Содержание
Вторжение Наполеона
Существенное разрушение произошло в Московском Кремле в 1812 году. Вторжение императора Наполеона в столицу России принесло огромные разрушения. Город и Кремль значительно повреждены.Спасаясь бегством из Москвы, Наполеон отдаёт приказ о заминировании и подрыве Кремля.
Большинство исторических памятников Кремля — Грановитая палата, сенат и другие повреждены в результате пожаров и разрывов. Уничтожены некоторые части старинной кладки стен и колоколен. После окончания отечественной войны началась реставрация уничтоженных и сломанных зданий Кремля.
Реконструкция зданий
Московский Кремль обновили к середине XIX века, достопримечательности и окружающие территории привели в более или менее пригодное состояние. Невзирая на целый ряд восстановительных работ и усовершенствований, Большой Кремлёвский дворец в Москве, являющийся главной царской резиденцией, всё ещё дряхл и не соответствовал своему статусу.
Николай I в 1838 г. постановил демонтировать дворцовый комплекс. Грановитая палата, здание Теремного дворца, золотая Царицына палата, храмы и собор Спаса на Бору сохранены в первозданном облике. Они составляли основу. Рядом, по проекту царя, необходимо возвести здание современного Большого царского дворца, поражающее своим величием с парадным залом.
В половине XIX века процесс по преобразованию и сооружению Кремля, в котором жили и правили российские монархи, проводились исключительно с ведома и согласия царя Николая I. Задача запланированного дворца показать современную роль России в Европе после одержанного триумфа над Наполеоном. Печальным образом обстояли дела с дворцом, возведённым известным зодчим В.В Растрелли в период правления государыни Елизаветы Петровны, и это являлось мотивом для начала строительства. Прежний дворец не отвечал новейшим идеям об изяществе и уюте. Являлся отражением иностранной архитектуры в русских традициях.
Изначально он состоял из четырёх этажей и имел странный вид. Тесби де Белькур, посетив Московию, писал
дворцовые постройки беспорядочны и представляют собой хаотичное скопление типичных архитектурных единиц, композиционно не согласованных.
Иные считали дворец величественным и прекрасным. Во время пожара 1812 года Кремлёвский дворец получил огромные повреждения. В 1816 г. дворец заново воссоздан В. П. Стасовым, при содействии зодчих А.Н. Бакарева, И.Л. Миронова и других. Дворец не смог обеспечить достаточной вместительности для императора и вельмож.
Измененный облик
Дворец заново разработан и увеличен В. П. Стасовым в 1817-1818 и 1826 годах. В изменённом образе дворец не отвечал прямому предназначению — главной торжественной царской резиденции в самом сердце России, в Москве. Чтобы акцентировать преемство русской государственной власти и добавить особенный лоск и помпезность резиденции в Кремле, императорский дом принял решение воспользоваться архитектурными приёмами византийского зодчества, как предшественника Давней Руси.
В течение 20—30 годов XIX века отрабатывались различные проекты устройства дворца применительно к современным потребностям и изменению его дизайна. Данные планы содержали создание новой праздничной высочайшей тронной залы на территории старинной Боярской площадки.
Эта мысль регулярно проявлялась в различных вариациях, давая возможность увеличить территорию дворца, объединить в одно целое устаревшие и современные сооружения. В хранилище находятся проекты, заверенные такими людьми, как Иван Горский, Николай Запнин, Михаил Лопыревский, Иван Михайлов и др. Разработали эти проекты в 1836 г. или раньше. Наиболее интересным являлся вариант зала на Боярской площадке, исполненный зодчим О. Монферраном в 1837 г.
Эта концепция включает в себя перекрытие центра зала большим ровным сводом, похожим на Пантеон. Фронтальные зоны сформированы колоннадой с арочным входом. Кремль являлся любимым местом Николая I, много времени посвящал строительству. Он принимает решение возводить дворец с нуля. Равно как во времена Ивана III, действо ограничивалось не только постройкой нового здания, но и являлось комплексным обновлением Кремля целиком.
Подготовка и строительство нового дворца
Заботливое внимание Николая I о воссоздании древних дворцовых построек, храмов и мирских зданий было значительным. Полностью возродили Арсенал. С внешней стороны стен здания выставлены трофеи России, в т.ч. компании 1812 г. Это пушки, захваченные у полков Наполеона. В царствование Николая I на территории Конюшенного приказа возведено современное здание Оружейной палаты. В новое помещение доставили все государственные ценности и царские коронационные символы власти. Построены Кавалерийские корпуса для размещения дворцовых служащих.
Большой Кремлёвский дворец, как официальная резиденция российских монархов, соответствовал Зимнему дворцу в Санкт-Петербурге. Принимается решение снести Елизаветинский дворец и другие постройки XVI-XVII вв. На высвобожденной территории воздвигнуть здание, отвечающее всем современным требованиям. Он должен стать олицетворением мощи государства и правителя.
Новому Кремлёвскому дворцу предполагалось претворить в бытие одну из самых важных идей николаевского периода, известную как «официальная народность». Император зрил в этом одну из основ российской государственности, основанной на национальных корнях.
Назначение Тона
Известный архитектор того времени, Константин Тон назначен ответственным за проектирование и возведение дворца. Монарху нравилась идея использования русско-византийского стиля, характерного для Тона. Он школяр А.Н Воронихина, А.Д Захарова. Тон, автор стиля эклектики в русской архитектуре. Закончил Санкт-Петербургскую академию искусств.
В начале 1838 г. помощником архитектора П.А. Герасимовым сделан первый эскиз будущего здания. Для нижнего яруса дворца, наиболее широкого, в сравнении с парой верхних, предусмотрена открытая терраса. Она должна быть выполнена в стиле старинных дворцовых построек Кремля. В оформлении двух верхних этажей использовались элементы декора, характерные для Теремного дворца. Позже принято решение объединить внутренний двор с собором Спаса на Бору.
Когда стены дворца подняли под крышу, 19 ноября 1841 года утвердили конечную версию южного фасада с четырёх лотковым сводом, являющимся центральным элементом основного объёма. Для украшения южной и северной сторон дворца в 1845 г. разработаны наброски и эскизы, изображающие государственных орлов, 12 гербов царств и княжеств: Казанский, Астраханский, Сибирский, Херсон — таврический (в том числе), Польский, Грузинский, Киевский, Санкт-Петербургская губерния, Финляндия.
Купец из Москвы Василий Крюмбюгель произвёл и монтировал их в 1847 г. В августе 1848 г. покрыли золотом свод с узорами, гребень крыши с вершинами громоотводов, крыши покрасили светло-серым цветом. Создали под аттиком изящное золочёное ограждение, брусья и подзор с медальонами аттика покрасили в цвета, соответствовавшие «цвету камня». Двуглавых орлов и Гарбо тоже покрасили в цвета камня.
Николай Бутеноп расположил часы-куранты с циферблатом на северном и южном фасадах дворца, а колокола боя во фронтальных люкарнах с востока и запада.
Дощечки с текстами
Большой Кремлёвский дворец планировался в форме четырёхугольника, размещённого на наивысшей точке Боровицкого холма. Территория дворца составляет больше 20 000 кв. м. Высота дворца со сводом — 44 м., а его длина равна 114 м. 1 апреля 1849 г. совершен обряд освящения дворца. Цоколь имеет в своей основе гранит с надписью «1838 г. Июля 30 дня» вмонтированный в начальной стадии.
В последующем году, под основание угла, где сейчас располагается кабинет Его Величества, вложена медная дощечка с текстом:
заложен при императоре Николае I по распоряжению генерал-адъютанта князя П.В. Волконского, обер-гофмейстера барона Боде, архитектором которого является Константин Тон .
Работы по украшению дворца
В 1841 году закончено строительство стен и колонн Андреевского зала. В 1842 г. купцом Ф. Челноковым сложены своды. Работы по украшению и усилению купола тянулись больше 6 лет. Крестьянин Фёдор Дылев приступает к выполнению работ по лепке в тронном зале в 1846 году. Для создания крупных розеток в главных куполах установлены пять металлических корпусов, изготовленные купцом из Москвы Семёном Родионовым.
Начиная с октября Сантино Кампиони приступил к работе по покрытию искусственного мрамора на стены, выступы, откосы и своды оконных и дверных проёмов. В 1847 г. внесли окончательные поправки в план. В этот момент на восточной стене приняли решение расположить одиннадцатую по счёту круглую цепь ордена Андрея Первозванного. Художник А. Лонжинотти выполнил роспись тридцати орденских знаков из гипса капителях колонн.
В то же время начали укладывать печи и камины в Андреевском зале. Их изготовили из серо-фиолетовой коргонской яшмы, на Колывановской фабрике на Урале в 1843 г. Бехтерев разработал и сделал торжественные двери, живописный паркет из 22 уникальных пород древесины. С помощью муара и шелковистых портьер завершили отделку зала.
Элементы обстановки
В 1839 г. началось проектирование и изготовление элементов обстановки, используемых в новых торжественных залах. На рубеже 1841—1842 годов Сантино Кампиони изготовил четыре камина из светлого каррарского мрамора с бронзовыми украшениями. Стены Александровского зала оштукатурили в 1846 году и по осени приступили к работе по обработке стен и колонн, имитирующих искусственный мрамор. Создание алебастровых моделей ангелов для декорирования над анфиладными дверьми поручили академику Логановскому.
В 1848 году художник Василий Крумбюгель разработал и изготовил для лепных картушей медные доски, которые украшали изображения« по золоту и серебру форменными красками под цвет эмали» гербов губерний и областей Российской империи. В аналогичной технике, но с нанесением лака на поверхность купола и своды Александровского зала художником Ефимовым изготовили орденские звёзды и кресты свода. В 1844 г. начали создание модели люстр, а в 1849 г. установлено шесть бронзовых светильников и восемь бра. В 1863 году на фабрике Шопена произведены ещё 20 бра для Александровского зала.
Парижские канделябры для каминов доставлены в 1862 году.
В «Описании вещей Большого Кремлёвского Дворца 1855 года», в Александровском зале установлено 114 стульев: 48 из липы (1847) и другие из берёзы (1853), все они покрыты позолотой и украшены велюром, а их спинки отделаны шелковой тканью« гро-гро».
3 апреля 1849 года император посетил освящение дворца. Это произошло в день Святой Пасхи, и император присутствовал на церемонии. Масштабность и уникальность архитектурного ансамбля Московского Кремля, его средневековых соборов, палат и теремов были полностью подчинены внешней архитектуре Большого Кремлёвского дворца. Работы, направленные на изменение живописного интерьера, не прерывались и в последующие годы.
Размещение символики
В западном фронтоне над престолом разместили Государственный герб Российской империи. Его выполнил Кене в виде бронзового щита на облачении из соболя, закончив шлемом и двумя ангелами. Над ним находился свод с короной и текстом «С нами Бог» .
Вместо гербов, на восточной стене зала в подзоре разместили три вензеля монархов с воинской арматурой: Петра I — основоположника ордена, Павла I, и Николая I — творца зала.
Занизили шатровую сень престола, под ней поставили новое тронное кресло и доссию с вышивкой Государственного герба России.
В 1895-1896 годах при подготовке коронации Николая II в Андреевском зале установили новую сень и три тронных кресла — императора Николая II , императриц Александры Федоровны и Марии Федоровны.
Сень изготовили по эскизам А.Е.Комаровского.
Размеры и апартаменты
В ансамбле кремлёвских строений Кремлёвский дворец занимает лидирующее положение. В его облике есть что-то величественное и монументальное. Имеет длину в 125 метров, а высоту — в 44 метра. Во дворце 700 различных аудиторий. Они могут вместить в себя разом до 20 000 человек. Территория дворца образует 20 000 кв.м.
Построенный дворец вместил: парадный вестибюль, парадную лестницу, аванзал и анфилады пяти торжественных зальных помещений, которые получили название во славу русских наград.
На первом уровне разместилась Личная половина, а на втором — Парадная. Внешний антураж Большого Кремлёвского дворца весьма неброский. Разительный контраст внутреннего убранства, с его помпезностью и великолепием.
Торжественно оформленное сооружение, с горделиво возвышающимся аттиком и флагштоком на его вершине стало архитектурным центром Кремля. Глядя на дворец, казалось, что он имеет три этажа. Фактически дворец являлся двухэтажным. Торжественные залы на втором этаже сразу задумывались как двухсветные.
Кремлевский дворец и Президиум Верховного Совета
По окончании Октябрьской революции в 1918 г. Кремлёвский дворец становится музеем. В 1923 г. музей передали в управление Совнаркома, и в Андреевском зале начали проходить пленумы всемирных конгрессов III Интернационала и иные форумы. По этой причине трон демонтировали, убрали свет со Всевидящим оком, Большой герб российской державы и двуглавых орлов с Андреевским крестом на груди.
Впоследствии, для членов Президиума Верховного Совета за западной стеной возвели террасу. В стене пробили проход. В зале разместили стулья для принимающих участие в пленумах и трибуну президиума. В период с 1932 по 1934 года в Андреевском и Александровском залах к XVII съезду ВКП (б) провели разборку стен и куполов. Модель кессонированного свода, разработанная инженером В.Г.Шуховым, позволила перекрыть новый объём. В западной части Андреевского зала поставили трибуны президиума. За ними в нише смонтировали изваяние В.И. Ленина, выполненную мастером Меркуловым. В северной части стены расположили семь лож для дипломатов. Стены покрыли искусственным мрамором.
В 1970 г. начали фрагментарную реставрацию. Демонтировали оригинальный паркет зала, созданный по разработке Солнцева. Целостные реставрационные и восстановительные работы проделали в Большом Кремлёвском дворце в 1997—1999 гг. Современные интерьеры, выполненные в стиле старинных домов, поражают воображение своей изысканностью и великолепием.