Государственный академический Большой театр — один из самых знаменитых театров оперы и балета в мире, символ русской культуры и архитектурная жемчужина Москвы. Его история насчитывает почти 250 лет, а здание, украшающее Театральную площадь, пережило пожары, реконструкции и масштабные преобразования.
Содержание
История Большого театра
Основание и Петровский театр (1776–1805)
История Большого театра началась 28 марта 1776 года, когда императрица Екатерина II выдала князю Петру Урусову привилегию на создание театра в Москве. Первое здание, построенное на улице Петровка, получило название Петровский театр. Однако оно сгорело еще до открытия, и строительство продолжил компаньон Урусова — английский антрепренёр Майкл Меддокс.
Барельеф
В 1780 году по проекту архитектора Христиана Розберга было возведено новое здание, кирпичное с белокаменным декором. Оно открылось 30 декабря 1780 года оперой «Странники». Театр вмещал около 1000 зрителей и включал партер, три яруса лож, галерею, маскарадный зал и карточную комнату. Однако в 1805 году здание полностью сгорело.
Арбатский театр и временные сцены (1805–1825)
После пожара труппа выступала в частных домах московской знати, а в 1808 году по проекту Карла Росси был построен деревянный Арбатский театр. Он отличался хорошей акустикой и изящными интерьерами, но был уничтожен во время московского пожара 1812 года.
Большой Петровский театр Бове (1825–1853)
После войны с Наполеоном Москва активно восстанавливалась, и в 1816 году был объявлен конкурс на строительство нового театра. Победил проект Андрея Михайлова. Его реализацию поручили Осипу Бове, который уменьшил высоту здания, изменил пропорции и развернул квадригу Аполлона анфас к площади. Это монументальное здание в стиле ампир. Площадь перед театром (ныне Театральная) стала композиционным центром Москвы.
18 января 1825 года состоялось открытие Большого Петровского театра представлением «Торжество муз. Здание в стиле классицизма с восьмиколонным портиком и колесницей Аполлона стало крупнейшим театром России, вмещавшим 2000 зрителей.
Пожар 1853 года и восстановление Кавосом
В 1853 году театр снова сгорел, уцелели стены и колонны портика. Восстановлением занялся Альберт Кавос, который увеличил высоту здания, добавил элементы эклектики и заменил алебастровую квадригу Аполлона на бронзовую скульптуру работы Петра Клодта.
XX век и современность
В советское время театр пережил несколько реконструкций, а в 2005–2011 годах была проведена масштабная реставрация, вернувшая исторический облик интерьеров и улучшившая акустику.
Архитектура Большого театра
Внешний облик
Музы Эрато и Терпсихора
-
Фасад выполнен в стиле классицизма с элементами эклектики.
-
Портик украшен восемью колоннами и квадригой Аполлона (бронзовая скульптура Клодта). Восемь 15-метровых колонн поддерживают фронтон с барельефами муз и двуглавым орлом (гербом России). Квадрига Аполлона — символ театра — была добавлена Кавосом вместо алебастровой скульптуры
-
В нишах фасада ранее располагались скульптуры муз, восстановленные в 2011 году.
Зрительный зал
-
Оформлен в стиле ренессанс с элементами византийского стиля, где доминируют белый, золотой и ярко-малиновый цвета.
-
Шестиярусный зал вмещает около 1740–2300 зрителей, с индивидуальным декором для каждого яруса.
-
Главная люстра весом 2 тонны, украшенная 24 тыс. хрустальных элементов (половина из них — подлинные с 1856 года), освещает зал. Изначально она была свечной, позже стала электрической.
-
Потолок расписан с изображением Аполлона и муз, создавая эффект «храма искусств»
Акустические особенности
-
Стены, пол и потолок обшиты резонансной елью, используемой для изготовления музыкальных инструментов, что обеспечивает уникальное звучание.
-
Лепнина из папье-маше усиливает звук, а ткани обивки пропитаны специальным составом для сохранения акустики
Парадные помещения
-
Белое фойе: Главное фойе украшено росписями в технике гризайль, создающими иллюзию объемного декора. Зеркала и три хрустальные люстры (две воссозданы по историческим образцам) добавляют пространству света и grandeur.
-
Императорские фойе: Включают Круглый зал с уникальной акустикой (шепот слышен в центре) и Большое Императорское фойе, обтянутое тканью цвета «раскаленного чугуна».
-
Парадная лестница: Украшена алебастровыми вазами (копиями утраченных оригиналов) и ведет к главному фойе
Холл и парадная лестница
Современные сцены и технические инновации
-
Историческая сцена — основная площадка для оперы и балета.
-
Историческая сцена имеет объем 6-этажного дома, с компьютеризированными подъемно-опускными площадками, превращающимися в горизонтальные, наклонные или ступенчатые конструкции.
-
Портал сцены (20.5×17.8×23.5 м) оснащен современным оборудованием для света и звука
-
-
Новая сцена (открыта в 2002 году) — экспериментальные постановки.
-
Бетховенский зал — камерные концерты.
Детали интерьера
-
Царская ложа: Расположена напротив сцены, украшена двуглавым орлом и вензелем Николая II. Её поддерживают атланты из папье-маше.
-
Золочение: На реставрацию ушло 4.5 кг сусального золота (толщиной 5 микрон) для декора залов.
-
Занавес: Парчовый занавес с вышитым двуглавым орлом и надписью «Россия»
Интересные факты
-
Во время реставрации 2005–2011 гг. восстановлены даже пропитки тканей XIX века для акустики.
-
В Круглом зале императоры произносили речи, слышимые во всех уголках благодаря особой акустике
Большой театр — символ русской культуры, переживший войны, пожары и революции. Его архитектура отражает эпохи классицизма и эклектики, а сцена продолжает радовать зрителей шедеврами оперы и балета.
«Большой театр — это храм искусства и живая история России»