Среди множества памятников архитектуры и истории, находящихся на территории Суздаля, Рождественский собор занимает лидирующие позиции. Он стал легендой из всех уцелевших сооружений города.
Начиная с 1222 по 1335 гг. хроники упоминают, что «мастера каменных дел», демонтировали храм эпохи Владимира Мономаха, построили новую Белокаменную — главный собор города. В XV в. произошло обрушение верхней части собора, вызванное «ветхостью», что стало толчком для его восстановления, завершившегося в 1530 г. пятиглавием.
Архитектурные изменения
В XVII-XVIII вв. архитектура собора претерпела значительные изменения как снаружи, так и внутри. В конце XVII в. демонтировали хоры в западной части храма, окошки расширились. На барабанах возведены лазурные луковичные купола, украшенные звёздами. Явное различие старинного, домонгольского сегмента храма и надстройкой XVI века можно легко увидеть на белой стене: нижняя белокаменная часть существенно контрастирует с верхней, выполненной из кирпича.
Колонны собора очерчиваются изящной нитью из соединённых между собой арочных опор, украшенных замысловатыми узорами.
В промежутках между окошками 2-го уровня размещены многозначительные » лики» с широко распахнутыми глазами, созерцающие Вселенную 8 веков.
Существует много общих черт в стиле декоративной фасадной резьбы, характерных для Рождественского собора и Владимиро-Суздальского княжеского храма 12 в. Белокаменная резьба — элемент убранства собора, характеризующий исходное великолепие.
Золотые врата
Южный и западный портал украшают двустворчатые Золотые ворота. Это исключительный памятник древнерусского наследия, воплощённый по технологии «золотая наводка». На пластины из меди напылялось золотое очертание изображения, вслед квадратные клейма с библейскими сюжетами монтировались на основу, выстраивая поражающую световую игру движущихся человеческих фигурок, узоров и мифических существ, колоритно контрастирующих на тёмном фоне.
Сюжет на воротах Праздник Покрова Богородицы
Ручки мастеровые изготовили сложной формы. Это лев с кольцом в пасти. Они сейчас стали символом города и часто воспроизводятся на значках и сувенирах.
Росписи и фрески
Отдельные фрагменты росписей домонгольского периода можно увидеть в соборном убранстве.
Они найдены на верхней части правой алтарной апсиды. Основная часть фресок выполнена в 1635—1636 гг. В этот период создан пятиярусный иконостас.
В нём видим имя Григория Зиновьева, являющегося воспитанником знаменитого Симона Ушакова, талантливым художником, который стал известен благодаря своим работам.
Коллекция выносных фонарей представлена в обстановке собора. Для феодальной знати было характерно погребение в Рождественском соборе. Обилие надписей на надгробных плитах возвращает нас во времена средневековья. В 14-17 вв. в соборе захоронили членов княжеского рода Шуйских, Бельских, Ногтевых и других.