Содержание
Хэмптон-корт и кардинал Уолси
Первым хозяином этого дворца являлся кардинал Уолси, архиепископ Йоркский, который начал его строительство в начале XVI века.
Уолси непродолжительное время блаженствовал в загородном доме, расположенном на побережье Темзы.
Дворец роскошью и изяществом не уступал резиденции королей.
В 1529 г. кардиналы попали в немилость, дворец переходит во владение королю Генриху VIII. Он сразу же приступил к видоизменению и превращает в истинный дворец королей.
Архитектура
По мнению доктора искусствоведения Л.Н.Воронихиной, Хэмптон- корт не полностью утратил свой крепостной вид. В его западной части можно было заметить множество зубцов стен и башен, а также надвратных сооружений. Некоторые из них имеют форму восьмигранников, другие — форму прямоугольников. Часть из них имеют высокие и узкие шлемы, а другие имеют средние и широкие.
Наиболее оригинальными являются трубы-дымоходы из камня, стремящиеся вверх. Трубы выполнены с уникальной изысканностью: кирпичи были положены ребром или торцом, или выступали с наклоном. Нет ни единой повторяющейся трубы.
Дворец выложен красным кирпичом. По карнизам и верхнему периметру выступов, венчающих парапет, стены декорированы белоснежным камнем. Завершения башен и изящный переплёт эркерного окна над вратами западного фасада также декорированы белым камнем.
На сегодняшний день Хэмптон-корт является наибольшим дворцом королей в Британии.
По кругу трех главных дворов расположены все постройки, выполненные в различное время.
Большой мост из камня датированный XVI веком, ведущий к вратам дворца, перекинут через ров и сохранил свою первозданную форму. На мосту изображены белокаменные геральдические звери , удерживающие щиты с гербами династии королей.
Первый этаж Хэмптон-корта
Первый этаж дворца представляет громадную Картинную галерею, в которой насчитывалось больше 1000 полотен искусства. В холле монарших приёмов внимание привлекает цикл из восьми изображений «красавиц Хэмптон- корта» — наиболее прекрасных придворных дам конца XV начала XVI веков.
В экспозиции видим немного полотен, написанных Рафаэлем в 1520 г. для папы римского Льва X.
Назначение изображений этих полотен — в качестве образцов для обоев, которые должны были украсить Сикстинскую капеллу. Они представляют детали эпизодов из Евангелий и Деяний Апостолов, таких как: кончина Анания, удивительная ловля рыбы, ап. Павел и Варнава в Листре и др.
Картины же получили своё название благодаря тому, что их изображения выполнены на бумаге. По прошествии времени эта коллекция приобретена для короля Карла I знаменитым Рубенсом, привезена в Британию.
Второй этаж
По праздничной Королевской лестнице можно попасть на 2 этаж Хэмптон-корт. Комнаты, расположенные в торжественных холлах дворца: приёмные залы, кабинеты, спальни и другие помещения, украшены прекрасными картинами и изображениями известных живописцев.
За западным фасадом расположен Нижний дворик, наиболее полно сохранивший изначальный вид.
Следующий дворик имеет название Часовой, т.к. в его башне разместились часы, изготовленные ещё в 1540 г. На часах отображаются месяц, продолжительность периода с 1 января, цикл Луны и часы подъёма воды у Лондонского моста.
Белый зал
Белый зал в качестве центрального сооружения Часового двора был возведён для короля Генриха VIII. Он является самым торжественным залом. Несмотря на это, зал, имеющий параметры 32х12х18 м, с его пропорциональностью и красотой фигурных плафонов из дуба, а также обилием разнообразных украшений, является самым роскошным в Британии. Он затмевает по колоритности и блеску Вестминстерский холл и Оксфордское святилище Иисуса Христа.
В царствование Генриха VIII Белый зал использовался как приёмный зал для банкетов и танцевальный холл. Тут Генрих VIII вместе со своими 5 супругами принимал участие в танцах. Во времена царствования королевы Елизаветы I и иных монархов в Белом зале проводились различные сценические постановки. Так, скажем, впервые показывались пьесы В. Шекспира.
Платформа для царского стола располагается у дальней стены Белого Зала. По традиции британских залов VI в., эта часть включает большой фрагмент эркерного окна и делится на массу маленьких фрагментов.
Фонтанный дворик
Пройдём через невысокий переход, который ведёт из Часового двора в Фонтанный дворик, где зритель будто бы переносился в другой мир. Здесь, в небольшом дворике, окружённом травкой, находятся несколько лоджий, над ними возвышаются огромные окна с фронтонами.
В верхних ярусах здания окна имеют форму полукруга, украшенного роскошными резными гирляндами из камня. Весь архитектурный ансамбль завершен парапетом. Не наблюдается в образе Фонтанного дворика ничего такого, что могло бы напоминать о неприступных крепостях или замках.
В его архитектурном облике можно заметить черты светского характера, а соотношения сооружений имеют гармоничный и спокойный вид. Лишь применение одного стройматериала (красно-коричневый кирпич и Белый камень для украшения) и положение строений окрест закрытого пространства, объединяющее Фонтанный дворик с Нижним и Часовым, позволяет объединить их в одно целое.
Позднее, в XVII в., зодчий К. Рен начал перестраивать этот участок Хэмптон-корта, так как к существующему моменту дворец не отождествлялся с современным образом комфортабельности. Одним из наиболее ранних разработок было решение о полном сносе всех зданий, которые были возведены в Хэмптон-корте, кроме Белого Зала. В результате проведена реконструкция лишь восточной территории дворца.
Сад
Дворец Хэмптон-корта окружён великолепным садом, спроектированным по примеру парковой зоны в Версале.
В центре внимания — Лабиринт, сформированный из декоративных кустарников,стоящих сплошной стеной. Изгородь выполнена таким образом, что, кроме наличия плана или гида, выбраться из него безнадёжно. На протяжении 800 метров пролегают извилистые дорожки Лабиринта, закрытые и справа, и слева.
Парк богат растениями и цветочными культурами,собранными в разных уголках земного шара, готовых пережить британский летний сезон. Ореховые деревья выросли необыкновенно большими.
Отдельно хочется рассказать о виноградной лозе, которая наливалась соком в парке и была очень большой. Продолжительное время не имела аналогов. Ветвь лозы посадили в 1768 г., на уровне метра от почвы, её объём достигал 75 см. Ветвь произрастала в оранжерее из стекла. Однако её корни находились не в оранжерее, снаружи рядом со стеной.
Рост был настолько интенсивным и радостным, что в салоне становилось тесно и пространство зачастую расширяли. При соединении всех ветвей в единую протяжённость составила бы 100 м.
Каждый год формировалось 2 —3 тысячи гроздей великолепного чёрного винограда. Чтобы не ослаблять лозу, было принято решение оставить 1200 гроздей. Урожай составлял порядка 300 кг, и подавался виноград только королевской семье. Английские современники отмечали: на всей территории Земли невозможно отыскать аналогичного виноградного растения. В середине XIX в. они говорили о солидном возрасте ветви в четыреста лет. Верить этому можно с трудом, т.к. виноград может прожить не более 1—1,5 веков.