На высоком берегу Каменки, за полями, можно разглядеть село Кидекша. Храм, посвящённый святым Борису и Глебу, которые были сыновьями великого князя Киевской Руси Владимира Красное Солнышко, возведён на месте великокняжеской крепости в 1152 году.
Гибель Бориса и Глеба
Имя великого князя Святополка I стоит рядом с их именами в истории. Владимир убил родителя Святополка, Ярополка, взял под опеку племянника Святополка, дав ему отличное воспитание. При сложившихся обстоятельствах Святополк, оказавшись в Киеве во время кончины Владимира, сумел использовать ситуацию. Он заявил себя Великим князем. У князя Бориса была возможность взойти на трон. Он являлся прямым наследником. Несмотря на это, Борис не принял решение выступить в поход против брата. Его войско отправилось на присягу к новому правителю для подтверждения своей преданности.
Борис являлся потенциальным претендентом на престол, Святополк не мог позволить ему жить. Он послал к Борису палачей, которые искололи его копьями. Глеб не догадывался о том, что погибли его отец и брат. Святополк отправил посланца в Муром к Глебу, чтобы тот передал ему просьбу Владимира о встрече. Небольшой отряд Глеба направился в Киев. Около Смоленска Глеб поприветствовал гонца, рассказавшего о трагической гибели Бориса и злодействах Святополка. Во время скорби по отцу и брату, Глеб начал возносить молитвы. В этот момент его догнали наёмные убийцы и убили.
Тело Глеба бросили в речку. Позднее в нижегородской церкви Святого Василия было проведено захоронение останков Глеба рядышком с Борисом.
Восстановление храма
Храм, расположенный на обрывистом берегу реки Нерли, создаёт сильный эффект монументальности и простоты. На храм оказывали сильное влияние различные события, в том числе и вторжение монголо-татарского войска 1238 года.
Духовенство решило восстановить храм в XVI-XVII веках. Старый светлый камень применяли для ремонта. Храм был завершён свежим четырёхскатным сводом, имеющим маленькую главку. Старинные окна с щелевидными проёмами были заложены и заменены на современные. На рубеже XIX и XX веков к западной стене храма был добавлен притвор.
Архитектура
Храм имеет форму куба. Видим внушительные полуцилиндры аспид, которые изрядно выдвигаются перед стенами. Над центральными дугами закомар возвышалась величественная глава с тёмными окнами и серебристой шлемовидной поверхностью.
Белокаменные стены
Фрагменты оголённых белых фасадов разделены на широкие части с помощью плоских лопаток. Благодаря простоте исполнения, храм выглядит также просто. Аркатура на клинчатых консолях, имеющая пояс поребрика, является единственной декоративной деталью. Таким же образом украшались пояском верхние части барабана и апсиды. Детали интерьера также очень просты. Своды хора и крестовидные столпы исчезали в полумраке. При реконструкции храма, которая началась в 18 веке, внутренняя зона была изменена. Возведена новая стена, в которой были сделаны проходы в алтарь.
Остатки белокаменного престола
Горнее место
Юрий Долгорукий считался почитателем греческой техники. Храмы, построенные в период его правления, не представлены новыми элементами, которые бы не были связаны с русско-византийскими наследиями. Аркатурный поясок на храме раньше считался творением романских зодчих. На самом деле его применяли русские мастера аж в XI веке. Аркосолии для княжеских гробниц сделаны под хорами внутри храма ещё на стадии его возведения.
Юрий Долгорукий скончался в Киеве и его владения перешли к сыну Борису, который стал правителем Кидекши. На территории храма были захоронены Борис Юрьевич, его жена Мария и их дочка. Храм возвели, но на протяжении 40 лет он стоял не расписанный. Колорит строгому интерьеру придавали исключительно яркие блики икон на алтарной стене и огонёчки свечек.
Омфалий— круглый камень, который находился в центре храма. На него вставал священослужитель для выполнения особых ритуальных действий.
Фрески
После открытия в 1947 году фрагментов фресок, датируемых 1180 годом, исследователи предположили, что они были созданы по поручению Всеволода III, желавшего отделать храм изображением своей матери, которая была греческой принцессой. Высокие фигуры в малиновых одеждах прекрасно выделяются на белоснежном фоне, окружённые тропическими пальмами с огненными фруктами и деревьями и гуляющими павлинами. Изображения деревьев и райских птиц в нежно-розовых и фиолетовых тонах на стенах хора.
В апсиде, находящейся в алтарной части храма, найден фриз, состоящий из завес с рисунками деревьев и семисвечников.
Во время раскопок археологами обнаружено каменное сиденье, которое предназначалось для священнослужителя. В районе нового иконостаса найдены другие части росписи, находящиеся на южной и северной стенах. Центр внимания- украшения медальона в виде круга и линий лопатки на стене с северной части. Изображение пары всадников отчётливо просматривается на южной стене. Это образы Бориса и Глеба. Красно-коричневый цвет является основной составляющей в общей цветовой гамме фрески.
Во время проведения археологических раскопок в алтарной апсиде обнаружили остатки белокаменного кивория, который украшен изящной резьбой, аналогичной той, что использовалась на фасадах Дмитриевского собора.
С южной стороны храма в конце XVII столетия установили красивые Святые ворота, сделанные из кирпича. Они имеют изящный внешний вид и затейливый верх.