выставку 1851 года.

Хрустальный дворец

Для этого в 1851г. возведён Хрустальный дворец. Ранее подобная идея создания экспозиции,  демонстрировавшей творческий потенциал человечества в различных сферах  промышленности, финансовой, культурной и религиозной деятельности, витала в атмосфере и вдохновляла разум умнейших людей Европы.

Фантазии парижан

Такую мысль выдвигали французы в конце XVIII в. Они сделали это настолько неуверенно ( несвоевременно), что она  осталась исключительно фантазиями. В 1833 г. французы снова изъявили желание организовать в Париже общеевропейскую  или « мировую» выставку. В 1840 году  инициатива повторилась в третий раз.  Планы не претворились в жизнь. Большая часть коммерсантов, остерегаясь соперничества, высказывались против основной концепции выставки — « независимой и публичной для всех экспозиции».

Лондонское предложение

В середине XIX века стало ясно, что настала пора для проведения всемирной выставки. Британский принц Альберт выдвинул предложение о проведении первой выставки в Англии. Возможность проведения её обуславливалась решимостью и упорством британских коммерсантов. В тот период  наблюдался значительный рост торгово-экономического потенциала и технического оснащения. В  производстве и в качестве Англия не имела себе равных. Такой фактор позволил крупным промышленникам из этой страны принять решение о честной конкуренции с коммерсантами из иных стран.

Хрустальный дворец

Общество искусств, основанное в 1754 г. с миссией поддержки эстетических ценностей и торговли, сыграло титаническую роль в организации выставки. Выполнение поставленной цели было воистину грандиозным. Необходимо разместить в одном помещении изделия, созданные в различных отраслях индустрии и искусства различных стран.

Для реализации этой миссии требовалось помещение, ставшее впоследствии главным объектом внимания. В центре Лондона, в Гайд- парке, возвели «Хрустальный дворец», который стал известен всему миру.

Хрустальный дворец

Параметры

Он родился за 6 месяцев ( по другим данным — за 17 недель). Его можно описать как большое, размещённое на террасах трёхнефное сооружение, состоящее из сетчатого металлического каркаса и стекла. Здание имеет длину в 564 м, а ширина составляет 125 м. Дворец занимал площадь под крышей в 100000 кв. м.

Хрустальный дворец

Стилевое решение

Ни одна другая страна не могла позволить себе это. В Париже вся эта экспозиция была бы размещена в небольшом помещении с каменными стенами и размерами, которые не соответствовали бы размаху задуманного мероприятия.

Стилевое решение «стекло и металл»,  созданное при строительстве Хрустального дворца, не предполагало аналогов в прочих странах, что делало его совершенно чуждым для архитектурных и художественных мастерских.

Хрустальный дворец

Всего представлено 245 различных моделей будущего здания, которые были предложены комитету по организации создания выставки. Аудитория и мастера осознавали, что традиционные материалы не подходят для разрешения необычной миссии. Вот тут и появился Джозеф Пакстон со своей идеей создания архитектуры, которая будет состоять исключительно из железа и стекла. В Европе все в шоковом состоянии. Высказывали своё негодование , что  Пакстон- не художник и не зодчий, а простой садовник- на смену великолепного дворца намеривается возвести » стеклянный колпак» или » оранжерею»… Данное невозможно дозволить какому-то невежде, ведь имеются заслуженные мастера и подлинное искусство.

Хрустальный дворец

В самом деле, дворец был похож на оранжерею. Понимание того, что для выращивания чужеземных пальм необходимо возведение громадных павильонов, позволило Пакстону найти очевидную и уникальную альтернативу.

Хрустальный дворец

Необычное помещение возведено точно так, как того хотел «некий садовник» и встретило восторженный приём у публики. Он стал ярким примером движущей силы обитателей туманного Альбиона к солнцу. Вся конструкция — это дизайнерское решение, пронизанное каскадом ярких солнечных дорожек.

Хрустальный дворец

Первым сооружением, предусматривающим подобные часто встречающиеся сегодня унифицированные элементы,  явился Хрустальный дворец. Он состоял из равного количества секций, которые сложены из трёх тысяч триста чугунных колонн постоянной толщины, 300000 единых стеклянных листов  с функциональными деревянными рамами и металлическими балками. Внутренние перегородки отсутствовали, и всё убранство дворца можно описать как единый большой холл.

Хрустальный дворец

Зодчий весьма трепетно относился к рощам Гайд-парка.  Деревья запрещены к вырубке со стороны парламента: пара вековых вязов, росшие в парке, стали крышей над дворцом. Как отметил один из  талантливейших русских мыслителей и публицистов А. С. Хомяков, выставка является примером того, как нужно относиться к тому, что уже выросло.

Хрустальный дворец

Участие России

В организационных мероприятиях Россия приняла самое живое участие. Она активно поддерживала современный проект и помогала в  реализации. Для России сложилось не всё удачно: вследствие ужасной непогоды и льда, груз, отправленный в Англию морем, прибыл с задержкой. Считалось, что Россия потерпит поражение на фоне замечательных британских станков, оборудования для судоходства и иных видов техники.

Хрустальный дворец

В целом, экспозиция России  иллюстрировала большой успех. В тот период Россия не производила впечатления достижениями в области техники, поэтому организаторы решили показать все преимущества культурных традиций и искусства, объединив вместе продукцию металлургических предприятий и продукты сельскохозяйственного назначения.

Хрустальный дворец

На выставке  представлено большое количество ювелирных изделий и драгоценных камней. Вниманию посетителей была представлена диадема, состоящая из трёх тысяч драгоценных камней. Принадлежала российскому монарху.
Напротив размещалась семейные реликвии, принадлежащие графу Демидову, рубины графини Воронцовой-Дашковой. Потрясающий эффект возымели большие помпезные двери, вырезанные из целого малахита.

Хрустальный дворец. Малахитовые двери

Писателями «Обзорной статьи» Лондонской всемирной выставки было написано : « Переход от маленькой брошки с малахитовым камнем для украшения к огромным дверям, казался немыслимым: они не могли поверить, что  двери выполнены из того же материала, что и ювелирное изделие».

Высоко оценивалась русская утварь, ковры, изделия из уральской платины и меха. Кармин, белила, баюкан, и другие краски из Ржева были отмечены на выставке наградой.

Хрустальный дворец

В истории России Хрустальный дворец  связан с литературной и политической мыслью. Во дворце побывал Н. Г. Чернышевский в 1859 г.

Хрустальный дворец

В тот период помещение становилось слишком большим для многолюдного лондонского центра, и было разобрано.
Его заново собрали в предместье Лондона, в городе Сайденхем.

Хрустальный дворец является прототипом  крупного комплекса, где проживала коммуна грядущего в 4-ом сне Веры Павловны из произведения « Что делать? ». Русский писатель, обладающий необыкновенной способностью к предвидению, поменял в романе традиционные материалы в виде железа и чугуна в конструкции дворца на алюминий – металл, который в то время являлся ценнее золота.

В тот период времени не располагали возможностью производить  крупными объёмами и использовали его исключительно  в ювелирных изделиях.

Демонтаж

Хрустальный дворец является сказкой современного искусства. По словам великого Корбюзье, он не в силах отвести глаз от этого торжествующего гармонического единства.  Сборка Хрустального дворца в Сайденхемском парке  претерпела  изменения.

Хрустальный дворец

Его расположение являлось очень живописным, он находился к югу от Лондонского моста, стоял на высочайшем месте в округе. Потрясающий и великолепный вид разворачивался с этого места на панораму города и его окрестности.

Элементы павильона,исключая деревянную часть западного фасада, монтированы из металла и стекла. В новом дворце центральный свод был высотой 53 метра,  общая длина дворца составляла 480 метров. 3500 прекрасных колонн  расположены в нём. В Сайденхеме Хрустальный дворец являлся в наибольшей степени популярным и увлекательным местом для загородных гуляний. Сад и дворец наполнены массой достопримечательностей, что  особенно ценно.

Залы дворца

Помпейский дом

В Помпейском доме в оттисках с археологических изысканий отображался разный антураж помещений, уничтоженный во время извержения Везувия. Основным объектом помпейского дома являлся закрытый двор.

Это помещение представляет четырёхугольник, взятый в кольцо внутренними фасадами. В центре плафона оставлен световой колодец. Он- окно, через которое проникал дневной свет и освещал двор. Сквозь него в дом поступала вода, которая сливалась в специализированное углубление, названное имплювий. По  трубопроводам вода перемещалась в различные помещения дома, предназначенные для хозяйственных нужд — кухню, ванную комнату и т.д.

Китайская хижина

Попадая в Китайскую хижину, зрители могли наблюдать за водопадом Виктория, который находится на реке Замбези.

Хрустальный дворец. Китайская экспозиция

У посетителей Этнографического музея был неподдельный восторг при виде сцен и образов,изображающих жизнь туземцев Африки, Азии и Австралии.

Римский зал

Стены и потолок Римского Зала построены по образцу стен и потолка легендарного Колизея. В зале возвышались копии с римских скульптур. Экспозиция, расположенная во дворе Римского Зала, первоначально казалась странной, затем вызвала неподдельный интерес у посетителей. Здесь представлены изделия из Новой Зеландии. Это обелиск с изображением того количества золота, которое колония получила до 1900 г.

Египетский и греческий залы

В здании размещались Египетский и Греческий залы, зал мавританского дворца Альгамбры со львиными вратами, Аквариум, Зоопарк и Оранжерея.

Хрустальный дворец. Египетский зал

Две террасы, расположенные на территории , — Нижняя и Верхняя, — ведут в сад.

На верхней террасе находятся скульптурные группы. В середине её стоит скульптура создателя дворца Джозефа Пакстона. Ко всеобщему удовольствию детей, на террасе соорудили забавную железную дорогу.
Нижняя часть террасы занята палисадниками и фонтанами итальянского стиля, которые били ввысь на 27 м. Искусственный водопад основного резервуара выбрасывал каскад воды на 45 м. По четвергам и  субботам в тёмное время организовывали фейерверк.

От главной аллеи, которая в длину достигала 810 м, организованы площадки для забав и занятий спортом, развлечения, такие как «русские горки».

Наиболее любопытное тут — это острова, выступающие в качестве настоящего музея истории Земли. В нём представлялось всё прошлое её существования.
В умело организованных геологических слоях располагались разнообразные древнейшие гиганты начиная от пресмыкающихся второй эпохи до мегатерия третьей.

Посмотрев на панораму, открывающуюся из окон дворца с высоты башни, увидим огромную территориюи и изумительный пейзаж. Он захватывает практически целиком бассейн реки Темзы до лесов графства Эссекс.

Эпилог

Хрустальный дворец

С сожалением можно сказать о том, что Хрустальный дворец больше не красит город дождей и пригород. В ноябре 1936 г. он полностью уничтожен пожарищем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: