Здание Национальной библиотеки Республики Татарстан, известное также как Дом Ушковой, многие казанцы считают самым красивым строением своего города. Является одним из самых значимых архитектурных памятников Казани. Оно сочетает в себе элементы классицизма и барокко. Его история тесно связана с культурным достоянием Казани.
История здания
Алексей Ушков (1879—1948), являющийся сыном магната, вступил в брак с Зинаидой Высоцкой — дочерью профессора Николая Высоцкого (1843—1922).
В качестве свадебного подарка Алексей ( отсюда и вензель ЗУ на фасаде) поручил зодчему К. Мюфке разработать проекты реконструкции нескольких строений. Проекты воплощены в уникальном разнообразном стиле, который гармонично соединял черты ампира и барокко.
Преобразование усадьбы Ушковой проходило с 1904 по 1908 г. (согласно иным данным, с 1903 по 1907 год) и затрагивала три строения, находившиеся на Воскресенской улице.
Строение элегантно интегрируется в окружающий ландшафт. Кругловидный эркер вдохновлён архитектурой Воскресенского собора, противоположного фасаду северной стороны. Вблизи, на стыке Воскресенской и Лобачевского ул., уютно размещается маленький, уютный скверик Лобачевского с одноимённым постаментом. На противоположной стороне от центрального входа расположены Ректорский дом и часть Казанского университета, где также трудился зодчий Мюфке.
В 1917 г. имущество Ушковых конфисковали. В 1919 г. Дом Ушковой становится основным помещением для Центральной губернской библиотеки. Ее впоследствии переименовали в Национальную библиотеку Татарстана.
Планировка помещений и убранство в особнячке сохранены в своём первозданном виде.
Архитектурные особенности
Дом Ушковой — кирпичное строение, покрытое штукатуркой. Имеет вид незамкнутого каре, дополненную рядом маленьких ризалитов на внешних стенах. Внутри пространство организовано по анфиладному построению, что полностью передаёт функциональность помещений: на верхнем ярусе расположены торжественные жилые апартаменты, тогда как нижний этаж отведён под торговые холлы, изолированные коридорчиками от хозяйственных комнат.
Порталы в коммерческие пространства оформлены на внешних фасадах, а портал в жилые помещения— в середине центрального фасада. Декорирование стен, обстановки, переходя через разнообразие стилей, демонстрируют высокое мастерство исполнения.
2 равновысоких объёма соединены перпендикулярно, на кронштейне располагается круглый эркер, заканчивающийся куполом с люкарнами, что создаёт гармоничное и выразительное целое в архитектурном обличии здания.
Плафон эркерной комнаты
Нижний уровень , возведённый на небольшом фундаменте, выделяется крупным горизонтальным рустом, отделкой, выполненной в технике «под шубу». Окошки в форме квадратов, очерчены профилированной тягой, заканчиваются кружевными сандриками из металла. Меж ярусами пролегает антаблемент с неширокими горизонтальными филёнками во фризе.
Верх фасадов инкрустировали изящной лепниной в стиле барокко. Акцентируя наиболее значимые части строения, в узор внедрили образы орлов и драконов. Окошки второго яруса имеют как прямоугольную, так и лучковую форму. Оформление первых изобилует деталями: обвитые гирлянды и пилястры поддерживают полукруглые фронтоны с картушами. Лучковые окошки имеют неброские сандрики с лепниной.
Решётчатые ограждения балконов гармонично сочетаются с центральной аркатурой фасада. Завершающий фронтон декорировали медальонами, а над ризалитами величественно возвышаются аттики.
Интерьер
Применительно эстетическим предпочтениям XIX — XX вв., всякие комнаты оформлены в своём уникальном стиле: неоготика, бонапартистский ампир, рококо и псевдовосточная стилистика. Меблировка тщательно подбиралась согласно характеру каждого стиля. Полы большинства комнат выполнили из изысканного наборного паркета.
Второй уровень представляет торжественный холл, оформленный в ампирном стиле: плафоны украшены роскошным узором, состоящим из военной символики — щиты, мечи, орлы, а также вензели «N» в честь Бонапарта.
Полированные двери имеют горельефные рисунки орлов.
Рабочий кабинет
Элементы рабочего кабинета Алексея
Стены бывшей столовой облицованы панелями из морёного дуба, кессонированный плафон украшен стилизованными узорами. В зале, оформленной в стиле рококо, имеется камин тёмного мрамора с ампирными элементами.
Восточная комната
Ярким акцентом мавританского зала вырисовываются двери,отделанные арабесками.
Дверь в бывшую курительную комнату
Зимний сад
Особенной гордостью дома следует признать «сад-грот» на втором уровне, подобный пещере, с висячими сталагмитами и вьющимися растениями в ракушечниковых стенах.
Сад-грот
В большущем аквариуме находятся экзотические ракушки и фонтанчик в форме необыкновенной рыбки
Розовая комната
.Декорация главной лестницы выполнена в китайском стиле, отражающих эстетику «Шинуазри».
Здесь можно увидеть красочные витражи—картины, которые гармонично сочетаются с расписными стенами—панно.
Они украшены древесиной, имитирующей бамбук.
Дракончики, изящно изображённые на лестничном ограждении и двери, добавляют загадочности и утончённого шарма этому великолепному пространству.
На лестнице уцелели витражи, созданные во французской мастерской Шарля Шампиньоля. Его работы привносят в интерьер уникальное сочетание цвета и света, подчёркивая экзотические мотивы и привнося в атмосферу чувственность и изысканность. Эти витражи, с их сложным орнаментом и яркими оттенками, являются не просто элементами декора, а настоящими произведениями искусства, которые оживляют каждую ступеньку и требуют внимательного изучения.
Парадная лестница становится не только переходом между этажами, но и истинным произведением архитектуры, впитавшим в себя дух восточной культуры.
Зал Ампир
Плафон будуара
Современность
Сегодня Национальная библиотека Республики Татарстан продолжает свою работу в этом историческом здании. Здесь хранятся уникальные коллекции книг, рукописей и документов, связанных с историей и культурой Татарстана. Библиотека открыта для всех желающих, и каждый может насладиться красотой этого памятника архитектуры.
Дом Ушаковой является важным культурным объектом, и символом прошлого и настоящего Казани. Его история и архитектура отражают богатство и разнообразие культурного наследия республики.