Построенный в духе русско-византийского зодчества храм Воскресения Христова является одним из самых оригинальных и необычных храмов Петербурга.
В 1883-1907 годах на побережье Екатерининского канала возвели собор. Это место, где в 1881 году террорист из общества «народная воля» И. Гриневицкий покушался на царя Александра II, который возвращался с демонстрации парада в Михайловском манеже. Исходя из этих событий, собор чаще всего упоминают как Спас на крови.
Храм предназначался для поддерживания воспоминаний о погибшем царе. Строился он на государственные средства и народные пожертвования. Его отделка выглядела роскошно и богато. Купола излучают сияние золота и ярких красок драгоценных металлов, а живописный палас из фасонного кирпича, мрамора, деталей плиток и мозаик дополняет эффектный образ.
Сновидение и конкурс
По сказанию, монаху Игнатию(Малышеву), настоятелю Троице-Сергиевой пустыни, окончившему Академию искусств в Санкт-Петербурге, в сновидении возникла Богоматерь и представила базы Храма. Вслед за сновидением он вместе с зодчим А. А. Парландом и сделал разработку модели собора.
Факт победы между десятками остальных конкурсантов, оказалось сюрпризом для всех претендентов конкурса. Просто этот проект соответствовал целиком определённым требованиям, установленным Александром III:
« желательно, чтобы храм был создан полностью в русском вкусе XVII в., примеры коего встречаются, скажем, в Ярославле, и что самое место, где царь Александр II был смертельно ранен, должно быть, внутри самой церкви в виде характерного придела».
Местоположение ужасного факта точно вписалось во внутреннее пространство Храма. Поэтому собор возведён прямо на набережной канала, а его русло использовано для основания храма. Открыт и освещен в царствование Николая II 19 августа 1907 года. После ранения Александра II на колокольне (под ней) поставили мозаичное панно с изображением распятия и креста из мрамора и гранита. В центре находилась лампадка, блестевшая неугасимым пламенем.
Для удобного выполнения богослужения в церкви через Екатерининский канал построен мост, ставший продлением площади. На месте, где свершилось убийство царя, возведена замечательная сень, украшенная крестом из топаза. В этой части собора находятся уникальные произведения ювелирного и камнерезного мастерства.
Архитектура
Собор является образцом искусства Нового времени, его четыре крылечка и фасад украшают прекрасные мозаики на евангельские темы. Количество мозаик, составленных в цехах братьев Фроловых, образует около 7 тысяч квадратных метров. Они изготовлены по рисункам целой группы живописцев: В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, Ф.П. Рябушкина и других.
Высота колокольни 62 метра, это возраст Александра II. Самый высокий купол с крестом 81 метр. Такой размер то же не случаен. Год смерти реформатора 1881.
В западной части собора видим место трагедии.
Видим решетку, которая символизирует решетку канала. На нее опирался раненый император.
Шатровая часть храма
С момента освящения собор был в компетенции МВД, не имел никакого отношения к простым приходским службам. В нём не проводились крещение и венчание, а также не осуществлялись обычные обряды для прихожан. В годовщину убийства совершалась панихида по императору, организованы отдельные богослужения, посвящённые его памяти.
В 1917 году храм открыт для всех изъявивших желание посетить его, что привело к повреждению убранства. К таким разрушениям относится мозаичное покрытие, небольшая толщина гранитных пластин, которых составляли 5 мм.
Собор для посещений закрыли в 1930 году,. Перед началом Великой Отечественной войны его готовились уничтожить.
Здание признано памятником архитектуры в 1956 году, через 14 лет его отдали в качестве филиала музея «Исаакиевский собор».