Александровский зал Большого Кремлёвского дворца в 30- х годах XX столетия разделил печальную судьбу соседнего тронного Андреевского зала. Его интерьеры были полностью демонтированы. Была разрушена и стена между залами.
Содержание
М.П.Фабрициус об Александровском зале
Интересно описание первоначального облика этого зала, данное М.П.Фабрициусом:
«Александровский зал назван в честь ордена св. Александра Невского (девиз: «За Труды и Отечество»)…в который ведут громадные резные позолоченные двери, поражает посетителя как своими грандиозными размерами (длина 44 арш., ширина 29 арш., высота в куполе 29 арш.,) так и роскошью отделки.
Колоссальный сферический купол поддерживается величественными арками, опирающимися на четыре громадных пилона. Розовый искусственный мрамор стен, обилие и вычурность богатой позолоченной лепнины с гербами областей России и арматурами, покрывающими собой и потолок, и стены, громадные стенные зеркала, в которых отражается панорама города, картины и мебель с малиновой бархатной обивкой,— делают вид залы волшебным, в особенности при освещении её громадными люстрами, бра и пр.
Шесть картин с сюжетами, взятыми из жизни св. Александра Невского ( работы профессора Ф.Ф.Моллера),изображают на стене от входа:
1) Отказ Александра Невского послам Папы в присоединении к Западной Церкви,
2) Брак св.Александра с дочерью полоцкого князя Бронислава Александрой и
3)св.Александр, приехавший в Орду, отказывается поклоняться идолам.
Над ним изображение св.Александра схимником; напротив входа слева:
1) Въезд св. Александра в город Псков,
2)Св.Александр выслушивает ижорянина Пелгуй, которому св. мученики Борис и Глеб, явясь в видении, обещали помощь князю в войне со шведами
3) Битва со шведами на берегу Невы ( эпизод поражения князем зятя короля шведского Биргера); над картиной изображение св. Александра — князем.
У дверей , на горках, обитых малиновым бархатом, во время пребывания их величеств во дворце устанавливается древняя серебряная утварь ( подарки иностранных государей — российским), хранимая в Оружейной палате, а ближе к окнам, у стен же, стоят четыре мраморных камина с канделябрами работы завода герцога Лейхтенбергского. Паркет зала ( работы Блехшмидта в Москве) обращает особенное на себя внимание богатством рисунка, тщательностью работы, сочетанием разноцветных пород дерева, гармонией в общем».
Орден Александра Невского
Первый роскошный торжественный зал Большого Кремлёвского дворца посвящён ордену св. Александра Невского. Орден задуман царём Петром 1 в 1724 г. Учредила орден уже после кончины царя, в 1725 г, Екатерина 1.
Орден св. Александра Невского состоит из красного креста с размещёнными в промежутках двуглавыми орлами. В центральном медальоне ордена с лицевой стороны помещается гравюра св. Александра на коне, вензель с княжеской короной на белом поле — с оборотной.
Орденская звезда серебряная . В середине — корона и вензель св.Александра Невского. В красном кружке изречение — «За Труды и Отечество». Именно эти орденские цвета стали основными для Александровского зала Кремлёвского дворца.
Зал по стенам и сводам обильно украшен крестами и звёздами ордена св. Александра Невского.
Убранство зала
В 1999 г. завершилось воссоздание старинного убранства Александровского зала. Его восстановлением занимались отечественные специалисты из проектной мастерской «Реставратор—М» (руководитель Е.В.Степанова) совместно с лабораторией «Новейшие компьютерные технологии в реставрации» Российской академии наук.
Огромный и пышный в своём оформлении и декоративном убранстве зал прямоугольной формы, расположен в центре второго этажа по южному фасаду Кремлёвского дворца. Непосредственно над этим залом расположен свод дворца. В центре зала также имеется большой свод в виде эллипса, опирающийся на четыре исполинских пилона.
Декоративное убранство Александровского зала по богатству и очарованию не уступает соседним, а благодаря разнообразию форм в чем-то и превосходит их.
Великолепный деревянный паркетный ковёр с прихотливым узором разработан по эскизу академика Ф.Г.Солнцева и изготовлен мастером Блехшмидтом. Два десятка ценнейших пород дерева использованы при восстановлении пола. Сегодня благодаря усилиям реставраторов, возглавляемых Е. М.Сошниковой, он выглядит так же, как и полтора столетия назад.
Камины
По углам Александровского зала расположились четыре камина, изготовленные из белого каррарского мрамора с бронзовыми украшениями. Их выполнил и установил в зале петербургский мастер Сантино Кампиони.
Специально для этих каминов отлиты бронзовые решётки с « огневой позолотой» в Петербургской мастерской В. Крумбюгеля. Завершается декоративное убранство каминов восьмью, заказанными во Франции, изящными бронзовыми с позолотой канделябрами. Над мраморными каминами располагаются большие зеркала в золочёных рамках. Такие же зеркала размещены и на пилонах Александровского зала.
Стены Александровского зала облицованы искусственным мрамором розоватого оттенка, тонко сочетающегося с цветом орденской ленты. Эти работы проводились под руководством мастера Виноградова. Богатейшая лепнина, украшавшая весь зал, исполнена известным мастером— крестьянином Фёдором Дылевым.
По чертежам академика Солнцева в мастерской Егора Скворцова в г.Петербурге сделали анфиладные распашные двери. Их покрыли деревянной резьбой и позолотой. Для Александровского зала скульптором Н.Рамазановым исполнены объёмные композиции древнеславянского оружия и изготовлено двенадцать гипсовых золочёных арматур, размещённых над верхним фризом полуколонией второго яруса.
Ключевым стилизованным фрагментом украшения зала стали выполненные Василием Крумбюгелем медные позолоченные и посеребрённые гербы губернией и областей Российской державы, расписанные масляными красками по золотым и серебряным доскам под вид эмали. Аналогичным образом были изготовлены и смонтированы знаки ордена — звёзды, кресты в куполе и сводах Александровского зала мастером Архипом Ефимовым.
Сегодня всё это убранство практически полностью воссоздано отечественными живописцами и реставраторами и предстаёт пред нами во всём своём пышном исконном великолепии.
Освещение
Александрийский зал освещается естественным светом через два уровня окон в южном фасаде императорского дворца. Центральный фасад Большого Кремлёвского дворца содержит три ряда окон, поэтому создаётся впечатление, что основной корпус имеет три этажа. Но это не так. Здесь 2 этажа. Первый занимает Личная половина царской семьи, а второй — парадные двухсветные орденские залы: Андреевский, Александровский и Георгиевский.
В вечерние часы Александровский зал освещался шестью замечательными бронзовыми люстрами, настенными бра, изготовленными в едином стиле в гальванопластической мастерской герцога М. Лихтенбергского и на Петербургской фабрике Ф. Шопена. В ходе реконструкции светильники были воссозданы по проекту В.В. Генфицкого.
В отличие от тронного Андреевского зала, где кроме императорского тронного места никакой мебели по существовавшей тогда протокольной практике не было, в Александровском зале находились открытые горки для парадной посуды, обитые пурпурным бархатом с серебряными и золотыми галунами, а вдоль стен — полторы сотни деревянных позолоченных стульев, обитых бархатом под цвет ленты и знаков ордена св. Александра Невского. В такой же цветовой гамме— пурпур с белым — были исполнены шторы для окон обоих ярусов.
В 1932—1934 гг. на территории Александровского и Андреевского залов Большого Кремлёвского дворца для заседаний партийных съездов и заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР практически всё пространство бывшего Александровского зала занял огромный балкон. Помимо своего прямого назначения он выполнял функцию дополнительного ребра жёсткости в здании, где была снесена несущая стена между двумя парадными помещениями.
В ходе реставрационных и восстановительных работ , проводившихся в Большом Кремлёвском дворце в 1994—1999 годах, внешний вид Александровского зала был полностью воссоздан и зал вновь предстал во всём великолепии.