Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата

В 1487 году Марко Руффо приступил к сооружению Большой палаты, дошедшей до нас под названием Грановитой. Это оригинальный «аудиенц-зал» всего Кремлёвского дворца. Его строительство заканчивает в 1491 году П.А. Солари.

Приёмная палата,«приёмная хоромина», была необходима в Кремле по соображениям престижа. До этого времени иностранцев принимали в Брусяной избе. Она представляла собой обыкновенный деревянный сруб, единственным украшением стен которого были иконы, богато убранные подвесками из парчи и камки (так называлась шелковая цветная ткань с узорами), унизанными золотыми дробницами(металлическими бляхами) и угорскими золотыми монетами.

Мебели в такой избе почти не было. Посреди довольно обширного помещения стояли дубовый стол, украшенный искусной резьбой, и две-три скамейки с суконными полавочниками. Для великого князя предназначалось тронное кресло.

Не случайно строительство великокняжеского дворца в Кремле при Иване III началось с его представительской части. При её постройке итальянские мастера следовали  русской традиции.

Грановитая палата

Грановитая палата демонстрирует зал в форме квадрата с высоченными крестовыми сводами. Они опираются на центральный столп в виде четырёхгранника. Она удивляет габаритами, простором и светом. В создании главного зала государства соединились традиции и новейшие веяния архитектуры Запада. Софья Палеолог, вторая жена Ивана III, не могла смириться с теснотой древних московских великокняжеских хором.

Грановитая палата

Грановитая палата стала первым большим, в европейском смысле, зданием Кремля. Долгое время тронный зал царственных особ оставался самым большим залом в государстве.

Парадным фасадом Грановитая палата выходит на Соборную площадь, которая испокон веков служила местом исполнения торжественных церемоний. Именно поэтому на убранство этого, восточного, фасада палаты было обращено особое внимание архитекторов. Вся плоскость стены была облицована белым камнем, обтёсанным на четыре грани, благодаря чему и появилось название «Грановитая палата».

Фактурная «грановитая» стена палаты вместе с фасадом Успенского собора образовала необычную для Древней Руси монументальную композицию, организованную мощными каменными стенами, создав своеобразный «красный угол» всей Соборной площади, что имело большое значение для художественного восприятия всего ансамбля центральной площади Кремля.

Грановитая палата

Парадный вход в палату находился со стороны Соборной площади. Это была главная парадная площадь Кремля и одновременно православный центр столицы, где сосредоточились главные соборы города. Путь к великокняжескому дворцу пролегал через это священное место, что имело особое символическое значение для поднятия престижа московской княжеской резиденции.

Грановитая палата

Красное крыльцо

На второй этаж Грановитой палаты, к главному тронному залу дворца, вела парадная лестница с площадками и рундуками, за свою красоту носившая название «Красное крыльцо».

Красное крыльцо

Лестница крыльца делилась на марши четырьмя рундуками. Над ней возвышалась кровля в виде бочек над верхними площадками и в виде шатров над нижними. На нижней площадке шатёр опирался на резные каменные столбы. Кровлю «Красного крыльца» покрыли красной медью.

Само крыльцо украшено скульптурными белокаменными изваяниями львов. Расположенное на равных расстояниях от главных входов в Успенский и Архангельский соборы, крыльцо подчёркивало торжественность церемониального входа.

К царскому дворцу послы подходили пешком. Пышная встреча обычно им устраивалась на Красном крыльце. По нему гости поднимались в святые сени, которые служили местом встречи приглашённых на аудиенцию к государю. Наиболее почётных приветствовали трижды — у входа на лестницу, в Святых сенях, у двери Грановитой палаты.

Грановитая палата

На наиболее почётном месте у Грановитой палаты стояли придворные знатного происхождения, так называемые стольники. В строго установленном порядке процессия проходила к двери Грановитой палаты, но её порога не переступала. «Пред светлы очи государевы» представали посол и его свита. Все же остальные, пока в Грановитой палате давались торжественные посольские аудиенции, ожидали в сенях.

Святые сени

Сени, ведущие в Грановитую палату , получили название «Святых» благодаря росписям, украшающим их стены, — многочисленным сюжетам из Священного Писания. В полном объёме до наших дней они не сохранились. Нынешний облик Святые сени приобрели в 40-х годах XIX века. В это время древние постройки были включены в состав Большого Кремлёвского дворца.

Святые сени

К двум порталам Сеней пристроили два новых, соединивших Святые сени с Владимирским залом. В середине XIX века художник Фёдор Завьялов расписал Святые сени по описи, выполненной иконописцем Симоном Ушаковым в XVII веке. Часть росписей Святых сеней представляют собой священные сюжеты:«Ветхозаветная Троица», «Явление архангела Михаила Иисусу Навину»,«Сон Константина».

Два других сюжета связаны с русской историей. Это — «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» и «Выбор веры киевским князем Владимиром».

Святые сени. Портал

Над окном и дверью, выходящем на Красное крыльцо, помещены два картуша с надписями, сообщающих о строительстве дворца при Иване III в 1487 году и возобновлении росписи в 1847 году. Из сеней в палату ведёт единственный вход, обрамленный великолепным порталом, пышно украшенным растительным орнаментом и изображениями геральдических животных.

Интерьер

Интерьер Грановитой палаты необыкновенно живописен, и в тоже время в плане архитектурном чрезвычайно прост. Архитектурным образцом для её создания послужили монастырские трапезные.

Живопись и убранство Грановитой палаты менялось неоднократно. Поначалу столп, стоящий посреди зала и поддерживающий его своды, украшен пышной византийской резьбой. В XVIII веке на месте резного декора столпов появились щиты с алебастровыми рельефами. 1882 год — рельефную алебастровую лепнину на центральном столпе заменили искусным живописным орнаментом. В настоящее время грани столпа опять украшают золочёные рельефы, воссозданные по сохранившимся фрагментам.

Грановитая палата с четырехгранным столпом в центре

Веяние итальянской архитектуры испытали на себе богато орнаментированный позлащённый портал, ведущий из Грановитой палаты в Святые сени и вход с Красного крыльца в Святые сени.

Мебель этого зала не сохранилась. Но о живописи можно судить вполне достоверно, хотя и она не дошла до нас в первозданном виде.

Первое известное нам стенное письмо было выполнено в Грановитой палате ещё при Фёдоре Ивановиче, сыне Ивана Грозного. Работы продолжались по инициативе Бориса Годунова. В 1663 году художественная роспись была частью подновлена, а частью восстановлена придворным кремлёвским иконописцем, знаменитым Симоном Ушаковым.

 

Переписаны были стены как самой Грановитой палаты, так и Святых сеней. Под руководством Симона Ушакова подновлена, пришедшая в ветхое состояние из-за пожаров, стенопись, составлена её подробная опись, по которой много лет спустя, в XIX веке, роспись была восстановлена.

При Петре I

Петр I усмиряет крамольных раскольников

В конце XVII века, при Петре I, стены Грановитой палаты были забелены известью и наглухо затянуты малиновым бархатом, на котором золотом были вышиты двуглавые орлы. В этом сказалось влияние западной моды. Стены дворцовых покоев украшали не только живописью, их обивали тканью или теснённой кожей.

При Александре III

В середине XIX века при строительстве нового Кремлёвского дворца стены Грановитой палаты вновь обтянули красным бархатом с накладными металлическими двуглавыми орлами. К коронации Александра III (1845—1894, российский император с 1881) старый декор стен необходимо было заменить. По предложению директора Оружейной палаты было решено Грановитую палату расписать заново.

В 1882 году при реставрации палаты стены её с забелённой древней росписью были обшиты деревянными загрунтованными щитами и вновь расписаны. Эту работу выполнили крестьяне села Палеха Владимирской губернии братья Белоусовы.

Живописные приёмы уже не те, что в старину ( работали в XIX веке не темперой, а масляными красками, рисунок наносили не по кладке, а на деревянные щиты, покрытые слоем левкаса). Дошедшая до нас живопись представляет больше исторический, а не художественный интерес.

Придерживаясь древней описи Симона Ушакова, мастера точно повторили сюжеты и композиции XVI века. Это так называемая бытийная живопись, в основе которой лежат религиозные сюжеты и притчи, переплетающиеся с историческими и бытовыми сценами, определённым образом философски и политически осмысленными.

Темы живописи

Вся живопись Грановитой палаты концентрируется вокруг двух тем. Здесь представлены картины как из Священной истории («Сотворение мира»,«Явление Моисею Неопалимой Купины», «Молящийся царь Соломон»), так и сюжеты на тему русской истории.

Роспись сводов .Сотворение мира . День седьмой

В них люди XVI века воплотили свои воззрения на происхождение власти московских государей. Замысел и идейная направленность росписей диктовались потребностью в идеологическом обосновании необходимости укрепления централизованной власти. А выбор тематики определялся целью возвысить значение Русского государства, поднять престиж его правителей.

Известно,что Иван Грозный выводил свою власть как от самого римского кесаря Августа, так и от византийских императоров. Обе эти легенды нашли художественное воплощение на стенах Грановитой палаты. На одной из картин видим стареющего Августа.  Он делит Вселенную между братьями и сродниками. Своего брата ставит государем на берегах Вислы, в Прусской земле. «А от Пруса четырнадцатое колено — великий государь Рюрик», прямой предок царя Ивана Грозного.

Живопись восточной стены

Фрагмент росписи восточной стены

 

На южной части восточной стены видим иллюстрации к повести «Сказание о князьях Владимирских». Это достаточно условные портреты великих князей. На одной из композиций представляются Рюриковичи, княжившие на Руси,— Рюрик, Игорь, Святослав. Рядом изображение четвёртого Рюриковича — князя Владимира Святославовича. При нем в 988 году Киевская Русь приняла крещение.

Восточная стена. Первые Рюриковичи

В «Сказании» получила воплощение одна из центральных политических доктрин того времени. Это законность власти московских великих князей, её наследственная преемственность от римских, византийских императоров через киевских и владимирских князей.

Восточная стена. Великий князь Владимир Святославович с сыновьями

На юго-восточной части стены, рядом с троном государя — изображение царя Фёдора, сына Ивана Грозного. Это своеобразный портрет государя, при котором расписывалась палата. Неподалеку стоит брат царицы, Борис Годунов — соправитель Фёдора, представленный в тронном зале дворца рядом с наследниками царского престола.

Фрагмент росписи восточной стены

Северная стена

Напротив портрета Бориса Годунова, на северной стене Грановитой палаты воплотилась легенда об Иосифе Прекрасном. Герой притчи, Иосиф, сын Иакова, был не только прекрасен лицом, но и умён. Он прославился многими добродетелями, стал советником египетского фараона. Затем получил из его рук царский венец.

Мораль притчи: мудрый правитель достоин всяких похвал и уважения, даже если он не царского рода.

ИнтерьерОкно с росписью на откосе

 

В откосах оконных проёмов разместились фигуры 24 представителей княжеского рода Рюриковичей. Среди них нетрудно узнать Ивана I Калиту, Дмитрия Донского, Ивана III и его внука Ивана IV Грозного. Всей своей деятельностью они укрепляли и расширяли государство, способствовали славе и процветанию Отечества.

Далее идут картины, иллюстрирующие не происхождение царской власти, а её содержание. Это царь — защитник бедных и сирых,ставящий судью праведного и карающий судью неправедного.

Роспись северной стены

Со стороны Сеней, над входом в зал, видим окошечко. Это окно «тайника» — продолговатой палаты , находящейся под Святыми сенями. Тайник сохранился в несколько изменённом виде. В большое окно, обращённое в Грановитую палату, к царскому месту, вставили «смотринную» решётку. Она обита красной тафтой на хлопчатой бумаге. Она задёргивалась занавесом с кольцами на медной проволоке. Из этого тайника сквозь решётку царица, малолетние царевичи, старшие и младшие царевны смотрели на великолепные церемонии, происходившие в палате.

Днём этот величественный просторный зал освещался через 18 окон, расположенных с трёх сторон. Вечером — четырьмя массивными круглыми люстрами, изготовленными из тёмной бронзы по образцу древних новгородских хоросов.

Царские приемы в Грановитой палате были своеобразной демонстрацией драгоценной утвари, изысканных кушаний и парадных одежд. На пол стелились персидские ковры, скамьи покрывали золотой тканью, а столы сервировали драгоценной посудой. Трон царя, украшенный драгоценными камнями, ставился в юго-восточном углу палаты.

Церемониал в Грановитой палате

 

В наши дни историческую традицию продолжает Президент Российской Федерации. Именно в этом зале он даёт

Грановитая палата

официальные приёмы и обеды в честь глав иностранных государств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: