Содержание
История Ипатьевского монастыря
Самая большая из всех сохранившихся построек древнего русского зодчества в Костроме раскинулась на красивом побережье речки Костромы — Ипатьевский монастырь. Он начал своё существование во второй половине XIII столетия, но до XV в о нём не было никаких сведений.
Сведения о монастыре начали появляться на полосах исторических источников в 1435 году. Он стал территорией подписания мирного договора между двумя князьями: московским князем Василием Тёмным и галицким князем Василием Косым, которые являлись соперниками.
Конец XVI века, сопровождался приходом к власти Годуновых,( по притче, они были продолжателями рода родоначальника монастыря) и последовало поднятие монастыря. Борис Годунов, его дядя Дмитрий Иванович (знаменитый коллекционер и меценат),царица Ирина Фёдоровна жертвуют средства на развитие Ипатьевской обители.
За стенами её хранились важные культурные ценности. Согласно реестру 1595 года в библиотеке монастыря было 149 книг, что является довольно большой цифрой для того времени.
В их число входят: ипатьевская летопись, которая является одной из древнейших русских летописей и имеет множество уникальных страниц; холмогорская летопись XVI в с великолепными миниатюрами — «лицами», а также евангелие и псалтырь, которые изготовили по заказу Д.И. Годунова.
Монастырь-царская резиденция
В 1613 г. юный Михаил Романов скрывался от нападок литовских и польских захватчиков в стенах монастыря. Там его застигло известие об избрании онного на царство. В результате монастырь стал царской резиденцией на короткий период. Ипатьевский монастырь становится для Романовых семейной святыней. Это способствовало его небывалому расцвету. Состав комплекса монастыря в целом формировался в XVI —XVII вв. Частичные изменения происходили и в XVIII—XIX веках.
Старые стены и башни монастыря
Среди наиболее значимых архитектурных памятников, относящихся к истории обители, можно отметить стены восточной стороны монастыря (упоминаемый как Старый город), воздвигнутые в 1586—1590 гг. в виде неправильного пятиугольника (чуть больше 500 м по периметру). Участок к западу от монастыря огорожен стеной из камня в 1642—1643 гг. (Новый город).
Над вратами, расположенными на западной стороне новой стены, возвысилась внушительная башня с зелёным черепичным шатром. Это и дало наименование — Зелёной башни. Старинные стены подверглись реконструкции. На территории церкви XVII в, которая располагалась на восточной стене и была симметрична Зелёной башне, по плану зодчего К. А. Тона возводится шатровая церковь Хрисанфа и Дарьи (1841—1863 гг.), соответствующая русскому византийскому стилю.
В обители уцелели строения, относящиеся к периоду XVI—XVII вв. Они находятся на первом ярусе (изначально верхние уровни — деревянные).
Архиерейский корпус возвели по восточной стене с 1770-х годов и отличается изысканной архитектурой барокко. Наличники с фигурными балясинами и заключением в форме кокошников, типичные для конца XVII в, добавили на 2 и 3 этажах здания.
Архиерейский дом с церковью святых мучеников Хрисанфа и Дарии
Братский корпус
По периметру северной и западной стен возвели братский корпус, имеющий форму буквы «Г». Северная сторона достроена в 1758—1759 гг. Западная сторона корпуса названа «палатами бояр Романовых». Сегодняшний образ палаты обрели после визита в обитель Александра II. Палаты реконструировали согласно плану зодчего Ф. Рихтера в 1863 г., с задачей добавить им вид «царских покоев» (резиденции Михаила Романова). Достроили вход в стиле зодчества XVII века.
Фасад строения разукрасили в виде шахмат и изменили убранство. К югу от « чертогов» находится сохранившийся корпус, расположенный над погребальными помещениями ( его верхний этаж относится к XVII— XVIII вв.).
У южной стены, фрагментарно соприкасаясь с ней, находится здание XVII в. В нём располагались: кухня и квасоварня, также цех по производству хлеба. В XIX веке здесь был организован свечной завод.
Памятник гражданского зодчества Петровской эпохи, расположен в Новом городе, представляет собой здание из камня (1721 г.), построенное у северной стены. По завершении работ по восстановлению исторического облика зданий, которые подвергались значительным изменениям в XIX веке, в период с 1960-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, которые вернули им первоначальный вид.
Троицкий собор
Троицкий собор, являющийся архитектурным центром Ипатьевского монастыря, имеет пять глав и украшен куполами из золота.
Главный храм монастыря, возведенный в XVI веке. Это величественное здание украшено фресками и иконами.
Полотна на стенах врат выполнены в технике огневого золочения, они имеют схожие сюжеты с сюжетами из расписных створок Благовещенского собора Москвы. Изображения античных философов размещены на южной двери.
В качестве примера монастырского собора XVII в можно привести Троицкую церковь. Она представляет собой четырёх столпный храм, в котором пять глав и который возвышается на высоком подклете. С трёх сторон к храму примыкает закрытая галерея. Храм, его галереи и внутреннее убранство украшены фресками. Стенопись сделана в 1685 г. по проекту, разработанному Гурием Никитиным и Сипой Савиновым.
На северной стене находятся имена художников, написанные в клейме — медальоне. Артелью мастеровых, работающих в Большесольском районе, в 1756—1758 гг. изготовлен необыкновенный резной иконостас, украшенная золочением. Полотна икон, находившиеся в иконостасе Троицкого собора XVII и XVIII веков, уцелели и сегодня.
Убранство храма создаёт впечатление совершенной гармонии зодчества, живописи и прикладного искусства.
У западной стены возведена трехъярусная звонница, построенная в 1603—1605 годах. В 1649 году с северной стороны к ней была добавлена четырехъярусная башня, увенчанная шатровым покрытием.
Памятники гражданской архитектуры
Кельи монахов – жилые помещения, расположенные вокруг основного комплекса. Они были построены в разное время и отражают различные стили архитектуры.
Выставки Костромского историко-архитектурного музея-заповедника расположились в палатах Ипатьевского монастыря. Показана история края, начиная с дореволюционных времён и заканчивая сегодняшним днём. Также проходят выставки по истории общества времён СССР, по истории дореволюционного периода. Представлена богатая коллекция насекомых со всего мира, а также декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Значение для русской истории
Ипатьевский монастырь занимает особое место в истории России. Он стал свидетелем многих важных событий, связанных с судьбами великих князей и царей. Одним из таких событий стало избрание Михаила Романова на престол в 1613 году после Смутного времени. Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, жил в монастыре до своего восшествия на трон. Таким образом, Ипатьевский монастырь считается колыбелью династии Романовых.
Современность
Сегодня Ипатьевский монастырь продолжает играть важную роль в духовной жизни России. Здесь проводятся богослужения, организуются паломнические поездки, а также ведутся реставрационные работы для сохранения уникального архитектурного наследия. Монастырь открыт для посетителей, желающих прикоснуться к истории и культуре православной Руси.