Рядом с Большим Кремлёвским дворцом располагается Благовещенский собор — домовая церковь русских великих князей и Царей. Здесь совершались обряды бракосочетания, крещения детей и т. д. Известно, что в конце XIV века на этом месте стояла придворная церковь Благовещения. Ее в летописи называли : «на великого князя дворе», « на царских сенях», « царской казны». Тогда место, где сейчас стоит Большой Кремлёвский дворец, занимали хоромы великого князя. К ним и примыкала его домовая церковь.
Содержание
Домовая церковь при Иване Васильевиче III
Небольшая — одноглавая, одноапсидная — церковь в 1416 году была увеличена в размерах. Стала трехапсидной, толщину стен подклети белокаменной кладкой тоже увеличили почти вдвое , укрепили его своды. Интересно, что подклет начала XV века сохранился в нынешнем соборе почти без изменений. Это дало возможность исследователям реконструировать облик древней Благовещенской церкви. Это был крестовокупольный четырёхстопный храм с тремя апсидами, стены членили вертикальные лопатки и горизонтальный фриз. Внутри западной стены располагались хоры.
В рамках строительной программы Ивана III предусматривалась перестройка домовой церкви. Она к тому времени значительно обветшала. Храм разобрали. Его место на древнем подклете занял новый собор. Строительство которого продолжалось с 1484 по 1489 год. Как свидетельствуют летописи, великий князь
« заложил церковь каменну Благовещение Пресвятые Богородицы на своём дворе, а за ней палату заложил».
Строителями церкви были псковские зодчие. Они в основном повторили план центрального объёма и габариты предшествующего Храма.
Архитектура
Новый собор— небольшой, изящный, на высоком подклете — увенчан тремя главами и окружён открытой галереей — папертью со сходами на Соборную площадь. Три входа в собор с гульбища обрамляли порталы с килевидными завершениями. Южный сохранился в формах, традиционных для московской архитектуры XV века. Стены собора расчленялись на три прясла, увенчанные килевидными закомарами, которые располагались в два яруса. По горизонтали стен проходил аркатурноколончатый пояс, который сейчас хорошо виден на восточном фасаде. Такой же пояс имеется на барабанах. Они украшены кирпичным поясом из арочек и треугольных впадин, близких к псковским традициям.
Во время пожара 1547 года собор сильно пострадал . В период восстановительных работ— в 60- е годы XVI века — галереи — паперти перекрыли сводами, на которых возвели четыре придела в форме небольших одноглавых церквей: « Александра Невского», «Архангела Гавриила», «Собор Богоматери» и «Вход в Иерусалим». Над центральной частью Храма с западной стороны появились ещё две главы. В изящный трёхглавый собор стал девятиглавым. Купола и кровлю тогда же покрыли золочёной медью и называли его « златоверхим».
Личная молельня Ивана Грозного
В 1572 году с Юго-восточной стороны собора пристроено крыльцо с резным полихромным декором из белого камня. Придел в южной паперти превратился в личную молельню Ивана Грозного . Эти изменения связаны с четвёртой женитьбой царя, после которой он уже не имел прямого доступа к церковной службе.
Ремонтно- строительные работы 60—70- х годов XVI века связаны не исключительно с пожаром 1547 года. Парадный и живописный облик Благовещенского собора соответствовал теперь его новому назначению — дворцового царского Храма.
Центральная часть собора невелика по размерам. Четыре мощных крещатых столпа поддерживают устремлённые ввысь ступенчатые своды. В западной части интерьера находятся хоры, туда ведёт лестница, скрытая в толще южной и западной стен. Хоры соединяются открытым переходом с царским дворцом.
Важную роль в интерьере собора играет яшмовый пол, перенесённый сюда из собора Ростова Великого в середине XVI века.
Тогда же были выполнены северный и западный резные белокаменные порталы с тонким растительным орнаментом, а северный вход украсили медные двери с изображениями библейских сцен и пояснительными надписями в технике золотой наводки.
Иконостас
Огромную историко-художественную ценность имеет иконостас Благовещенского собора. Это один из древнейших русских высоких иконостасов. С начала XV века они стали обязательным элементом убранства русских храмов. Идейно-художественный ансамбль иконостаса отражает комплекс философских и богословских представлений средневековья.
В Благовещенском соборе хранятся иконы XIV—XIX веков. В двух чинах ( или ярусах) иконостаса располагаются иконы конца XIV— начала XV столетия. Привлекают внимание иконы деисусного чина, созданные в конце XIV века. Центром этой монументальной фризовой композиции, состоящей из девяти икон, является Христос в белоснежных одеждах, восседающий на троне. К нему устремлены с обеих сторон фигуры святых в молитвенных позах, со склонёнными головами.
Деисусный ряд
« Деисус» в переводе с греческого — « моление». Деисусный чин— воплощение молитвы о спасении человечества на Страшном суде. Фигура каждого Святого воспринимается самостоятельно, каждый несёт свою идею: смирение или любовь и преданность, душевную ясность или суровую величавость, в каждом образе переданы индивидуальные переживания Святого. Мощные , напряжённые образы поражают глубиной психологических характеристик. При этом они объединены в цельный ансамбль, подчинённый единому творческому замыслу, композиционному и цветовому ритму. Линии тёмных силуэтов святых на золотом фоне предельно лаконичны, цветовые сочетания доведены до высшей степени обобщения, тонко продуманы горизонтальные и вертикальные членения.
Поражают тонкий и точный рисунок, пластика формы, цельность колористической гаммы, строящейся на сочетаниях напряжённых, густых, звучных красок. Всё это свидетельствует о принадлежности икон деисусного чина кисти выдающегося мастера, исключительно разностороннего, с огромным живописным темпераментом.
Праздничный чин
Над деисусным располагается праздничный чин, состоящий из пятнадцати икон с изображением основных христианских праздников, событий из земной жизни Христа. Иконы были написаны в начале XV века. Их отличает особая просветлённость и одухотворённость образов, внутренне уравновешенных и спокойных.
Яркие и чистые красочные сочетания гармоничны , неглубокие тени постепенно переходят к мягким высветленным, что создаёт впечатление лучистого и рассеянного света. Композиционное решение икон ясное и соразмерное. Талантливому иконописцу удалось дать своим произведениям ритмическую музыкальность и лёгкость, грациозную динамику. Суровый аскетизм иконописных образов деисусного чина и лиричность праздничных икон достойно дополняют друг друга в ансамбле иконостаса.
В XVI веке иконописцы из Пскова дополнили его изображениями пророков пророческого чина, а иконы верхнего, праотеческого чина были созданы в XIX веке.
Нижний чин
В Благовещенском соборе представляют интерес памятники древнерусской и византийской живописи в местном, нижнем чине иконостаса. Среди них выделяются иконы «Богоматерь Одигитрия» и «Спас на престоле» XIV века. Оклад иконостаса из золочёной бронзы с прорезным и чеканным орнаментом выполнен в XIX веке по рисункам архитектора В. Н. Султанова.
Почти все иконы собора неоднократно записывались и подновлялись. Реставрационные работы советского времени дали многим из них новую жизнь.
Настенная живопись
Большой интерес представляет настенная живопись собора. Фрески центральной части собора, созданные между 1547 и 1551 годами большой группой художников, отличаются декоративностью композиционного и цветового решения, изяществом рисунка, обилием орнаментальных мотивов, многофигурными динамичными сценами, повествовательностью.
В центральной главе изображён « Спас Вседержитель», ниже — ангелы, пророки и праотцам, в парусах — евангелисты. В двух других — Богоматерь и Саваоф. Темы праздников и евангелистских притч отражены в росписях люнетов стен, сводов, стен жертвенника и столпов.
Апокалипсис
Центральные части южной и северной стен, часть западной стены и своды под хорами в основном заняты композициями на тему Апокалипсиса.
«Страшный суд» занимает часть западной стены под хорами и примыкающие к ней своды и части северной и южной стен. Повсюду размещены отдельные фигуры святых.
Интерес к Апокалипсису, древнейшему христианскому сочинению о конце мира, судьбах человечества, борьбе добра и зла, связан с ожиданием конца света в 1493 году. По истечении 7 тысяч лет от «сотворения мира». Обращение к Апокалипсису имело и историческую основу: процесс объединения Руси, напряжённая борьба с феодальной раздробленностью, разгром « ересей» в эту переломную эпоху заставил задуматься о судьбах мироздания. Изображение Апокалипсиса имелось в стенописи собора XIV века, который расписывали Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца.
Преемственность власти
Ещё одна актуальная тема на рубеже XV и XVI веков отражалась в росписи Благовещенского собора. На столпах разместились изображения киевских, владимирских и московских князей, византийских императоров, воплотивших идею преемственности власти Москвы от Константинополя. Среди них — изображения византийского царя Константина и царицы Елены, царицы Феодоры и царя Михаила, киевской княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского и его сына — первого московского князя Даниила Александровича.
В росписи собора нашёл отражение один из важнейших политических вопросов того времени— объединение Руси, связанное
с этим формирование единого общерусского пантеона. В стенописи Благовещенского собора этот процесс отмечен изображением святых патронов Новгорода, Пскова, Твери, Ярославля, Ростова, Чернигова.
Нижний ярус стенописи занят декоративными « полотенцами». Они отличаются обилием и разнообразием орнаментальных композиций с растительными и геометрическими мотивами в кругах. Стены и своды южной и западной галерей собора также покрывает роспись. Ее исследователи относят к 1547—1551 годам. Среди композиций на стенах галерей наиболее древней является «Троица»( справа от западного портала). Она отличающаяся монументально-эпическим исполнением.
Тему княжеского родословия, которая звучит в росписи центральной части Храма, продолжают изображения московских князей на пилястрах, выступах, расчленяющих стены галереи. Среди них изображения Даниила Александровича и Митридата Донского, Василия I Дмитриевича, Ивана III, Василия III.
Предшественники христианских мудрецов
Особый интерес к росписи галерей представляют изображения древних писателей и философов. Они на Руси считались предшественниками христианских мудрецов. На стенах и сводах Благовещенского собора видим « портреты» греческих философов Платона и Анахарсиса, великого поэта Гомера с венком на голове, римского поэта.
Вергилия широкополой шляпе и красной мантии. В руках они держат свитки с текстами философских изречений и норм морали XVI века.
Над входом в галерею собора в 1661 году знаменитый живописец, глава царских жалованных изографов Симон Ушаков поместит изображение «Спаса Нерукотворного». Его исполнили в светотеневой манере, по законам искусства «живоподобия».
В первый раз реставрация живописи галерей состоялась в конце XIX века. Положительных результатов она не дала. В советское время настенная живопись Благовещенского собора реставрировалась неоднократно. Научно-реставрационные работы проводились здесь в 40 и 60-х годах мастерами из центральных художественных реставрационных мастерских и художниками из села Палех. Последняя реставрация здания Благовещенского собора и живописи проводилась в начале 1980 годов. Значение её трудно переоценить. Впервые в таком большом объёме в научный оборот ввели живопись середины XVI века. Посетители музея — собора впервые познакомились древними фресками без поздних записей и реставрационных тонировок.