Псковичи, являющиеся архитекторами Благовещенского собора, отстроили с западной части Успенского собора малую одноглавую церковь Ризоположения.
На земле выгоревшей ранее домашней митрополичьей церкви 1450 года в 1484—1485 годах возвели новый храм. До второй половины 17 века храм был частью митрополичьего двора. В период строительства патриарших палат со святилищем » Двенадцать апостолов», она становится дворцовой: отнесена к дамской половине императорской семьи, объединена коридором с палатами царевен и цариц. К концу 17 в., на северной и западной папертях церкви устроили крытые террасы. Сочетание изящного и миниатюрного в облике маленькой одноглавой церквушки с величественными видами Успенского собора является ярким примером контраста.
Архитектура
Церковь построили на подклете, расчленили на 3 части по вертикали лопатками. Боковые проёмы уже центральных, а главная килевидная закомара больше фронтальных — красочно-нарядных проёмов.
Фрагмент фризовой отделки из терракотовых балясин и таких же пластин с орнаментом опоясывают фасады на половине высоты.
На барабане и в его проёмах маленькие окна с узким обзором. Апсиды имеют небольшие размеры, они отделаны килевидными арками, держащимися на полуколоннах.
Южный фасад
На южном фасаде церкви находится вход, к которому ведёт парадное крыльцо. Он имеет перспективный портал с дыньками, которые являются расширениями на колоннах, и сноповидные капители. Принято считать, что первоначальный архитектурный облик этой церкви, которая была возведена в начале 19 века, претерпевал изменения в течение последующих столетий.
В результате реставрационных работ, проходящих в 1920-х, 1950-х и 1960-х годах, восстановили первоначальный внешний вид храма. Уютный и камерный интерьер Храма поддерживают своды 4 крещатых столба, 2 из них находятся за иконостасом. Все поверхности стен, свода и опор украшены росписью, которая создана царскими иконописцами Сидором Осиповым, Иваном Борисовым и Семёном Абрамовым в 1644 г.
Северная стена
Изображения на стенах северной и южной частей собора посвящаются Богоматери. Наименование «Ризположенская» дали храму, который возвели в 1451 г. в знак освобождения Москвы от вторжения Мазовши. Оно в летописях известно как «Скорая татарщина».
В апреле 1451 г., произошло внезапное отступление врага из-под стен Москвы. Затем и оперативное снятие осады города. Это событие пришлось на период церковного праздника, посвящённого положению риз Богоматери. Потому-то церковь посвятили именно ему.
Обе стены верхнего уровня южной и северной части церкви, второй уровень западной части , малые коробовые своды привлекает серия, рассказывающая о 15 эпизодах из жизни родителей Марии — Иоакима и Анны. В этот цикл входят истории о том, как она росла в отеческом доме, посещала храм и выходила замуж, появлении наследника. Сюжеты акафиста повторяются из иконографических схем акафистных изображений Успенского собора. Они воспроизведены на третьем и четвёртом ярусах стен.
Своеобразие стенной росписи в церкви Ризоположения объяснялся отсутствием на западном фасаде образа « Страшного суда ».
Интерьер
В церкви соблюдены все каноны. В центре купола находился образ Спаса Вседержителя.
На барабане прописаны пророки и евангелисты, а временной ряд охватывал своды и люнеты. На опорах расположились образы русских князей и духовенство. По словам учёных, живописная манера художника вызвана влиянием иконостаса 1627 года. Он создан рядом живописцев под непосредственным руководством Назария Истомина-Савина.
По своим художественным качествам, четырёхъярусный иконостас в серебряном окладе, выполненный в начале 17 в., есть одно из красивейших созданий искусства.
Изображение Святой Троицы находится в местном чине иконостаса, выполнил Назарий Истомин-Савин – прекрасный русский живописец.
Храм освещается паникадилом 1624 года, созданное Дмитрием Сверчковым, работающего в котельной мастерской. Он автор ограды шатра в Успенском соборе и ограды у раки царевича Дмитрия в Архангельском соборе. Особое любопытство вызывают так называемые «тощие свечи». Это подставки для свечей, которые расписали сочными тонами красок и украсили ланолином. Все указывает на то, что их заказали патриарху Иосифу в 1643 г.