Зодчие древней Руси остались для потомков безымянными.
В XVII веке мастера стали оставлять на своих творениях свидетельства своей причастности к созданию того или иного произведения искусства. В конце столетия в Суздале работали три талантливых зодчих, вышедших из крепостных Ризоположенского монастыря. Это Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов.
Содержание
Святые ворота монастыря
В 1688 году они построили Святые ворота этой обители.
Сделав ворота двух шатровыми, мастера отдали дань древней традиции. Святые ворота поражают своим изяществом и совершенством форм. Белый фасад врат прорезают 2 больших проезда, имеющими разную форму. Одна арка полуциркульная, а другая несколько упрощённая.
Торцы простенков похожи на столбы с карнизами. Над сводами строители сделали небольшое помещеньице, куда ведёт лестница, расположенная в стене. Предназначение этой комнаты неизвестно. Большое внимание мастера уделили декору сооружения. Главным украшением Святых ворот являются ширинки с разноцветными плитками.
Киот для иконы над входом выполнили в форме ширинки. Фасад венчает пояс изразцов с квадратными обрамлениями и карниз с небольшими зубцами. В этом же стиле изготовили небольшие восьмерики с малюсенькими окнами. На левом шатре окна находятся в маленьких нишах, а на правом — с резными наличниками. Наличие стилизованных оконцев — слухов на обоих шатрах Святых ворот связывает их с шатрами городских колоколен.
Ризоположенский собор
Дата постройки Ризоположенского собора точно неизвестна. Согласно некоторым данным, его строили в 1520- е гг. на средства Ивана Шигони-Поджогина, ближнего боярина великого князя Василия III.
Здание собора подверглось основательной переделке в 1925 г., когда его использовали под электростанцию. Тогда сломали все три главы храма с позолоченными луковичными навершиями.
Ризоположенский собор — это небольшой храм. Первый в русской архитектуре бесстолпный храм. Первоначально его фасады завершались закомарами. Простенькие окна на гладких стенах, фриз из пятигранных ниш без лишних декоративных деталей придавали старому монастырскому собору консервативный лаконичный вид.
В 1668 г. архитекторы, занимавшиеся строительством Святых ворот, обнесли древний храм галереей с южной и западной сторон. Они, не скупясь, украсили главную, западную стену паперти оригинально обработанными пилястрами, облавными изразцами, покрытыми цветными эмалями, и шикарным порталом.
При виде этого произведения архитектурного искусства у зрителя появляется мысль о том, что зодчие преследовали определённую цель— не оставить ни одного свободного от украшений участка стен.
При солнечном освещении возникает особый художественный эффект от игры светотени, кажется, что стены паперти вибрируют.
Колокольня
На колокольни Ризоположенского монастыря когда-то были часы. В старинных документах этому есть подтверждение.
Часы на колокольне установили при её строительстве, примерно в 1688 году. В монастырских документах отмечено, что служилых крестьян в обители нет. Жил там дворник, получавший жалование 1 рубль в год за « часовождение монастырских колокольных часов».
В начале XIX в колокольня была разобрана, а боевые железные часы уничтожены.
13 августа 1769 г. на территории монастыря вспыхнул сильный пожар. Огонь перекинулся «от купецких домов». Все деревянные монастырские постройки сгорели дотла, каменные здания сильно пострадали от падавших медных колоколов. Здание собора, построенное Шмаковым, Маминым и Грязновым, пришлось разобрать и выстроить новое. Тогда, в 1819 г .вплотную к стене Ризоположенского монастыря была возведена существующая до сих пор грандиозная колокольня, высота которой составляет 72 м.
Её строительство было посвящено победе русского народа в Отечественной войне 1812 г. Она получила название Преподобенской. Колокольня возведена в стиле русского провинциального классицизма и несколько выбивается из древнего суздальского ансамбля.
Троицкий собор
В северо-восточной части монастыря Шмаковым,Маминым и Грязновым был построен Троицкий собор, считавшийся венцом творчества этих талантливых зодчих. Собор являлся памятником суздальской архитектуры. Троицкий собор строился в одно время со Святыми воротами монастыря.
Храм стоял на первом этаже, который был выше остальных. Три стороны здания окружали закрытые галереи. Окна в галереях были двойными и украшены наличниками из декоративного кирпича. Ниже окон находилась цепь разноцветных плиток.
С южной стороны храма находилась колокольня с открытым крыльцом на столбах внизу. Верхний ярус колокольни был украшен резными камнями, а ворота храма расписаны яркими цветами. Над арками второго яруса возвышался лёгкий купол с зелёными черепицами.
Церковь была украшена пятью куполами, каждый из которых находился на граненном основании с круглыми навесами. Высота верхней части церкви соответствовала высоте второго этажа. Троицкий собор был уникальным примером архитектурного мастерства, несравнимым с работами других суздальских мастеров. Решение советских властей использовать собор в качестве склада зерна было оскорблением этого произведения искусства. В 1934 году церковь вместе с колокольней и иконостасом была разрушена.
Сегодня реставрация Троицкого собора идёт очень медленно. На его месте стоит крест с надписью
Сретенская трапезная церковь
Сретенскую трапезную церковь возвели в 1882 году. Сегодня мы видим на ее месте разрушенные стены.
Главная святыня монастыря -мощи Евфросинии Суздальской. За ее добрые дела церковь причислила ее к лику святых.