Благовещенский собор — древнейший из сохранившихся в Казани памятников православной истории и культуры и старейшее каменное строение города.
До революционных событий 1917 года он являлся главным храмом Казанской епархии.
Храм заложен 04.10.1552 года, в день торжественного въезда Ивана Грозного в покорённую Казань.
Согласно летописи, место для строительства церкви царь выбрал лично и даже принял участие в его закладке. Он собственноручно установил крест на месте будущего алтаря.
Содержание
Строительство храма
За трое суток срубили бревенчатую церковь. Через 3 года мастера из Пскова Постников Барма и Иван Ширяй, приехавшие в Казань по указу Ивана Грозного, приступили к сооружению каменной церкви. Строительные работы завершили к лету 1562 г.
В XVII—XIX веках собор несколько раз реставрировали и перестраивали после крупных пожарищ. Во времена СССР храм закрыли. Здесь разместился Государственный архив ТАСС.
В 1995 году Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева Благовещенский собор передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника « Казанский Кремль».
Началась его комплексная реставрация, которая завершилась в 2005 году. Собор был торжественно освящён и открыт в дни празднования 1000-летия Казани.
Архитектура
После всех реконструкций и реставраций от подлинной белокаменной кладки XVI века сохранился центральный объём с тремя апсидами, их неровная, шероховатая поверхность отличается от белёных пристроек XIX века. Центральную апсиду и барабан украшает характерный псковский орнамент—«поребрик— бегунец —поребрик»
Это — «тесьма» из трёх полос декора, ставшая визитной карточкой псковских мастеров.
Интерьер
Интерьер собора восстановлен по архивным документам и сохранившимся фотографиям. Пол покрыт чугунными плитами Верхнетагильского завода промышленников Демидовых. На одной из них, расположенной под центральной аркой, ведущей в главную часть собора, сохранилось клеймо с датой «1743».
Музей истории Благовещенского собора
В подклете Благовещенского собора располагается музей. Он знакомит посетителей с наиболее яркими страницами истории собора начиная с середины XVI века и до наших дней. В его экспозиции представлены посох первого архиепископа Казанского и Свияжского Гурия, модель кареты, подаренной императрицей Екатериной II Казанскому архиепископу Вениамину, православные книги XVI—XX веков, разнообразные по стилю и технике исполнения иконы и другое.
В конце XVII века храм украсила настенная фресковая роспись. Одна из дошедших до нас фресок — образ Троицы Новозаветной.
Она написана на своде в центральной части собора. Сохранившаяся по сей день масляная роспись собора выполнена на рубеже 1860 —70-х гг. потомственным палехским иконописцем Николаем Михайловичем Сафоновым.
Его артель расписывала храмы Московского Кремля, соборы Троице-Сергиевой лавры, храмы многих знаменитых русских монастырей. Тематика росписей Благовещенского собора включает сцены из Библии и Евангелия, эпизоды жизни Девы Марии и Иисуса Христа, истории христианской Церкви.
Росписи трапезной рассказывают о событиях из истории Казанской епархии. Здесь можно увидеть сцены из жизни первого Казанского епископа Гурия и познакомиться с историей обретения Казанской иконы Божией Матери.
Иконостас
Иконы для первого храмового иконостаса даровал храму сам царь Иван Грозный. Но они не сохранились до нашего времени.
Из-за частых пожаров иконостас Благовещенского собора приходилось менять восемь раз. Когда в 1918 году храм закрыли, огромная часть его богатейшего собрания икон канула в небытие. Современный иконостас выполнили в иконографических канонах XVI— XVII вв. В работах по его воссозданию приняла участие бригада иконописцев из Москвы. Руководил ей художник-реставратор Сергей Брагин.
Главная святыня
Главной святыней Благовещенского собора является рака с частицей мощей первого казанского архиепископа Гурия. В молодые годы он составил азбуку для обучения детей грамоте. В память об этом до революции у казанских мамочек была трогательная традиция. Накануне учебного года приводить в Благовещенский собор своих детей — гимназистов, чтобы помолиться перед ракой с мощами святителя Гурия. Считалось, что тогда весь учебный год пройдёт для гимназистов благополучно. Они будут приносить домой хорошие отметки.